Суббота перед входом в Иерусалим.
27 марта 1947
1. Любовь и ненависть побуждает многих паломников, собравшихся в Иерусалиме, так же, как и многих жителей Иерусалима, прийти в Вифанию, не ожидая, пока солнце сядет. Напротив, солнце еще только клонилось к закату, когда первые посетители достигли дома Лазаря. И так как Лазарь, когда его позвали слуги, был удивлен таким нарушением Субботы, потому что первыми прибыли личности хорошо известные как самые строгие иудеи, они дали ему поистине фарисейский ответ: «От Овечьих ворот мы больше не могли видеть солнечного диска, поэтому мы отправились в путь, думая, что мы, конечно, не превысим предписанной дистанции прежде, чем солнце скроется за куполом Храма».
Ироническая улыбка появляется на худом лице Лазаря, здорового и статного, но, конечно, не упитанного. И он отвечает им по-доброму, но чуть саркастически: «А что вы хотели увидеть? Учитель почтил эту Субботу. Он пребывает в покое. И чтобы считать покой завершившимся, Его не удовлетворяет просто исчезновение солнечного диска, но Он ждет пока исчезнет последний солнечный луч, и только тогда говорит: “Суббота окончилась”».
«Мы знаем, что Он совершен! Мы знаем! Но если мы совершили ошибку, то это еще одна причина, чтобы увидеться с Ним. Только на одно мгновение, чтобы Он мог отпустить нам этот грех».
«Я сожалею, но не могу. Учитель устал и отдыхает. Я не стану беспокоить Его».
2. Но подходит все больше людей, это паломники отовсюду, которые умоляют и настаивают на встрече с Иисусом. Евреи смешались с язычниками и прозелитами. Они внимательно рассматривают и наблюдают за Лазарем, как если бы он был чем-то нереальным. И Лазарь мирится с досадой от такой непрошенной популярности, терпеливо отвечая на задаваемые ему вопросы, но не приказывает слугам открыть ворота.
|
«Ты тот человек, который восстал из мертвых?» - спрашивает человек, который, судя по его внешности, принадлежит, конечно, к смешанной расе, потому что у него только типичный несколько большой крючковатый еврейский нос, тогда как его акцент и стиль одежды указывают, что он иностранец.
«Бог воскресил меня из мертвых ради Своей славы и чтобы сделать меня слугой Своего Мессии».
«Но это была настоящая смерть?» - спрашивают другие люди.
«Спросите у этих еврейских старейшин. Они приходили на мое погребение и многие из них присутствовали при моем воскресении».
«Но что ты чувствовал? Где ты был? Что ты помнишь? Когда Ты вновь ожил, что случилось с тобой? Как Он воскресил тебя?... Возможно ли увидеть гробницу, в которой ты был? От чего ты умер? Ты теперь действительно здоров? У тебя больше нет следов язв?»
Лазарь пытается терпеливо ответить всем. Но если ему легко говорить, что он действительно здоров, и что также следы от язв исчезли сейчас, за месяцы прошедшие с тех пор, как он восстал из мертвых, то он не может сказать, что он чувствовал и как он был воскрешен. И он отвечает: «Я не знаю. Я очутился живым в моем саду, среди моих слуг и сестер. Когда я был освобожден от савана, я увидел солнце, свет, я был голоден, Мне дали немного пищи, я наслаждался жизнью и той великой любовью, которую Ребе питал ко мне. Присутствовавшие, знают об остальном лучше, чем я. Здесь трое таких, о которых я говорю. И еще двое, которые только что подходят. (Последние, это Иоанн и Елеазар, члены Синедриона, тогда как троих беседующих друг с другом, - двоих книжников и фарисея, - я действительно видела при воскресении Лазаря, но их имен не помню.)
|
«Они не станут говорить с нами, потому что мы язычники! Так как вы иудеи, вы можете пойти и спросить у них… 3. А ты… покажи нам гробницу, в которой ты был». Они не могли бы быть более настойчивыми.
Лазарь решается. Он что-то говорит слугам, затем обращается к толпе: «Идите по той дорожке между этим домом и тем моим домом. Я приду и проведу вас к гробнице, хотя там нечего смотреть кроме отверстия в слое горной породы».
«Это неважно! Позволь нам пойти!»
«Лазарь! Стой! Можем ли мы тоже пойти? Или нам запрещено то, что позволено чужеземцам?» - спрашивает книжник.
«Нет. Архелай. Вы можете пойти, если не думаете, что будете осквернены, приблизившись к гробнице».
«Она не осквернит нас, поскольку в ней нет мертвого тела».
«Но оно там было в течение четырех дней. Любая вещь считается нечистой в Израиле из-за гораздо меньшего! Вы говорите, что человек нечист, когда его одежда слегка касается того, кто касался трупа. А моя гробница все еще выдыхает слабый запах смерти, хотя она стояла открытой такое долгое время».
«Это не имеет значения. Мы очистимся».
Лазарь смотрит на Иоанна и Елеазара, двух фарисеев, и говорит им: «Вы тоже пойдете?»
«Да, пойдем».
Лазарь быстро идет к той стороне сада, которая ограничена изгородями, высокими и густыми, подобно стенам, и открывает ворота, заключенные в одной из них. Он смотрит на дорогу, ведущую к дому Симона, жестами призывая людей, ожидающих его на ней, идти вперед. Он ведет их к гробнице. Цветущие розовые кусты образовали арку над входом, но этого оказалось недостаточно, чтобы скрыть ужас, исходящий из открытого жерла гробницы. На покатой скале, под цветочной аркой можно прочесть слова: «Лазарь, выйди!»
|
Злонамеренные посетители видят их и немедленно спрашивают: «Почему ты вырезал здесь эти слова? Ты не должен был делать этого!»
«Почему? В моем доме я делаю то, что хочу, и никто не может обвинить меня в грехе, если я решил запечатлеть их на скале так, чтобы они были неизгладимыми. Это слова божественного крика, который вернул меня к жизни. Когда я снова буду в ней, и не смогу больше славить милосердную власть Ребе, я хочу, чтобы солнце все еще читало их здесь, на скале, и растения узнавали их от ветров, птиц и цветов, чтобы ласкать их, продолжая, таким образом, от моего имени благословлять крик Христа, который воскресил меня из мертвых».
«Ты язычник! Ты нечестивый человек! Ты проклинаешь нашего Бога. Ты поешь хвалу колдовству сына Вельзевула. Берегись, Лазарь!»
«Я напоминаю вам, что я нахожусь в своем доме, и что вы находитесь в моем доме, и что вы пришли без приглашения с презренными и недостойными целями. Вы хуже, чем эти люди, являющиеся язычниками, но опознавшие Бога в Том, кто оживляет и возрождает».
«Анафема! Каков Учитель, таков и ученик. Какой ужас! Уйдем из этой нечистой клоаки. Развратитель Израиля, Синедрион запомнит твои слова».
«А Рим ваши тайные заговоры. Убирайтесь вон!» Лазарь, всегда такой мягкий, вспоминает, что он сын Феофила, и гонит их прочь, как свору собак.
4. Паломники, пришедшие из всех стран, остаются, и спрашивают, и смотрят, и умоляют позволить им увидеть Христа.
«Вы увидите Его в городе. Не сейчас. Я не могу».
«Ах! Но Он придет в город? На самом деле? Ты не лжешь? Он придет даже если они Его так сильно ненавидят?»
«Он придет. Идите сейчас и не беспокойтесь. Видите, как мирен этот дом? Не видно ни человека, не слышно ни голоса. Вы увидели то, что желали увидеть: вновь ожившего человека и место его погребения. Теперь идите. Но не позволяйте вашему любопытству быть бесплодным. Пусть тот факт, что вы увидели меня, живое доказательство власти Иисуса Христа, Агнца Божьего и Пресвятого Мессии, приведет всех вас на Его путь. Благодаря этой надежде я счастлив, что воскрес из мертвых, потому что надеюсь, что это чудо может пробудить сомневающихся и обратить язычников, убедив их в том, что есть только один истинный Бог и только один истинный Мессия: Иисус из Назарета, святой Учитель.
