и бедном невежественном мальчике




В Эммаусе Нагорном. Притча о богатом мудром человеке

 

14 октября 1946

1. На площади в Эммаусе толпятся люди. Она поистине переполнена. И в центре площади находится Иисус, передвигающийся с трудом, так плотно Он окружен и сдавлен осаждающими Его людьми. Иисус находится между сыном главы синагоги и другим учеником, апостолы и ученики окружают Его, с неосуществимым намерением защитить Его. Среди них много детей, так как они легко проскальзывает повсюду, подобно маленьким ящерицам в сплетениях густых живых изгородей.

Притяжение, которое Иисус оказывает на малышей чудесно. Куда бы Он не пошел, где бы Он ни был известен или неизвестен, Его сразу окружают дети, радостно цепляющиеся за Его одежды, счастливые тем, что Его рука слегка касается их, с любовью лаская, даже если в это время Он говорит со взрослыми о серьезных вещах. Но наивысшее счастье – когда Он садится на сиденье, на низкую стену, или камень, или упавший ствол дерева. на траву. В этом случае, несмотря на их маленький рост, Он становится для них более доступным. Теперь они могут обнять Его, положить свои маленькие головки на Его плечи или колени, спрятаться под Его мантией и, таким образом, оказаться под Его руками, подобно цыплятам, нашедшим самую любящую и надежную защиту. И Иисус всегда защищает их от высокомерия взрослых, от их несовершенного уважения к Нему, поскольку уже несовершенное по столь многим более важным причинам, оно притязает на усердие, прогоняя малышей от Учителя…

Даже сейчас слышатся обычные слова Иисуса в защиту Его маленьких друзей: «Оставьте их в покое! О! Они не беспокоят Меня! Не дети причиняют беспокойства и печаль!»

Иисус склоняется над ними с широкой улыбкой, отчего кажется моложе, так что Он выглядит как их старший брат, своего рода сообщник в некоторых их невинных забавах. Он шепчет им: «Будьте хорошими и тихими, так чтобы они вас не отослали, и мы могли побыть вместе немного подольше».

«А Ты расскажешь нам хорошую притчу?» - спрашивает… самый храбрый из них.

«Да. Одну для всех. Потом я буду говорить с вашими родственниками. Слушайте все. То, что полезно для малышей, полезно также для взрослых людей.

2. Великий царь однажды вызвал одного человека и сказал ему: «Я слышал, что ты заслуживаешь награды, потому что ты мудр и прославил свой город своей работой и своей наукой. Сейчас, я не дам тебе той или иной вещи, но отведу тебя в зал, где хранятся мои сокровища, и ты выберешь то, что тебе нравится, и я отдам это тебе. Таким образом, я также узнаю, достоин ли ты своей славы». В то же самое время царь, подойдя к террасе, окружающей его зал, бросил взгляд на площадь перед царским дворцом и увидел проходящего по ней бедно одетого мальчика: ребенка из очень бедной семьи, возможно, сироту и нищего. Он обернулся к своим слугам и сказал: “Идите к тому мальчику и приведите его сюда”.

Слуги пошли и вернулись с ребенком, чтобы представить его царю. Хотя придворные сановники сказали ему: «Поклонись, приветствуя, и скажи: ‘Честь и слава тебе, мой царь. Я преклоняю перед тобой свои колени, могучий царь, которого вся Земля прославляет как величайшего из всех существующих’. Мальчик отказался поклониться и повторить эти слова, и возмущенные царедворцы грубо встряхнули его и сказали: “О царь, этот грязный невоспитанный мальчик унижает достоинство твоей обители. Позволь нам выгнать его отсюда на улицу. Если ты желаешь иметь рядом с собой мальчика, и если ты устал от наших детей, то мы пойдем и поищем его среди богатых людей города, и приведем его к тебе, ноо не этого грубого парня, который даже не знает, как надо приветствовать человека!...”

Богатый мудрый человек, который до этого унизил себя многими глубокими раболепными поклонами, как если бы он стоял перед алтарем, сказал: «Твои сановники правы. Ради величия твоей короны ты должен убедиться, что твоей священной персоне воздается подобающее ей почтение», - и, говоря эти слова, он простерся ниц, чтобы поцеловать ноги царя.

Но царь сказал: «Нет. Мне нужен этот мальчик. И не только это, но я хочу также повести его в зал моей сокровищницы, чтобы он мог выбрать, что пожелает, и я подарю это ему. Неужели мне не позволено, просто потому, что я царь, осчастливить бедного мальчика? Разве он не такой же мой подданный, как каждый из вас?

Его ли это вина, что он несчастен? Нет, слава Богу! Я хочу, чтобы он был счастлив, по крайней мере, в этот раз! Пойдем, дитя, и не бойся меня», - и он протянул ему руку, которую мальчик взял и с непроизвольной простотой поцеловал. Царь улыбнулся. И между двумя рядами согнувшихся в поклоне царедворцев, по красным коврам с золотыми цветами, он направил свои стопы к комнате сокровищницы, вместе с богатым мудрым человеком по правую свою руку, и с бедным невежественным мальчиком по левую. И царская мантия составляла разительный контраст с потрепанными одеждами и босыми стопами бедного мальчика.

Они вошли в комнату сокровищницы, дверь в которую открыли два важных сановника Двора. Это была высокая, круглая, лишенная окон комната. Но свет заливал ее через потолок, который представлял собой огромную пластину слюды. Мягкий свет, от которого, однако, ярко сияли золотые ручки сундуков и светились красные ленты многих пергаментных свитков на высоких украшенных пюпитрах. Роскошные свитки с драгоценными стержнями, застежками и этикетками, украшенными блестящими камнями. Редкие произведения, которыми мог владеть только царь. И, в пренебрежении, на мрачном, темном низком столе, маленький пергаментный свиток, на белом куске дерева, перевязанный грубой нитью, запыленный как заброшенная вещь.

Царь сказал, указывая на стены: “Здесь все сокровища Земли, и другие, которые даже более велики, чем земные сокровища. Потому что здесь все труды человеческого гения, а также произведения, происходящие из сверхчеловеческих источников. Идите и возьмите все, что вы пожелаете”. И он встал в центре комнаты, со сложенными руками, наблюдая.

Богатый человек пошел сперва к сундукам и стал поднимать их крышки со все более и более лихорадочным страстным желанием. Золотые слитки и драгоценные камни, серебро, жемчуга, сапфиры, рубины, изумруды, опалы… сияли во всех сундуках… слышались возгласы восхищения, когда открывался каждый из них… Затем он пошел к пюпитрам, и когда читал заглавия, из его уст звучали новые возгласы восхищения, и, наконец, человек, в большом воодушевлении, обернулся к царю и сказал: “Ты обладаешь несравненными сокровищами: драгоценными камнями, равными по ценности свиткам, и свитками равными по ценности камням! Могу ли я действительно свободно совершить свой выбор?”

«Я говорю тебе: как если бы все принадлежало тебе».

Этот человек пал ниц лицом на землю со словами: «Я поклоняюсь тебе, о великий царь!» Затем он встал и побежал сначала к сундукам, затем к столам со свитками, взяв из тех и других наилучшие вещи, которые он увидел. Царь, который в первый раз улыбнулся себе в бороду при виде возбуждения, с которым этот человек бегал от одного сундука к другому, и во второй раз, увидев его распростертым на земле в поклонении, и в третий раз, при виде жадности, метода и предпочтений, с которыми он выбирал драгоценности и книги, обратился к мальчику, который все это время стоял рядом с ним и сказал: “А ты не собираешься выбрать прекрасные камни и ценные свитки?”

Мальчик отрицательно покачал головой.

«Почему же?»

«Что касается свитков, то я не смогу прочесть их, а что касается камней… мне неизвестна их ценность. Они для меня не что иное, как маленькие камушки».

«Но они бы сделали тебя богатым…»

«У меня нет ни отца, ни матери, ни брата. Что толку было бы для меня пойти в свое убежище с сокровищами на моей груди?»

«Но ты за них смог бы купить себе дом…»

«Я все-таки был бы в нем одинок».

