ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра практической психологии

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Я–КОНЦЕПЦИЯ И СТИЛИ

ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Выполнил студент социально-психологического факультета 1152 группы Будилов Е.В.

 

Научный руководитель профессор, доктор психологических наук

Подымов Н.А.

 

Белгород 2000 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Введение 3–5
  Глава 1. Теоретические основы изучения “Я-концепции” в юношеском возрасте и стили поведения в конфликтных ситуациях    
  1.1 Проблема самосознания   6–11
  1.2 Понятие о конфликте: сущность, виды, функции.   12–20
  1.3 Стили поведения в конфликтах   21–32
  1.4 Характеристика юношеского возраста   33–35
  Глава 2. Экспериментальное исследование связи “Я-концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях    
  2.1 Организация и методы исследования   36–41
  2.2 Анализ результатов   42–50
  2.3 Методические рекомендации   51–54
  Заключение   55–56
  Литература   57–59
  Приложения   60–67

 


ВВЕДЕНИЕ

Юность – определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Важнейшую роль в формировании целостной личности играет “Я–концепция”. Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Каждый человек имеет широкий спектр самопредставлений, то есть то, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Для юношеского возраста характерной особенностью является устремленность в будущее.

Как “Я–концепция” влияет на социализацию, так и социальное окружение, в свою очередь, содействует формированию “Я–концепцию” индивида.

Восприятие юноши другими (родителями, сверстниками и т.д.), самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков), социальные ценности, ожидание, идеалы, опыт социального поведения (в том числе и в конфликтных ситуациях) влияют на формирование “Я–концепции”.

Проблеме самосознания уделялось значительное внимание, ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований такими ученными, как, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения особенностей и видов конфликтных ситуаций, стилей поведения в них, а так же их возможное влияние на формирование “Я–концепции” в юношеском возрасте.

Изучение теоретического материала позволило нам сформулировать проблему: влияет ли “Я-концепция” на стиль поведения в конфликтной ситуации и социальный статус старшеклассника. Решение проблемы и составило цель нашей работы: изучить влияние “Я–концепции” на стиль поведения в конфликтной ситуации и социальный статус старшеклассников.

Объектом нашего исследования является самосознание в старшем школьном возрасте.

Предмет исследования – связь особенностей “Я-концепции” в старшем школьном возрасте со стилем поведения в конфликтной ситуации.

Анализ литературы позволил нам выдвинуть гипотезу, заключающуюся в том, что в старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с особенностями “Я-концепции”.

Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:

1) провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;

2) изучить “Я–концепцию” учащихся в юношеском возрасте;

3) изучить стили поведения в конфликтных ситуациях;

4) изучить связь между особенностями “Я-концепции” и стилем поведения в конфликтной ситуации;

5) разработать методические рекомендации старшеклассникам по умению регулировать конфликтные ситуации.

Все выше изложенное обусловило применение в данном исследовании следующих взаимопроверяющих, взаимодополняющих методов:

– метод наблюдения;

– метод беседы;

– экспериментальные методы;

– метод обобщения независимых характеристик;

– метод анализа и интерпретации: уровневый анализ, сравнительный анализ; корреляционный анализ.

При обработке данных использовался стат. пакет программы Microsoft Excel 97.

Исследование проводилось в средней школе №21 города Белгорода в 1999 – 2000 г.г. В исследовании принимали участие 106 учащихся старших классов, 55 человек – учащиеся двух 10 х классов и 51 человек – учащиеся двух 11 х классов.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в изучении “Я–концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтных ситуациях в новых социально-психологических условиях, что может послужить основой для дальнейших исследований.

Практическую значимость так же представляют методические рекомендации, полученные в результате проведенных занятий по разрешению конфликтных ситуаций.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ

“Я-КОНЦЕПЦИИ” В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

И СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ

СИТУАЦИЯХ

 

1.1 ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Всем известно, что человек стал человеком еще и потому, что интенсивно общался с себе подобными. В ходе такого общения происходила передача социальных норм, вместе с которыми ребёнок усваивал значимые для него точки зрения других людей. Именно на этом усвоении извне основаны определения самосознания некоторых зарубежных психологов (Дж. Мид, Фихте). При рассмотрении данных определений чётко прослеживается влияние бихевиористического направления в психологии. Так самосознание определяется ими как преобразованное и присвоенное человеком сознание его другими. Это полностью отвечает формуле поведения S – tn – R, если за стимул принять мнение других относительно индивида, то ответной реакцией будет сформировавшееся самосознание.

Общаясь с другими людьми, человек неизбежно должен был научиться общаться с самим собой. На основе рефлективной деятельности складывались и формировались более или менее чёткие представления о себе. Некоторые психологи (Р. Бернс, Л. П. Гримак, К.К. Платонов) выдвинули предположение о появлении субъективной части самосознания. В определениях, отражающих данную точку зрения, делается акцент на осознание и оценку человеком самого себя. В последнее время всё более чаще в понятиях самосознание упоминается личностный компонент. Отечественные психологи отмечают, что самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития и формируется вместе с ее становлением (Спиркин А.Г., Рубинштейн С.Л.).

На наш взгляд, основным мотивирующим моментом в выделении тех или иных сторон в определении самосознания является направление психологии, которой придерживается тот или иной автор. Так, например, Фельдштейн Д. И. в развитие самосознания включает деятельный компонент. Он указывает на то, что “только благодаря включению в практическую деятельность с собственной активностью и сотрудничеством с другими людьми происходит возникновение и развитие самосознания”[44, с.71].

В психологии под “понятием” подразумевается выделение существенных моментов определяемого явления. Таким образом, нам необходимо выделить существенные стороны, влияющие на формирование и существование такого явления как самосознание личности.

Во–первых, человеческое “Я” – явление не физического, а социального и психологического порядка. Только при включении человека в общественные взаимоотношения с вытекающим из этого влиянием социума возможно формирование самосознания.

Подтверждение этому можно найти в работах Э. Эриксона, предложившего генетическую теорию формирования эгоидентичности и параллельного формирования психосоциальной “групповой идентичности”. Следовательно, при отсутствии социальных отношений не происходит формирование самосознания. Так Куин и Мид подчёркивали ведущую роль социальных взаимодействий как источника “Я – концепции”.

Во–вторых, самосознание – это процесс, с помощью, которого человек познаёт себя и относится к самому себе. В ходе данного процесса, как и любого другого, появляется продукт – представления о себе, складывающийся в “Я – образ” или “Я – концепцию”.

В–третьих, самосознание необходимо рассматривать как важный структурный компонент личности, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно направлять собственную активность на овладение социальным опытом деятельности и поведения.

Итак, целью самосознания является совершенствование основного и главного предназначения человека – его внешней созидательной деятельности.

Идея об уровневом строении самосознания не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон, обобщив исследования генезиса самосознания предлагает выделять в “образе – Я” несколько автономных показателей, используя понятие установки. В целом “Я – образ” понимается как установочная система, обладающая тремя компонентами:

– когнитивным (знания о себе);

– аффективным (отношение к себе);

– поведенческим (готовность к действию в отношении объекта).

Чеснокова И.И. различает 2 уровня самосознания, используя критерий соотнесения знаний о себе.

1 уровень – происходит соотнесение в рамках сопоставления “Я” и “другой человек”.

2 уровень – соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникаций, то есть в рамках “Я и Я” [45, c.39].

В работе Е. Дикстейна высказывается идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на различных уровнях, которые одновременно являются стадиями (5 стадий).

Подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом предложена Э. Эриксоном.

Столин В.В. за основу уровнего строения брал характер активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание. Человек одновременно является биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания обеспечивают активность человека на каждом уровне.

На уровне организма активная деятельность происходит в системе “организм – среда”. Данная активность обусловлена основными потребностями человека. Основным продуктом данного уровня является “схема тела”. Рост человека, его вес, здоровье, зрение, цвет лица и т. д. способны стать ведущими составляющими отношения к себе. Только тело является зримой и ощутимой частью нашего “Я” [42, с.96].

На уровне социального индивида самосознание отражает принадлежность человека к обществу. В ходе данной активности образуются социальные самоидентичности: половая, возрастная, гражданская, социально-ролевая. На данном уровне происходит постоянное сравнивание себя с другими при постоянно действующем внутреннем контроле за выполнением норм, которые влияют на принятие или отвержение другими данного индивида.

На уровне личности активность субъекта направлена на самореализацию при ориентации на свои собственные способности, возможности и мотивы.

Все выше изложенные уровни самосознания (по Столину В.В.) предполагают наличие знаний о себе, влекущих определенную активность на разных уровнях.

Как было уже замечено, самосознание личности характеризуется своим продуктом, так как является процессом. Продукт принято обозначать как “образ Я”, который отражен в многоплановых представлениях о себе. Такие представления соотносятся с разными сферами проявления человека. И. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг и многие другие выделили различные формы представлений о себе дифференцированные в различных направлениях.

1. По сфере проявления человека. Такие как “социальное Я”, “физическое Я”, “интимное Я”, “духовное Я”, “публичное”, “моральное” и так далее.

2. По реальности и идеальности (“реальное” и “идеальное”).

3. По временному отрезку (“я в прошлом”, “я в настоящем”…)

Мнение большинства авторов сходны в убеждении главности “идеального Я”. В представлениях о том, каким человек хотел бы быть, часто скрывается отдаленная цель. Следствием нормального развития является углубление в расхождении “идеального” и “реального Я”. Это происходит вследствие адекватной оценки своих возможностей и поставленной цели.

Из всего выше сказанного можно говорить об образе “Я” как результате апробации человека своих самооценок, притязаний и социально-психологических ожиданий в процессе жизнедеятельности.

Над вопросом о развитии самосознания трудилось не одно поколение психологов. На данный момент существует несколько точек зрения на проблему возникновения самосознания.

Одни утверждают, что оно возникает в младенческом возрасте, другие первичное появление относят к 2 – 3 годам (Л.И. Божович). Но независимо от того, что существуют различные взгляды на появление самосознания, исследователи самых различных школ и направлений сходны в одном, что развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно и не вызывает сомнения в значении для формировании личности.

Развитие самосознания предполагает изменение связей между его компонентами (когнитивным, эмоциональным и поведенческим). С возрастом происходит постепенное усиление интеллектуального компонента, что в свою очередь ведет за собой изменения в эмоциональном и поведенческом компонентах. Подростковый возраст издавна считается периодом возникновения “сознательного Я”. Это связанно с новой социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и новообразованиями данного возраста.

Социальная ситуация развития. Существенные сдвиги в физическом и психическом развитии – возникновение у старшеклассника ведущей потребности, выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. Он стремится удовлетворить эту наиболее актуальную, социально значимую потребность и занять достойное место среди взрослых и ровесников. Следовательно, он невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятельности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать с другими и стремиться к самосовершенствованию. Таким образом самосознание становится одним из механизмов саморегуляции и саморазвития в данном возрасте.

Ведущий вид деятельности. Как известно одним из основных разработчиков ведущих видов деятельности является Фельдштейн Д.И. Именно общественно полезную деятельность он относил к оптимальному условию становления у юношей качественно нового уровня самосознания. Данная деятельность отвечает основным потребностям, в ней происходит развитие общения, что позволяет развиваться у него общественно необходимым личностным качествам.

Многие исследователи (Л.И. Божович, Т.В.Драгунова, В.А. Крутицкий, Н.С. Лукин, М.И. Боршневский и др.) утверждают, что самосознание этого периода – важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания. Следовательно, данный возраст является сензитивным в отношении формирования и становления качественного нового уровня развития “Я – концепции”, что обуславливает появление всеобщего интереса к личности старшеклассника не только со стороны психологов и педагогов, но и со стороны самого ребенка.


1.2 ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ,

ФУНКЦИИ

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Что же такое конфликт?

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. [30, с.152]

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице №1.

Таблица №1.

Функции конфликтов

Позитивные Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Представление о побежденных группах, как о врагах
Стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
Диагностика возможностей оппонентов Сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

 

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и при­нятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие, становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по кон­структивному руслу. Надежный способ профилактики по­добных конфликтов в организации — создание благопри­ятной психологической атмосферы, повышение психоло­гической культуры руководителей и подчиненных, овла­дение приемами само регуляции эмоциональных состоя­ний в общении.

Существуют пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между личностью и груп­пой; межгрупповой; социальный.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, ког­да различные роли человека предъявляют к нему противо­речивые требования. Например, будучи хорошим семьяни­ном (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго – нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступ­ление от принятых норм группа рассматривает как нега­тивное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различ­ных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низ­ким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.

Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновени­ем социальной конкуренции.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

— проявлениями “деиндивидуализации”, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное пове­дение.

Деиндивидуалиэация облегчает проявление агрессивности к другим группам;

проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отри­цательную оценку (“они злодеи, они глупые, они отста­лые” и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, “оправдывать себя” в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как “положительную группу, которая правильно поступает” и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от ин­формации с чужой стороны о чужой группе (“железный занавес”); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен об­мен реальной информацией друг о друге;

проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны счи­тать, что именно “чужая группа ответственна за негатив­ные события”. Объяснение причин событий резко разли­чается для своей и чужой группы: 1) так положительному поведению своей группы и негативному поведению чу­жой группы приписываются внутренние причины (“мы поступаем правильно, потому что мы хорошие”, “они пос­тупают плохо, потому что они плохие”); 2) негативное по­ведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними об­стоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами (“нас вынудили обстоятельства”), а нападения противни­ков объясняют внутренними причинами (“они плохие люди”). Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешне обусловленные (“у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на “мировую”) или порой воспринимаются как подвох, “ военная хитрость” (“что-то здесь не так, нельзя доверять их “миролюбивым” предложениям”). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями “чужой группы”, которые “вредят нам, строят заговоры против нас”.

Социальный конфликт — это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся опреде­лениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный слу­чай обострения социальных противоречий, явное или скры­тое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — клас­сов, наций, государств, социальных институтов, социаль­ных субъектов; в-третьих, это то, что противодействую­щие стороны преследуют свои различные, противополож­ные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Таким образом, социальный конфликт — это сложное яв­ление, включающее несколько аспектов. Но именно нали­чие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осе­вой линией.

Этот момент тесно связан с выяснением причин и при­роды конфликта, а также определением его границ: пространственных, временных, внутрисистемных. Простран­ственные границы конфликта определяются местоположе­нием его участников (квартира, улица, дом, работа, реги­он и т. д. и т. п.).Временные параметры конфликта связа­ны с его продолжительностью, включая начало и конец.

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действу­ет в ущерб другому участнику путем физических дейст­вий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что эти действия направле­ны против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинает­ся как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика кон­фликта.

Перечень элементов конфликта:

1) два участника или две стороны конфликта;

2) взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;

3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) применение силы для влияния на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта:

— возникновение конфликтной ситуации,

— осознание конфликтной ситуации,

— собственно конфликтное поведение — обоюдно на­правленные и эмоционально окрашенные действия, кото­рые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

— развертывание конфликта или его разрешение зави­сит от участников, их личностных особенностей, интел­лектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о послед­ствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

 


1.3 СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ

Существует пять основных стилей. Они описаны и широко использованы в программах обучения управлению делами, в основу которых положена система, называемая методом Томаса — Килменна (разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х. Килменном в 1972 году). Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон.

Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индиви­дуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.

СЕТКА ТОМАСА – КЛИМЕНА

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мера, в которой Стиль соперничества Стиль сотрудничества Активное

вы стараетесь действие

удовлетворить Стиль компромисса

собственные Пассивное

интересы Стиль избегания Стиль приспособления действие

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Индивидуальные Совместные

действия действия

 

Мера, в которой мы стараемся удовлетворить интересы другой стороны

Эта сетка поможет нам определить собственный стиль или стиль любого другого человека. Начните со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия. Если наша реакция пассивна, то мы будем стараться выйти из конфликта; если она активна, то мы предпримем попытки разрешить его. Такие оценки мы можем сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон[38, с.128].

Верхняя часть сетки относится к совместным действиям. Если мы предпочитаем совместные действия, то мы будем пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют. Если же предпочитаем действовать индивидуально, то мы будем искать свой путь решения проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень кооперативности в поведении также легко может быть оценена для нас и для других людей.

Когда мы сложим вместе эти две части сетки, мы получим матрицу из пяти стилей со стилем компромисса в середине. Он в равных мерах включает кооперативное и индивидуальное, а также пассивное и активное поведение. Если мы внимательнее рассмотрим эти различные стили, то мы можем узнать тот, к которому мы обычно прибегаем в конфликтных ситуациях; мы можем также определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с нами люди. Однако в определенных условиях мы можем отдать предпочтение другому стилю. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей; в конце главы описаны способы применения каждого из них [38, c.129].

Стиль соперничества.

Как показывает сетка, человек, использующий стильсоперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Рационалист может сказать: “Меня не беспокоит то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение проблемы”. Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килмен-ном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно сильна, то нам это удается.

Это может быть эффективным стилем в том случае, когда мы обладаем определенной властью; мы знаем, что наше решение или подход в данной ситуации правильны и мы имеем возможность настаивать на них. Однако это, вероятно, не тот стиль, который мы хотели бы использовать в личных отношениях; мы хотим ладить с людьми, но стиль конкуренции может вызывать в них чувство отчуждения. А если мы применяем такой стиль в ситуации, в которой мы не обладаем достаточной властью, например, когда по какому-то



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: