Социология
Социологией называется наука, которая стремится, истолковывая, понимать социальное действие и тем самым причинно объяснять его протекание и результаты. Действием при этом называется человеческое поведение (все равно, внешнее или внутреннее, воздержание от действия или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним субъективный смысл. Социальным же действием называется такое, которое по своему подразумеваемому действующим или действующими смыслу соотнесено с поведением других людей и ориентируется на него в своем протекании.
Полипарадигмальный характер современного социологического знания и Метасоциология
Как утверждает современное науковедение, любая наука достигает зрелости, т. е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус.
Согласно концепции развития науки, тот или иной качественный этап такого развития - результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием данной концепции науки является понятие парадигмы.
Понятие «парадигма» неоднозначно. Неоднозначно и отношение различных групп ученых к нему. Так, в книге Томаса Куна содержится 21 дефиниция. Существенный момент концепции Куна в том, что он рассматривает любую науку определенного исторического этапа как задаваемую парадигмой, т. е. специфической структурой, включающей различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования.
В развитии науки Кун выделяет четыре стадии: стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей парадигмы. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы. Наступает кризис, который приводит к научной революции: старая парадигма отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научных фактов, теорий, методов.
|
Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм.
В настоящем изложении мы исходим из понимания парадигмы как совокупности философских, общенаучных и метатеоретических оснований науки, в нашем случае - социологии.
В качестве указанных оснований выступают различного рода концепции, подходы и принципы, например, концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма. Приверженность тех или иных ученых к той или иной парадигме позволяет дифференцировать одно научное сообщество от другого.
Обычно в социологии науки выделяются три вида парадигм: во-первых, парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус определенной науки, отграничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); во-вторых, парадигмы, проводящие существенные различия между историческими стадиями в развитии науки (например, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм в социологии); в-третьих, парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западноевропейской социологии).
|
Если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от других научных дисциплин и потому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигмальным статусом, если она имеет парадигму, которая признана данным научным сообществом. Это монопарадигмальный статус науки. После научной революции обычно складывается ситуация парадигмального дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой и старая парадигма. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных парадигм.
Парадигмальные статусы науки в ряде случаев могут совпадать с исторической логикой ее развития. Эта логика, если отвлечься от некоторых специфических исторических особенностей и этапов, свойственна социологии, которая, минуя стадию монопарадигмального статуса, прошла путь развития от допарадигмального к полипарадигмальному статусу.
Понятие «парадигма» шире по объему, чем понятие «теория». Любая парадигма, кроме указанных ранее элементов, включает в свою структуру основные научные категории, интерпретирующие природу объекта данной науки, которые, во-первых, позволяют содержательно отличать данную парадигму от другой и, во-вторых, могут служить основанием для построения различных видов теорий в пределах данной парадигмы. В социологии такими категориями являются «общество», «культура», «личность», «социальное поведение», «социальные группы», «социальные институты», «социальные организации», «социальные факты» и др.
|
Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений (выражаемых в форме законов, принципов или менее общих теорий), раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними. В теории, таким образом, выделяются: 1) основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета данной науки; 2) система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями; 3) вся совокупность логических следствий, которая вытекает из фундаментальных законов и принципов теории.
В социологической парадигме объектом социологии является социальная реальность и ее основные элементы. Социологическая теория - это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.
Критериями разграничения парадигм социологии (с полипарадигмальным статусом) выступают содержательно отличные друг от друга основные социологические категории и соответствующие им структурные элементы социальной реальности, интерпретация взаимодействия которых позволяет понять природу последней.
Философское и общенаучное обоснование парадигмального статуса той или иной науки, будучи в конечном счете определяющим, в то же время не является достаточным. И тут в действие вступает другой уровень обоснования - метатеоретический.
Метатеория есть критическое изучение определяющих принципов какой-либо совокупности уже аккумулированного знания. На этом уровне устанавливается степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Если такое соответствие не выявляется или выявляется в крайне незначительной степени, то это означает, что данная наука не достигла зрелости, не поднялась до уровня парадигмального статуса.
Обычно выделяются два основных вида метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и те, которые связаны с ее дальнейшим развитием.
Признавая правомерность обоих видов метатеорий, различные ученые, как правило, обычно отдают предпочтение одному из них. Согласно Дж. Тернеру, метатеоретический анализ начинается тогда, когда заканчивается анализ теоретический. С построением теории начинается метатеория, т. е. анализ допущений, стратегии и т. д. этой теории. В то же время нельзя не принять во внимание и аргументацию тех ученых, которые утверждают, что вряд ли можно приступить к построению завершенной теории, если не решены «фундаментальные» эпистемологические и метафизические вопросы. Тернер резко осуждает, но не отвергает этот вид метатеории. Он пишет: «...метатеоретизирование обычно увязает в значимых философских проблемах и демобилизует построение теорий... Оно вовлекает теории во внутренние неразрешимые и обычно дебатируемые противопоставления».
Различные виды метатеорий и метаанализа в социологии можно объединить общим названием «метасоциология».
Метасоциология - это анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов - концепций, теорий, моделей, методов и т. д.
Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии - сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием «метасоциология» понятия «социология социологии» и «рефлексивная социология», первое было введено в научный обиход Р. Фридрихсом, второе - А. Гоулднером.
Метасоциология анализирует социологию извне и изнутри. С внешней точки зрения социология - специфическое социальное явление, которое подобно другим явлениям доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологической теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды и др. С внутренней точки зрения социология исследуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных понятий, проблем, теорий и методов, отвлеченно от их социального контекста.
Метасоциология - это такая же наука, как и социология. Но в отличие от последней она связана с разработкой принципов анализа того, что уже создано социологией. Она берет ее в качестве объекта изучения. Исследование содержания и достоверности социологического знания является необходимым условием развития и совершенствования социологии - ее теории и методологии, упрочения ее научного статуса.
Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и проч.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к полипарадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах. Начало этого пути было обусловлено трудами К. Маркса (Германия), Г. Спенсера (Великобритания), О. Конта, Ф. Ле Пле (Франция), Ф. Тенниса, Г. Зиммеля (Германия), У. Самнера, Л. Уорда (США), Н. Я. Данилевского (Россия) и др. Затем, так и не достигнув одновариантного, монопарадигмального статуса, минуя статус парадигмального дуализма, а также сложный исторический период быстрого становления и упадка многочисленных школ и направлений, социология перешла к многовариантному, полипарадигмальному статусу. Сложились и завоевали признание четыре социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма.
Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов: социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Социальные структуры и социальные институты отождествляются в этой парадигме с понятием реальных вещей.
Иное представление о социальной реальности содержится в парадигме социальных дефиниций. Ее основным элементом являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Важнейшим объектом изучения выступают внутри и межсубъективность и как результат - действие. В отличие от бихевиористской концепции «стимул-реакция», социальное поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности. Социальная реальность в этой парадигме выступает как совокупность таких факторов (значений, символов и т. д.), исходя из которых, действующие личности оценивают свое окружение; эта реальность, сконструированная из различных символов и значений, в свою очередь, детерминирует их социальное действие.
Парадигма социального поведения уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Социальные бихевиористы считают, что парадигмы социальных фактов и социальных дефиниций являются метафизическими, поскольку они игнорируют человеческое поведение, которое представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент при этом делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т. е. не желаемого социального поведения.
Основными элементами парадигмы социально-исторического детерминизма являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности. Исторические корни этих видов парадигм уходят в концепции Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Скиннера, К. Маркса.
Специфические и логически организованные комплексы понятий, объясняющие отношения между элементами социальной реальности, рассматриваемыми данной парадигмой в качестве основных (исходных), составляют разные виды теоретического осмысления процессов их взаимодействия, или различные виды социологических теорий.
Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентаций, двумя противоположными тенденциями в социологическом мышлении — дивергенции и интеграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире распространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь множеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».
Философские и методологические проблемы социологической науки
В отношении многих научных дисциплин - истории, права, политики, философии - можно сказать, что они имеют свою философию (философию истории, философию права, философию политики). Социологические науки не имеют такой философии.
Ее теоретический уровень очень близок к социально-философскому. Известные ученые по-разному видят свою дисциплинарную принадлежность. Так, Р. Мертон, считая себя социологом, полагает, что К. Маркс и Т. Парсонс - философы. Другие исследователи называют их социологами.
Создавая социологию, Конт стремился к тому, чтобы новая наука могла разрешать конфликты и предотвращать такие социальные потрясения, как Великая французская революция. Предметной областью социологии стало общество в целом и его структуры, протекающие в нем процессы. При этом под обществом понималось не все человеческое общество, как первоначально предполагал Конт, а отдельные общества, представленные в форме национальных государств. Сегодня, в условиях глобализации и взаимодействия отдельных обществ, социолог обращается также к проблемам человечества и вопросам взаимодействия отдельных обществ, но основной сферой его исследования являются отдельные общества.
В структуре наук об обществе философия строит наиболее генерализированные, обобщенные теории, которые играют методологическую роль и взаимодействует с макросоциологическими теориями. Эти взаимодействия осуществляются как на общефилософском уровне, где решаются теоретико-познавательные проблемы, так и на уровне социальной философии - специализированной философской дисциплины, изучающей общество на уровне самых абстрактных теорий - социальных трансформаций, таких, как циклическое развитие, прогресс, модернизация, глобализация, социальная эволюция и революция, а также анализа социального - социальной структуры, теории классов, мировоззрения и пр. Макросоциологические теории тесно связаны с социально-философскими. Они часто имеют философские предпосылки и способствуют развитию философских идей. Так, теория формирования западного капитализма на основе протестантской этики М. Вебера послужила основой философской теории развития капитализма вообще, а также теорий рациональности.
В социологии изучаются не только теории, имеющие предельный для данной дисциплины уровень обобщения, но и так называемые теории среднего уровня, например, теории элит, институционализации и др., которые ограничивают сферу своей деятельности выделенной частью предметной области социологии. Они также учитываются философами при построении теорий предельного уровня общности, но, главным образом, при посредничестве общесоциологических теорий. На эмпирическом уровне, в микросоциологических исследованиях, значимость взаимодействия с философией убывает. Философия обеспечивает социологию концептуальными познавательными схемами.
Влияние философии на социологию сказывается в необходимости совместного обсуждения ряда наиболее общих понятий, таких, как «общество», «человечество», «личность», «социализация». Меняется их содержание и их дисциплинарное место. О. Конт начинал говорить о человечестве, но оно представало ни как объект, ни как предмет социологии. Сегодня угрозы и риски, глобализация сделали это понятие более осязаемым. Общество, всегда понимавшееся как существующее в национально-государственных границах (отдельное общество), сегодня трактуется и как международное общество, и как человечество, не теряя пока своего первого, базового содержания.
В условиях быстрых социальных трансформаций многие темы социологии становятся философскими, и наоборот. Сегодня общим предметом дискуссии стало понимание социального как сферы социологического и социально-философского исследования. Такие традиционные социологические понятия, как социальная структура, социализация и многие другие, нуждаются в совместном осмыслении.
Социальная структура - устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основа социального порядка. Нет единого представления о содержании этого термина. Однако он имеет и общефилософскую, социально-философскую значимость, представляет интерес для политологов, экономистов и культурологов.
Наибольшее развитие понятие социальной структуры получило в структурном функционализме, структурализме и постструктурализме. Когда структура общества в социальных исследованиях выдвигается на первое место, нередко теряется интерес к социальному действию, так как структуры характеризуют момент устойчивости и стабильности, противостоящий социальному действию, вносящему изменения. В качестве ответа на противоречие структуры и действия Э. Гидценсом предложена теория структурации. В соответствии с ней социальные структуры формируют человеческие практики, но эти практики, в свою очередь, строят и воспроизводят социальные структуры. Наибольшее различие в понимании социальной структуры обнаруживается между теми, кто рассматривает социальные структуры как сложившиеся в определенный образец социальные практики, нормы, роли, статусы (структурные функционалисты), и теми, кто воспринимает социальную структуру в качестве основополагающих принципов, например, используя в качестве таковых отношение к средствам производства, которые и формируют практики (например, марксисты-структуралисты).
Наибольший интерес к социальным структурам проявили структурные функционалисты Р. Мертон и Т. Парсонс. Мертон видел социальную структуру как упорядоченное отношение ролей и статусов. Парсонс предложил модель вертикально интегрированной социальной структуры, которая состоит из четырех элементов, выполняющих четыре функции. Устойчивость обществу обеспечивает выполнение функциональных требований разными подсистемами общества. К ним относятся: адаптация, т.е. приспособление системы к внешней среде; целедостижение - постановка целей и мобилизация ресурсов на ее реализацию; социальная интеграция, происходящая внутри системы, обеспечивающая ей нормативное единство; функция воспроизводства и сохранения образца преимущественно посредством социализации, при которой лучшие образцы адаптации, целедостижения и интеграции сохраняются. Этим путем обеспечивается воспроизводство ценностей и идентичности и институтов в социальной структуре. В социальном мире «островной» характер порядка на фоне множества неупорядоченных явлений - аксиома. Классификация типов порядка осуществляется по разным основаниям. Например, разделением на военные и промышленные способы организации у Г.
Спенсера. Э. Дюркгейм выделяет два типа порядка - механическая и органическая солидарность на основе разделения труда. У Вебера порядки отличаются различием ценностной и целевой рациональности, у Тенниса — разделением общины и общества. Примером описания социальной структуры является выделенная Дюркгеймом механическая солидарность ранних докапиталистических обществ, основанная на сходстве функций, выполняемых людьми в обществе, и их взаимозаменяемости, и органическая солидарность, вызванная разделением труда, развитием капитализма и уменьшением роли коллективного сознания. Здесь появляется новый тип целостности и устойчивости, делающий связи более прочными, обеспеченными несходством коллективных представлений, а взаимообусловливающим многообразием.
При этом могут быть представлены две модели порядка, которые наиболее значимы для оценки посткоммунистических трансформаций: одна из них предполагает унификацию содержаний и действий, запланированность событий и подавляет то, что препятствует реализации избранных идеалов порядка; вторая возможна в условиях, когда имеются некоторые непреложные принципы организации, обеспечивающие основные права граждан, а внимание сосредоточено на обеспечении их центрального регулятивного значения без особого интереса к многообразию флуктуаций, существующих в обществе. И рассуждение об этих проблемах переходит уже на междисциплинарный уровень философского, социологического, политологического взаимодействия.
Между указанными типами порядка, которые можно обозначить как тоталитарный и демократический порядок, существует «ничейная земля» плохо сформированных социальных структур, воспринимаемых часто как беспорядок, отсутствие порядка, при котором, однако, общество достаточно долго существует и функционирует. Эта ничейная земля должна стать областью промежуточных типов порядка, например, анархического, которые размещаются на ней, ибо, если бы речь шла о полном отсутствии порядка, о хаосе, общество не могло бы пребывать в нем в течение продолжительного времени. И здесь усиливается междисциплинарность анализа. Нужны уже усилия культурологов и психологов.
Аналогичным образом обстоит дело с проблемой социализации, под которой понимают процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей. Имеются разные стадии социализации. Выделяют первичную и вторичную стадии. Первичная характеризует развитие ребенка с самых ранних его ступеней до формирования зрелой личности. На первой фазе преобладает социализация под влиянием воспитания, образования и формирования личности. Вторичная социализация характеризует развитие зрелой личности под воздействием социальных институтов, сопровождает всю жизнь человека, включает непрерывное формирование новых знаний, навыков, отношений. На развитие личности оказывают влияние биологические факторы, в том числе и наследственность, окружающая природная среда. Они оказывают влияние на характер социализации.
Социализация изучается философами, социологами, психологами, историками, антропологами. В отечественной психологии (C. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др.) разработана теория социальной деятельности как основа социализации.
Представитель символического интеракционизма Дж.Г. Мид рассматривает социализацию как освоение социальных ролей в процессе социального взаимодействия. Так формируются возможности индивидуальной социализации, в ходе которой освоение ролей сопряжено с освоением социально-культурных значений и символов, развитием образного мышления и интеллекта.
Фрейду принадлежит анализ социализации биологической природы человека и его первичных влечений. Фрейд считает, что агентами социализации ребенка выступают родители и семья и заканчивается этот процесс к 5-6 годам.
По мнению Э. Эриксона, который дает наиболее широкую трактовку, социализация осуществляется в течение всей жизни, путем решения некоторых проблем, которые возникают на разных этапах. Жизнь подразделяется им на восемь фаз, пять из которых относятся к детству, а остальные - к взрослому возрасту. На каждом этапе преодолеваются антиномии, одна из сторон которых направлена на углубление социализации, а другая - на замыкание в себе. Грудной возраст: осуществляется выбор между доверием и недоверием к внешнему миру, где доверие характеризует наиболее успешную социализацию. Один-два года: выбор между автономией и сомнением, формируется автономия и личная ценность или сомнение. Формирование чувства автономии сопутствует развитию таких качеств, как ощущение личной ценности и ответственность. От трех до пяти: выбор между инициативой и чувством вины. Пресечение инициативы формирует чувство вины и ослабляет социализацию. Младший школьный возраст: трудолюбие или неполноценность. Юность: становление индивидуальности (идентификация) или ролевая диффузия, ощущение своей индивидуальности или расплывчатое «я». Начало взрослого периода: интимность или одиночество. Средний возраст: творческая активность или застой. Старость: умиротворение или отчаяние.
Социализация включает в самом начале развития человека получение знаний с помощью органов чувств, типизации ощущений (холодное - горячее и пр.), затем типизации с помощью языка, из этого вырастает запас знаний здравого смысла. Дальнейший запас знаний определяется биографией.
Наряду с социализацией может происходить десоциализация - утрата ценностей, норм, знаний, в том числе и знания своей культуры, вымывание социального, откат от социального и приближение к биологическому как при неблагоприятных общественных трансформациях, так и в особых личностных условиях, при разрушении повседневности. Как усиливающиеся процессы глобального и локального уровня, они привлекают внимание философов. Социализация и десоциализация тесно связаны с понятием ресоциализации, которое характеризует болезненную радикальную смену прежних социальных установок и идентичности.
Необходимо отличать ресоциализацию от вторичной социализации. Вторичная социализация продолжает углубление полученных прежде социальных навыков, знаний и общественно принятых форм поведения. Ресоциализация - это новая социализация, ломающая прежние социальные установки после радикальных изменений в обществе или разрушения привычного образа жизни, невозможности решить новые проблемы методами, полученными в результате прежней социализации. Социологическая теория социализации, структурации теряет обособленность при радикальных изменениях и становится частью философского анализа в рамках теорий социальной трансформации