Расчет и выбор посадок с натягом.
Рассчитать, выбрать и построить схему расположения полей допусков посадки с натягом с указанием размеров, отклонений из системы ИСО (ISO) для гидродинамических подшипников скольжения при исходных данных:
Передаваемая осевая сила Р = 0 кН
Передаваемый момент Мкр=185 Н*м
Номинальный диаметр D=40 мм
Внутренний диаметр вала d1=0 мм
Наружный диаметр втулки d2=80 мм
Номинальная длина сопряжения l=60 мм
Материал вала – Сталь 35, материал втулки – сталь 35
Метод запрессовки – Механический
Смазка: без смазки
Решение задачи:
Посадки с натягом предназначаются для образования неподвижных соединений. Разность между диаметром вала и внутренним диаметром втулки до сборки определяет натяг N. При запрессовке деталей происходит растяжение втулки на величину и одновременно сжатие вала на величину , причем N= Упругие силы, вызываемые натягом, создают по поверхности соединения деталей напряжения, препятствующие их взаимному смещению.
Предельные значения натягов выбранной посадки должны удовлетворять следующим условиям:
1. При наименьшем натяге должна обеспечиваться прочность соединения, т.е. не должно быть относительного поворота деталей от действия внешнего крутящего момента или осевого усилия или их совместного действия. Это условие выполняется, если , где – наибольший прикладываемый к одной детали момент кручения, - момент трения, зависящий от натяга, размеров соединяемых деталей, шероховатости поверхностей и других факторов.
2. При наибольшем натяге должна обеспечиваться прочность соединяемых деталей, т.е. наибольшее напряжение, возникающее в материалах деталей, не должно превышать допустимого значения.
|
Величину наименьшего натяга при условии, что сопрягаемые поверхности идеально гладкие рассчитываем по формуле:
где
Удельное эксплуатационное давление по поверхности контакта, Па
Номинальный диаметр сопряжения, мм
Модули упругости материалов соединяемых деталей
Коэффициенты, определяемые по формулам:
D, d1, d2 - Соответствующие диаметры сопрягаемых деталей, мм
Коэффициенты Пуассона для металлов охватывающей и охватываемой деталей.
= 1.9
Величина удельного контактного эксплуатационного давления при совместном действии осевого сдвигающего усилия и крутящего момента определяется по формуле:
Коэффициент трения, выбирается согласно рекомендациям.
n=1.75 - Коэффициент запаса прочности соединения на возможные перегрузки и воздействия вибраций.
Наибольший расчетный натяг находим по формуле:
В качестве принимается одно из двух значений , рассчитанных по формулам
, имеющее наименьшее значение.
- условный предел текучести или предел прочности сопрягаемых отверстий и вала
= Па
= Па
=136590000 Па
На прочность соединения вала и отверстия оказывает существенное влияние высота микронеровностей. Для расчета компенсации влияния микронеровностей воспользуемся формулой
k - коэффициент, учитывающий смятия микронеровностей поверхностей отверстия и вала k=0.4. Для определения возьмем поле допуска для отверстия H6, для вала s5.
3.2+6.3) 8 мкм
Значение натягов при выборе посадки
69+8=77 мкм
С учетом полученных данных берем посадку , для которой является характерным следующее:
|
Допуск отверстия TDтабл = 0,016 мм
Допуск вала Tdтабл = 0,025 мм
Минимальный натяг 0,027 мм
Максимальный натяг 0,068 мм
Допуск посадки TNтабл = 0,041 мм
Принятая посадка обеспечивает неподвижность соединения и при наименьшем натяге, так как , поскольку допускаемый наибольший натяг (77≥68) мкм.
Схема расположения полей допусков посадки с натягом