«Ты мог бы купить одежду».

«Мне все равно было бы холодно без любви близких мне людей».

«Еду».

«Я не смогу насытиться поцелуями своей матери, или купить их за любую цену».

«Ты мог бы нанять учителей и научиться читать…»

«Я бы предпочел это. Но что бы тогда я стал читать?»

«Произведения поэтов, философов, мудрецов… древние слова и историю народов».

«Бесполезные вещи, тщеславные, либо давно прошедшие… Не стоят они этого…»

«Что за глупый ребенок!» - восклицает богатый человек, чьи руки сейчас заняты свитками, а пояс и туника вокруг его груди раздулись от множества драгоценностей.

Царь еще раз улыбается в свою бороду, и, взяв мальчика за руку, ведет его к сундукам, где погружает свою руку в жемчуга, рубины, топазы, аметисты, позволив им падать с его руки подобно сверкающему дождю, искушая мальчика, чтобы он взял немного.

«Нет, царь, я не хочу их. Я хотел бы чего-нибудь еще…»

Царь подвел его к столам и стал читать строфы поэтов, истории о героях, описания стран.

«О! Читать – это прекрасно. Но это не то, чего бы я хотел…»

«Что же, тогда? Скажи мне, и я дам это тебе, мой мальчик».

«О! Я не думаю, что ты можешь, несмотря на всю твою власть. Это не вещь этого мира…»

“Ах! Ты не хочешь произведений Земли. Тогда сюда: здесь произведения, которые Бог диктовал своим слугам. Слушай”, - и он прочел ему несколько вдохновленных свыше страниц.

“Это гораздо более красиво. Но чтобы это правильно понять, нужно сначала хорошо знать язык Бога. Нет ли книги, которая учила бы этому, благодаря которой мы могли бы понять, что есть Бог?”

Царь был весьма удивлен и больше не улыбался, но прижал мальчика к своему сердцу. Богатый же человек, напротив, иронически смеялся и говорил: “Даже самые мудрейшие люди не знают, что такое Бог, а ты, невежественный мальчишка, хочешь узнать это? Как если бы ты желал стать богатым от этого!...”

Царь сурово посмотрел на него, тогда камальчик ответил: “Я не ищу богатств. Я ищу любви и однажды мне сказали, что Бог есть Любовь”.

Царь подвел его к мрачному столу, на котором лежал маленький пыльный свиток, перевязанный грубой нитью. Он поднял его, развернул, и прочел первую строку: “Пусть малыши придут ко Мне, и Я, Бог, научу их науке любви. Она в этой книге, и Я…”

“О! Это то, чего я хотел! Я узнаю Бога, и обладая Им, я буду иметь все. Дай мне этот свиток, о царь, и я буду счастлив”.

“Но это не имеет никакой денежной ценности. Этот мальчик поистине глуп. Он не умеет читать – и берет книгу! Он не мудр – и он не желает учиться. Он беден – и не берет сокровищ”.

“Я буду стремиться обрести любовь, и эта книга научит меня этому. Да будешь ты благословен, о царь, потому что ты дал мне нечто, благодаря чему я больше никогда не буду чувствовать себя бедным сиротой!”

“По крайней мере покланяйся ему, как это делал я, если ты думаешь, что стал таким счастливым благодаря ему!”

“Я покланяюсь не человеку, но Богу, благодаря Которому он такой добрый”.

“Этот мальчик является истинно мудрой личностью в моем царстве, о человек, тогда как ты присвоил себе славу мудреца. Гордость и жадность опьянили тебя до такой степени, что ты утверждаешь, что твари следует поклоняться, вместо того, чтобы поклоняться ее Творцу, просто потому, что это создание дало тебе драгоценные камни и человеческие творения. И ты не принял во внимание, что у тебя и у меня есть драгоценные камни потому, что Бог создал их, и что у тебя есть редкие свитки, содержащие мысль человека, потому что Бог даровал человеку разум. Это дитя, которое мерзло и голодало, испытало одиночество, которое было поражено всеми видами скорбей, которое было бы прощено и оправдано, если бы было опьянено при виде богатств, это дитя знает, как выразить истинную благодарность Богу за то, что Он сотворил мое сердце добрым, и оно ищет только одно необходимое богатство – любовь к Богу, чтобы познать любовь и иметь истинное богатство здесь и в будущей жизни. Человек, я обещал, что дам тебе то, что ты изберешь. Слово царя священно. Итак, иди со своими камнями и своими свитками: разноцветными камешками и… соломой человеческой мысли. И живи, трепеща от страха перед ворами и плесенью: врагами драгоценных камней и пергамента. И будь ослеплен бесполезным сверканием этого щебня, и испытывай отвращение от тошнотворного сладкого аромата человеческой науки, которая является только ароматом, но не питает. Иди. Это дитя останется со мной, и мы будем вместе стараться прочесть эту книгу, которая есть любовь, то есть – Бог. И нас не будет привлекать ни бесполезный блеск холодных драгоценных камней, ни тошнотворно сладкий аромат соломы произведений человеческой науки, но нам даже в этой жизни будет дарован огонь Вечного Духа, восторг Рая и мы овладеем Мудростью, которая укрепляет больше чем вино и более питательна, чем мед. Пойдем, дитя, которому Мудрость явила свой лик, чтобы ты могло желать ее как подлинную невесту”.

И, отослав этого человека, он остался с мальчиком и наставил его в божественной Премудрости, чтобы он мог быть праведником и царем, достойным священного помазания на Земле, и гражданином Царствия Божьего в следующей жизни.

Такова притча обещанная детям и предлагаемая взрослым.

3. Помните ли вы Варуха? Он говорит: “Почему, Израиль, почему ты находишься в стране твоих врагов? Все более и более стареешь ты в чужой земле, разделяешь осквернение с мертвецами. Причисляешься к тем, кто идет в Шеол[1]?” И он отвечает: “Потому что ты покинул источник Мудрости. Если бы ты ходил путем Божьим, то жил бы в мире вовеки”.[2]

Слушайте, вы, слишком часто жалующиеся на то, что находитесь в изгнании, хотя вы в своем Отечестве, поскольку ваше Отечество больше не наше, но наших правителей; вы жалуетесь на это и вы не знаете, что в сравнении с тем, что ожидает вас в будущем, это подобно капле уксуса смешанного с водой, в сравнении с опьяняющим напитком, который дают осужденному на смерть человеку, который, как вы знаете, горше, чем любое другое питье. Народ Божий страдает, потому что он отвергнул Мудрость. Как можете вы обладать благоразумием, силой, разумом, как можете вы даже узнать, где они находятся, и, следовательно, знать эти меньшие вещи, если вы больше не пьете из источников Мудрости?

Ее Царство не от этой Земли, но благодать Божия дарует Ее источник. Она в Боге. Она – Сам Бог. И Бог раскрывает Свое лоно, чтобы Она могла низойти на вас. Хорошо, может ли Израиль, который имеет или имел, - и все еще думает, что имеет, с глупой гордостью расточителей, которые безрассудно растратили свои деньги и думают, что они все еще богаты и, пребывая в такой уверенности, требуют почтения к себе, тогда как они не получают ничего кроме жалости или насмешек, - может ли Израиль, который имеет или имел богатства, завоевания, почести, обладать единственным сокровищем? Нет, он не обладает им. И он теряет также остальные сокровища, потому что тот, кто утратил Мудрость, утрачивает также способность быть великим. И тот, кто не знаком с Мудростью впадает из одной ошибки в другую. Израиль знаком со многими вещами, даже со слишком многими, но он больше не знает Мудрости.

4. Варух верно говорит: “Молодежь этого народа видела дневной свет и населяла Землю, но не познала пути Мудрости или ее стезей и их дети не получили ее и она была далека от них”.[3] Далека от них! Пророческие слова! Я есть Мудрость, говорящая с вами. И три четверти людей в Израиле не приняли Меня. И Мудрость ушла и уйдет еще дальше, оставив их в покое… И что тогда будут делать те, кто сейчас считает себя исполинами и потому способными принуждать Господа помогать им и служить им? Являются ли они исполинами, полезными Богу в установлении Его Царства? Нет, не являются. Я вместе с Варухом говорю так: “Чтобы установить истинное Царство Божие, Бог не изберет этих гордых исполинов, и Он позволит им погибнуть от собственной неосмотрительности”[4], вне путей Мудрости. Потому что чтобы вознестись на Небеса духом и понять уроки Мудрости, нужно иметь смиренный, послушный и, прежде всего, любящий дух, потому что Мудрость говорит на своем собственном языке, то есть, она говорит на языке любви, потому что Она есть Любовь. Чтобы познакомиться с ее путями, необходимо иметь ясные смиренные глаза свободные от тройного вожделения. Чтобы обрести Мудрость следует купить ее на живые деньги – добродетели.

Израиль не обладал этим и Я пришел, чтобы объяснить Мудрость, чтобы привести вас на ее путь, и посеять добродетели в ваших сердцах. Ибо Я знаю все и осведомлен обо всем. Я пришел, чтобы научить Моего слугу Иакова и Моего возлюбленного Израиля всему этому. Я пришел на Землю, чтобы беседовать с людьми, Я, Слово Отца, пришел чтобы взять детей человеческих за руку, Я – Сын Божий и человеческий, Я – Путь Жизни. Я пришел, чтобы показать вам в комнате вечные сокровища. Я, Кому все было дано Моим Отцом. Я, вечная Любовь, пришел, чтобы забрать Мою Невесту, Человечество, которое Я желаю вознести на Мой трон и в Мою брачную комнату, чтобы люди могли быть на Небесах вместе со Мной, и Я мог бы ввести их в винный погреб, чтобы они могли быть оживлены истинной Виноградной Лозой, от которой побеги лозы получают Жизнь. Но Израиль ленивая невеста и не встал со своего ложа, чтобы открыть дверь Тому, Кто пришел. И Жених ушел. Он уйдет. Он вот-вот уйдет. И позже Израиль тщетно будет искать Его, и не найдет сострадательного Милосердия своего Спасителя, но только боевые колесницы правителей, и он будет раздавлен, и гордость и жизнь будут выжаты из него, после того как он пожелал раздавить также милосердную Волю Божию.

О! Израиль, Израиль, который утратил истинную Жизнь ради сохранения ложной мечты о власти! О! Израиль, который думает, что вы спасаетесь и желаете спастись средствами, отличающимися от средств Мудрости, и вы заблудитесь, продавшись Лжи и Преступлению. Израиль, потерпевший кораблекрушение, ты не желаешь схватиться за прочную веревку, брошенную, чтобы спасти тебя, тогда как цепляешься за обломки крушения твоего разбитого вдребезги прошлого, и буря уносит тебя в открытое море, во внушающее страх, лишенное света море. О, Израиль, в чем благо спасения твоей жизни или самонадеянного спасения ее на один час, один год, на десять, двадцать, тридцать лет ценою преступления, а затем гибели навеки? Что такое жизнь, слава, власть? Пузырь грязной воды на поверхности пруда, используемого хозяином прачечной, радужный пузырь, не потому, что он сделан из драгоценных камней, но потому что состоит из жирной грязи, которая от поташа[5] раздувается в пустые пузыри, которым суждено лопнуть, не оставив никаких следов, кроме кругов на воде, загрязненной человеческим потом. Необходимо лишь одно, о Израиль. Обладание Мудростью. Даже ценой собственной жизни. Потому что жизнь не самое ценное. Лучше потерять сотни жизней, чем потерять душу».

Иисус закончил Свою речь в восхищенной тишине. Он пытается протиснуться сквозь толпу и уйти… Но дети заявляют о своих правах на Его поцелуи, а взрослые на Его благословения. Только затем, попрощавшись с Клеопой и Гермой из Эммауса, Он смог уйти.

 


[1] Шеол – обитель мертвых.

[2] Вар. 3. 10-13

[3] Вар. 3. 20-21

[4] Вар. 3. 26-28

[5] Поташ – углекислый кальций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: