Как возникают социальные общности?




Структура общества.

Соответственно, общество как система функционирует за счет устойчивых элементов - институтов, которые в данном случае также могут быть названы общественными отношениями, сферами, гранями социальной реальности. Каждая из этих сфер необходима для существования общества и выполняет определенные функции:

1. Экономическая: включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. В системе AGIL американского социолога Т. Парсонса экономика выполняет адаптивную функцию, т.е. создает материальную «среду обитания» людей.

2. Политическая – совокупность политических институтов (партийная система, государственный аппарат, суд и прокуратура, силовые структуры (армия, милиция), СМИ, иногда включают церковь) и политических отношений (т.е. отношений между людьми по поводу власти и подчинения); также сюда входит политическая культура – система политических взглядов и интересов, которые одобряются большинством из общества. Политика выполняет функцию управления и защиты (поддерживает целостность общества изнутри и извне). В системе AGIL ей соответствует функция целеполагания, т.е. приспособления среды под собственный интерес.

3. Культурная (идеологическая, духовная): отвечает за выработку ценностей, норм и идеалов. Ценности отражают цели, принятые данной культурой, нормы – это социальные предписания, т.е. одобренные обществом средства для достижения целей. Идеалы же отличаются от целей тем, что они принципиально недостижимы, но стремление к ним делает жизнь осмысленной (идеалы позволяют обосновать цели; по этой причине идеология является самостоятельной сферой, а не просто придатком политики: религия, наука, искусство, мораль, философия и т.д.). По Парсонсу, культура обычно выполняет в социальной системе латентную функцию, т.е. функцию поддержания образца в системе.

4. Социальная: обеспечивает стабильность, устойчивость социальной системы и ее нормальное воспроизводство, т.е. трансляцию социального опыта через поколения. Общественное мнение обычно выполняет в системе функцию интеграции, т.е. сплочения людей. Это та сфера, где человек рождается, воспитывается, учится, лечится, отдыхает и т.д. Социализация – процесс вхождения индивида в общество, т.е. процесс становления личности посредством усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, результатом которого является представление о самом себе и своем месте в обществе. Социальный статус (место человека в обществе) отличается от экономического тем, что в его основе лежит не величина материального благосостояния, а отношение общества к данной социальной роли (т.е. не к самому человеку конкретно, а к тому, чем он занимается). Социальная мобильность (перемещение людей по социальным слоям) бывает горизонтальная (перемещение внутри одного слоя) и вертикальная (перемещение по разным слоям). Что касается основных факторов перемещения – социальных лифтов, то выделяют следующие: экономика (бизнес), политика, армия, церковь, наука, брак.

щественных институтов)


В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляются взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Классовая дифференциация общества

Классовый подход по отношению к социальной сфере современного человеческого общества распространен в марксистской философии.

Основная идея классового подхода: все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников), зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба.

Классы являются определяющим элементом социальной структуры общества. Платон и Аристотель, описывая различные сословия, классы, считали, что классы даны от природы либо установлены Богом, и поэтому люди отличаются от природы: одни способны начальствовать, а другие – быть земледельцами и мастеровыми. А. Смит и Д. Рикардо предложили распределительную теорию классов, суть которой сводится к следующему: различие между классами обусловлено источниками их дохода: капиталисты получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – заработную плату. Ряд мыслителей усматривают причину возникновения классов в насилии, грабеже.

Существование классов связано с развитием материального производства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы.

Фундаментальной причиной классовой дифференциации являются базисные отношения собственности на средства производства: «От отношений собственности на средства производства зависят и роль классов в общественной организации труда, и способы получения и размеры доли общественного богатства» (В. Ленин).

В целостной структуре классового общества можно выделить следующие отношения:

• к собственности на средства производства, что определяет обмен, распределение и потребление (экономические отношения);

• к государственной власти и управлению (политические отношения);

• к правопорядку (правовые отношения);

• к реализации нравственных норм (нравственные отношения);

• к созданию и потреблению художественных ценностей (эстетические отношения).

 

Стратификационный подход к социальной сфере общества.

 

Стратификационный подход характерен для западной философии.

Идея стратификационного подхода такова: общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и других, взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой.

Важное место в современной западной социологии занимает теория «среднего класса», к которому относится обладающее достаточным уровнем дохода большинство трудящихся. Поскольку многие классы и слои как бы постепенно растворяются в среднем классе, то утрачивается антагонизм, возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества.

Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т. д.). Это основа нормального существования общества. Низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. Высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Среди социально мобильных обществ Запада выделяют:

• страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия;

• страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания;

• страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

 

 

Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.

Речь идет о создании условий производственной деятельности, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.

Социальная общность — ϶ᴛᴏ совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Как возникают социальные общности?

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Важно заметить, что одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, кᴏᴛᴏᴩый считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение с позиции предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно кᴏᴛᴏᴩой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т. е.единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, кᴏᴛᴏᴩыми обладают члены формирующейся общности. Стоит заметить, что он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в ϲʙᴏей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Стоит заметить, что он достаточно однозначно связал ϲʙᴏю объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Отметим, что теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии ϶ᴛᴏго процесса:

1. формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;

2. нагнетание на базе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;

3. взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);

4. обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);

5. мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;

6. введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

7. вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “ϲʙᴏих” во властные элиты и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: