Рекомендации по разработке основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2021-2022 учебный год




В 2021-2022 учебном году основные образовательные программы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, должны соответствовать положениям следующих федеральных нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;

приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021 г.);

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766);

приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Проектирование основных образовательных программ (далее – ООП) рекомендуется организовать с учетом примерных ООП, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, размещенных на сайте Реестр примерных основных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru), в том числе с учетом примерной программы воспитания (протокол УМО от 02.06.2020г. № 2/20).

Также при проектировании ООП следует учесть утвержденные концепции преподавания учебных предметов:

Историко-культурный стандарт 30 октября 2013 г., утвержденный на расширенном заседании Совета Российского исторического общества;

Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23.10.2020г. № ПК-1вн);

Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р;

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р;

концепции, утвержденные протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018г.:

Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

Концепция развития географического образования в Российской Федерации;

Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 03.12.2019г.

Разработанная образовательной организацией основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами.

Организационный раздел основной образовательной программы общеобразовательной организации включает:

учебный план основного общего образования, календарный учебный график, план внеурочной деятельности и календарный план воспитательной работы;

систему условий реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями соответствующего стандарта; оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению организации).

Учебный план, который является частью ООП, определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. ООП может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Важно отметить, что для образовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей образовательной организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Обязательные к изучению предметные области в 2021-2022 учебном году на уровне начального общего образования и основные задачи реализации содержания данных предметных областей приведены в пункте 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 в редакции от 11.12.2020г.).

Количество учебных занятий на уровне начального общего образования за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса СанПиН 1.2.3685-21:

1 классов: при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю – не более 4 уроков; при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю – не более 4 уроков и 1 раз в неделю – не более 5 уроков;

2-4 классов: при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю – не более 5 уроков; при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю – не более 5 уроков и 1 раз в неделю – не более 6 уроков;

2-4 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья – не более 5 уроков.

Обязательные к изучению предметные области на уровне основного общего образования приведены в пункте 18.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 в редакции от 11.12.2020г.).

Напоминаем, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ, обязательного к изучению на уровне начального общего образования. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

включение в рабочие программы учебных предметов, курсов других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения указанной предметной области, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации (в соответствии со ст.28 Закона об образовании). При этом в случае изучения ОДНКНР в рамках учебного плана как отдельного учебного предмета, курса, исключить его из аттестата об основном общем образовании нельзя (правила заполнения аттестатов и выставление итоговых отметок установлены приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546).

Количество учебных занятий на уровне основного общего образования за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса СанПиН 1.2.3685-21:

5-6 классы – не более 6 уроков;

7-11 классы – не более 7 уроков;

5-11 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья – не более 6 уроков.

Учебный план для обучающихся 10-11 классов в соответствии с пунктом 18.3 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 в редакции от 11.12.2020г.) предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне; количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Напоминаем, что образовательная организация обязана предоставлять обучающимся 10-11 классов возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы "Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире", "Экология", дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся.

Кроме того, в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Отметка за выполнение обучающимся индивидуального проекта, выполнение которого является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы на уровне среднего общего образования указывается в бланке приложения к аттестату о среднем общем образовании.

Освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией; при этом допускается прохождение обучающимися государственной итоговой аттестации по завершении изучения отдельных учебных предметов после 10 класса.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.

Обращаем внимание, в 2021 году Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ) подготовлены Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования; кодификаторы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021г. № 1/21) и размещены на сайте ФИПИ.

Рабочая программа воспитания (далее – программа воспитания) должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя: описание особенностей воспитательного процесса; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров образовательной организации; основные направления самоанализа воспитательной работы в образовательной организации.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).

Дополнительно информируем, что требования к организации образовательного процесса установлены в том числе СанПиН 1.2.3685-21:

 

Показатель Организация, возраст Норматив
Начало занятий, не ранее все возрастные группы 8:00
детский санаторий 9:00
Окончание занятий, не позднее при реализации образовательных программ дошкольного образования 17:00
при реализации программ начального, общего основного и среднего общего образования и программ профессионального обучения (ПОО 1, 2 курс) 19:00
при реализации дополнительных образовательных программ, деятельности кружков (студий), спортивных секций до 7 лет 19:30
7 - 10 лет 20:00
10 - 18 лет 21:00
детские санатории 18:00
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных/дополнительных занятий следующей смены, не менее 20 мин
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет 10 мин
от 3 до 4 лет 15 мин
от 4 до 5 лет 20 мин
от 5 до 6 лет 25 мин
от 6 до 7 лет 30 мин
Продолжительность учебного занятия для обучающихся, не более 1 класс (сентябрь - декабрь) 35 мин
1 класс (январь - май) 40 мин
классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья 40 мин
2 - 11 классы 45 мин
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет 20 мин
от 3 до 4 лет 30 мин
от 4 до 5 лет 40 мин
от 5 до 6 лет 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна
от 6 до 7 лет 90 мин
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся, не более 1 классы при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю 4 урока
при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю 4 урока и 1 раз в неделю - 5 уроков
2 - 4 классы при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю 5 уроков
при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю 5 уроков и 1 раз в неделю - 6 уроков
  5 - 6 классы 6 уроков
7 - 11 классы 7 уроков
старше 18 лет не более 8 ч (академических)
2 - 4 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья 5 уроков
5 - 11 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья 6 уроков
Учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе, не более 1 класс 21 ч
2 - 4 класс 23 ч
5 класс 29 ч
6 класс 30 ч
7 класс 32 ч
8 - 9 класс 33 ч
10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО 34 ч
старше 18 лет 40 ч
Учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе, не более 2 - 4 класс 26 ч
5 класс 32 ч
6 класс 33 ч
7 класс 35 ч
8 - 9 класс 36 ч
10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО 37 ч
старше 18 лет 40 ч
Проведение сдвоенных уроков 1 - 4 классы не проводятся за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее все возраста 10 мин
Продолжительность перемен (перерывов), не менее 1 - 11 классы, обучающиеся ПОО 10 мин
1 - 11 классы, обучающиеся ПОО перемены для приема пищи 20 мин
динамическая пауза (для 1-х классов) 40 мин
Недельный объем внеурочной деятельности, не более 1 - 11 класс 10 ч
Количество видов учебной деятельности на учебном занятии 1 - 4 классы 3 - 7
5 - 11 классы 5 - 7
Продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии, мин 1 - 4 классы 5 - 7
5 - 9 классы 7 - 10
10 - 11 классы 7 - 10
Плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени), % 1 - 4 классы 60 - 80
5 - 9 классы 70 - 90
10 - 11 классы 70 - 90
Моторная плотность урока физической культуры, %, не менее  
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее 2 мин
Продолжительность выполнения домашних заданий, не более 1 класс 1,0 ч
2 - 3 классы 1,5 ч
4 - 5 классы 2,0 ч
6 - 8 классы 2,5 ч
9 - 11 классы 3,5 ч
Продолжительность выполнения домашних заданий в детских санаториях, не более 1 - 4 классы домашние задания не задают
5 - 11 классы 1,0 ч
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, не более, кг 1 - 2 классы 1,5
3 - 4 классы 2,0
5 - 6 классы 2,5
7 - 8 классы 3,5
9 - 11 классы 4,0
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: