В 2021-2022 учебном году основные образовательные программы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, должны соответствовать положениям следующих федеральных нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712;
приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021 г.);
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
|
приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766);
приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Проектирование основных образовательных программ (далее – ООП) рекомендуется организовать с учетом примерных ООП, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, размещенных на сайте Реестр примерных основных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru), в том числе с учетом примерной программы воспитания (протокол УМО от 02.06.2020г. № 2/20).
Также при проектировании ООП следует учесть утвержденные концепции преподавания учебных предметов:
Историко-культурный стандарт 30 октября 2013 г., утвержденный на расширенном заседании Совета Российского исторического общества;
Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23.10.2020г. № ПК-1вн);
|
Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р;
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р;
концепции, утвержденные протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018г.:
Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
Концепция развития географического образования в Российской Федерации;
Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;
Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 03.12.2019г.
|
Разработанная образовательной организацией основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами.
Организационный раздел основной образовательной программы общеобразовательной организации включает:
учебный план основного общего образования, календарный учебный график, план внеурочной деятельности и календарный план воспитательной работы;
систему условий реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями соответствующего стандарта; оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению организации).
Учебный план, который является частью ООП, определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. ООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Важно отметить, что для образовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей образовательной организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Обязательные к изучению предметные области в 2021-2022 учебном году на уровне начального общего образования и основные задачи реализации содержания данных предметных областей приведены в пункте 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 в редакции от 11.12.2020г.).
Количество учебных занятий на уровне начального общего образования за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса СанПиН 1.2.3685-21:
1 классов: при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю – не более 4 уроков; при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю – не более 4 уроков и 1 раз в неделю – не более 5 уроков;
2-4 классов: при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю – не более 5 уроков; при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю – не более 5 уроков и 1 раз в неделю – не более 6 уроков;
2-4 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья – не более 5 уроков.
Обязательные к изучению предметные области на уровне основного общего образования приведены в пункте 18.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 в редакции от 11.12.2020г.).
Напоминаем, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ, обязательного к изучению на уровне начального общего образования. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
включение в рабочие программы учебных предметов, курсов других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения указанной предметной области, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации (в соответствии со ст.28 Закона об образовании). При этом в случае изучения ОДНКНР в рамках учебного плана как отдельного учебного предмета, курса, исключить его из аттестата об основном общем образовании нельзя (правила заполнения аттестатов и выставление итоговых отметок установлены приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546).
Количество учебных занятий на уровне основного общего образования за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса СанПиН 1.2.3685-21:
5-6 классы – не более 6 уроков;
7-11 классы – не более 7 уроков;
5-11 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья – не более 6 уроков.
Учебный план для обучающихся 10-11 классов в соответствии с пунктом 18.3 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 в редакции от 11.12.2020г.) предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне; количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Напоминаем, что образовательная организация обязана предоставлять обучающимся 10-11 классов возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы "Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире", "Экология", дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся.
Кроме того, в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Отметка за выполнение обучающимся индивидуального проекта, выполнение которого является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы на уровне среднего общего образования указывается в бланке приложения к аттестату о среднем общем образовании.
Освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией; при этом допускается прохождение обучающимися государственной итоговой аттестации по завершении изучения отдельных учебных предметов после 10 класса.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.
Обращаем внимание, в 2021 году Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ) подготовлены Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования; кодификаторы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021г. № 1/21) и размещены на сайте ФИПИ.
Рабочая программа воспитания (далее – программа воспитания) должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя: описание особенностей воспитательного процесса; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров образовательной организации; основные направления самоанализа воспитательной работы в образовательной организации.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).
Дополнительно информируем, что требования к организации образовательного процесса установлены в том числе СанПиН 1.2.3685-21:
Показатель | Организация, возраст | Норматив | |||
Начало занятий, не ранее | все возрастные группы | 8:00 | |||
детский санаторий | 9:00 | ||||
Окончание занятий, не позднее | при реализации образовательных программ дошкольного образования | 17:00 | |||
при реализации программ начального, общего основного и среднего общего образования и программ профессионального обучения (ПОО 1, 2 курс) | 19:00 | ||||
при реализации дополнительных образовательных программ, деятельности кружков (студий), спортивных секций | до 7 лет | 19:30 | |||
7 - 10 лет | 20:00 | ||||
10 - 18 лет | 21:00 | ||||
детские санатории | 18:00 | ||||
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных/дополнительных занятий следующей смены, не менее | 20 мин | ||||
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более | от 1,5 до 3 лет | 10 мин | |||
от 3 до 4 лет | 15 мин | ||||
от 4 до 5 лет | 20 мин | ||||
от 5 до 6 лет | 25 мин | ||||
от 6 до 7 лет | 30 мин | ||||
Продолжительность учебного занятия для обучающихся, не более | 1 класс (сентябрь - декабрь) | 35 мин | |||
1 класс (январь - май) | 40 мин | ||||
классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья | 40 мин | ||||
2 - 11 классы | 45 мин | ||||
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более | от 1,5 до 3 лет | 20 мин | |||
от 3 до 4 лет | 30 мин | ||||
от 4 до 5 лет | 40 мин | ||||
от 5 до 6 лет | 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна | ||||
от 6 до 7 лет | 90 мин | ||||
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся, не более | 1 классы | при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю | 4 урока | ||
при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю | 4 урока и 1 раз в неделю - 5 уроков | ||||
2 - 4 классы | при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю | 5 уроков | |||
при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю | 5 уроков и 1 раз в неделю - 6 уроков | ||||
5 - 6 классы | 6 уроков | ||||
7 - 11 классы | 7 уроков | ||||
старше 18 лет | не более 8 ч (академических) | ||||
2 - 4 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья | 5 уроков | ||||
5 - 11 классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья | 6 уроков | ||||
Учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе, не более | 1 класс | 21 ч | |||
2 - 4 класс | 23 ч | ||||
5 класс | 29 ч | ||||
6 класс | 30 ч | ||||
7 класс | 32 ч | ||||
8 - 9 класс | 33 ч | ||||
10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО | 34 ч | ||||
старше 18 лет | 40 ч | ||||
Учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе, не более | 2 - 4 класс | 26 ч | |||
5 класс | 32 ч | ||||
6 класс | 33 ч | ||||
7 класс | 35 ч | ||||
8 - 9 класс | 36 ч | ||||
10 - 11 класс, 1 - 2 курс ПОО | 37 ч | ||||
старше 18 лет | 40 ч | ||||
Проведение сдвоенных уроков | 1 - 4 классы | не проводятся за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию | |||
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее | все возраста | 10 мин | |||
Продолжительность перемен (перерывов), не менее | 1 - 11 классы, обучающиеся ПОО | 10 мин | |||
1 - 11 классы, обучающиеся ПОО перемены для приема пищи | 20 мин | ||||
динамическая пауза (для 1-х классов) | 40 мин | ||||
Недельный объем внеурочной деятельности, не более | 1 - 11 класс | 10 ч | |||
Количество видов учебной деятельности на учебном занятии | 1 - 4 классы | 3 - 7 | |||
5 - 11 классы | 5 - 7 | ||||
Продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии, мин | 1 - 4 классы | 5 - 7 | |||
5 - 9 классы | 7 - 10 | ||||
10 - 11 классы | 7 - 10 | ||||
Плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени), % | 1 - 4 классы | 60 - 80 | |||
5 - 9 классы | 70 - 90 | ||||
10 - 11 классы | 70 - 90 | ||||
Моторная плотность урока физической культуры, %, не менее | |||||
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее | 2 мин | ||||
Продолжительность выполнения домашних заданий, не более | 1 класс | 1,0 ч | |||
2 - 3 классы | 1,5 ч | ||||
4 - 5 классы | 2,0 ч | ||||
6 - 8 классы | 2,5 ч | ||||
9 - 11 классы | 3,5 ч | ||||
Продолжительность выполнения домашних заданий в детских санаториях, не более | 1 - 4 классы | домашние задания не задают | |||
5 - 11 классы | 1,0 ч | ||||
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, не более, кг | 1 - 2 классы | 1,5 | |||
3 - 4 классы | 2,0 | ||||
5 - 6 классы | 2,5 | ||||
7 - 8 классы | 3,5 | ||||
9 - 11 классы | 4,0 | ||||