Толпа нехотя расходится, и если кто-то уходит, то вдесятеро больше приходят, потому что новые люди постоянно прибывают. Но с помощью нескольких слуг Лазарю удалось вытолкать всех и закрыть ворота.
Он уже собирался уходить, сказав: «Убедитесь, что они не пытаются силой открыть ворота или перелезть через них. Скоро стемнеет, и они отправятся к местам своего временного проживания», когда он увидел Елеазара и Иоанна выходящих из-за миртовых кустов. «Что? Я не увидел вас и думал…»
«Не отсылай нас. Мы скрылись за большими кустами, чтобы нас не было видно. Мы должны поговорить с Учителем. Мы пришли, так как мы не настолько подозрительны как Иосиф и Никодим Но мы не хотим, чтобы нас видел кто-нибудь кроме тебя и Учителя… Твои слуги заслуживают доверия?»
«В доме Лазаря традиция видеть и слышать только то, что приятно хозяину имения, и не знать ничего о незнакомцах. Но пойдем по этой дорожке между двумя зелеными изгородями, которые темнее стен». И он ведет их по дорожке между двумя непреодолимыми барьерами из самшита и лавра. «Подождите здесь, я приведу Иисуса».
«Пусть никто об этом не узнает!...»
«Не бойтесь».
5. Ожидание было коротким. Иисус, весь белый в Своей льняной тунике, вскоре появляется на дорожке, темной от переплетения ветвей над нею, а Лазарь останавливается в конце дорожки, как если бы он был стражем, или из благоразумия. Но Елеазар говорит ему, или, скорее, жестом подзывает его: «Подойди сюда». Лазарь походит к ним, пока Иисус приветствует их, а они воздают Ему свое глубокое почтение.
«Учитель, и ты, Лазарь, слушайте. Как только распространилась новость, что Ты пришел и находишься здесь, Синедрион собрался в доме Кайафы. Все что они делают, оскорбительно… И они приняли решение… Не питай иллюзий, Учитель! Будь настороже, Лазарь! Не позволяйте притворному миру или кажущейся безучастности Синедриона обмануть вас. Это все притворство, Учитель. Притворство, чтобы привлечь Тебя и схватить вдали от толпы, которая волнуется и готовится защитить Тебя. Твоя судьба уже решена и декрет не будет изменен. Будет ли это завтра, или через год, он будет исполнен. Синедрион никогда не забывает о своей мести. Они выжидают, они умеют ждать благоприятной возможности, затем!... И ты тоже, Лазарь. Они хотят избавиться от тебя, схватить и заточить в тюрьму, потому что по твоей вине слишком многие покидают их, чтобы следовать за Учителем. Как ты правильно сказал, ты являешься доказательством Его власти. И они хотят уничтожить ее. Толпа скоро забывает, и им об этом известно. Как только ты и Ребе исчезнете, многие страсти улягутся».
«Нет, Елеазар, они вспыхнут!» - говорит Иисус.
«О! Учитель! Но что случится, если Ты будешь мертв? Ради чего будет вспыхивать вера в Тебя, если Ты будешь мертв? Я надеялся сказать Тебе только об одной радостной вести и пригласить Тебя: моя жена скоро родит сына, который цветет (в ее чреве) благодаря Твоей справедливости, так как Ты вновь принес мир в два бушевавших сердца. Он родится на Пятидесятницу. Я хотел бы попросить Тебя придти и благословить его. Если Ты войдешь под мой кров, никакого несчастья никогда не случится под ним», - говорит Иоанн, фарисей.
«Я даю тебе Мои благословения сейчас…»
«Ах! Ты не желаешь придти ко мне! Ты не веришь, что Я верен Тебе. Я верен, Учитель! Бог видит меня!»
«Я знаю. Дело в том… что Меня больше не будет с вами в Пятидесятницу».
«Но мальчик родится в загородном доме…»
«Я знаю. Но Меня там не будет. И все же ты, твоя жена, еще не родившееся дитя, дети, которых вы уже имеете, благословлены Мною. Благодарю тебя за то, что пришел, Теперь идите. Проведи их по дорожке за домом Симона. Так их не заметят… Я возвращаюсь в дом. Мир вам…»