Психол. х-ка синдрома эмоц. выгорания у педагогов, методы диагностики и профилактики




Согласно совр. данным, под «эмоц. выгоранием» понимается состояние физ., эмоц., умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоц. сферы. Многочисленные исследования показывают, что пед. профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что проф. труд педагога отличает очень высокая эмоц. загруженность.

Синдром проф. выгорания включает в себя 3 осн. составляющие: эмоц. истощенность, деперсонализацию и редукцию проф. достижений. Эмоц. истощение ощущается как эмоц. перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоц. ресурсов. Человек не м. отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоц. срывы. Деперсонализация - возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый х-р, м. начать проявляться во внутр. сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения. Редуцирование личных достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в проф. сфере.

М. выделить 3 осн. стадии синдрома проф. выгорания у учителя: - на 1й начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (напр., внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос и т.д.);

- на 2й стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», тических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность;

- 3я стадия – собственно личностное выгорание. Х-рна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоц. безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Для диагностики степени эмоц. выгорания м. использовать также методику диагностики уровня эмоц. выгорания В. В. Бойко

Факторы, вызывающие выгорание. Индивид. факторы. Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания и т. д.

Организационные факторы. Развитию выгорания м. содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возм.сть принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя 3 направления работы.

1. Организация деятельности. Администрация м. смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возм.сть проф. роста, наладит поддерживающие соц. и др. положит. моменты, повышающие мотивацию. Администрация также м. четко распределить обязанности, продумав д.стные инструкции. В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени.

2. Улучшение психол. климата в коллективе. Решение вопроса м. найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию.

3. Работа с индивид.и особенностями. Психол. работа с учителями д. включать 3 осн. направления. 1е направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. 2е направление: необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих проф.у и личному совершенствованию и др. 3е направление д. б. направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физ. и психич. состояния, повышение стрессоустойчивости. В результате саморегуляции д. возникать 3 осн. эффекта: - эффект успокоения (устранение эмоц. напряженности); - эффект восстановления (ослабление проявления утомления); - эффект активизации (повышение психофизиол. реактивности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: