Раз, два, три, четыре, пять - как научить дошкольника считать?
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики.
Формирование элементарных математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Что такое элементарные математические представления?
Математические представления – это представления о числе, множестве, счете, простейших вычислениях, геометрических фигурах и форме предметов, величинах и их измерении, которые ребенок постигает на чувственном, эмпирическом уровне, называют элементарными.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека.
Счёт – это действие, при котором устанавливается взаимное соответствие между предметом и числом.
Правила счёта:
- все числа называются по порядку;
|
- каждое число называется только один раз;
- каждое число относится только к одному предмету;
- последнее число является итоговым, только оно называется при счёте, как обозначение всей группы предметов.
Особенности восприятия числа детьми
1. Дети вместо числа ОДИН произносят существительное РАЗ. Следует обязательно исправлять ошибку. Поставить одну игрушку и спросить «Сколько?»
2. Дети не понимают, что каждое числа относится только к одному предмету: они называют числа с одной скоростью, а указывают на предметы – с другой. Необходимо при счёте обязательно указывать рукой на каждый предмет.
3. Дети не отличают процесс счёта от итогового числа, поэтому при счёте обязателен круговой жест.
4. Дети не умеют согласовывать числительные с существительными. Для занятия надо подбирать предметы женского, среднего и мужского рода.
5. Название предмета при счёте даётся только после слова ВСЕГО, так как дети должны понять, какие бы предметы они не считали, числа всегда произносятся одинаково, и тем самым мы показываем, что счёт окончен.
Порядковый счёт – это определение места предмета среди других.
Количественный счет – определение общего количества элементов множества.
При количественном счете используются количественные числительные (один, два и т.д.), при порядковом – порядковые (первый, второй и т.д.);
При количественном счете отвечаем на вопрос «Сколько?», при порядковом – «Какой по счету?» или «Который?»;
При количественном счете направление не имеет значения, при порядковом – имеет;
Умение пересчитывать предметы куда важнее, чем умение писать цифры и примеры.
|
Желательно показать ребенку наглядно, как применяется навык счета в жизни. Счету можно учить, измеряя ладошками длину стола или других объектов, на кубиках «Лего» во время игры (считать детали при изготовлении поделок), считать количество предметов, например, определенного цвета или формы. Так ребенок освоит понятие числа комплексно, сможет «пощупать», «почувствовать» цифры. Обычно к началу занятий в школе дети не только осваивают счет то 0 до 10 и обратно, но и умеют соотносить цифры со счетом реальных предметов, решают несложные арифметические и логические задачки и узнают простые геометрические фигуры.
Очень полезно играть с детьми в магазин, причем монетками могут быть те же счетные палочки или счетные кубики. Важно давать дошкольникам много заданий по принципу «перевода с языка на язык», например: бросать игральный кубик, и если выпало 5, то приклеивать пять наклеек или строить домик из пяти кубиков и так далее.
Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса.
Игры с цифрами и числами для дошкольников
https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/igry-s-ciframi-i-chislami-dlia-doshkolnikov-5e44554a4721437c61f9e204
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
https://1.kholmsk-dou.ru/pdf/Shutochnye_zadachi_po_matematike_Fendrikova.pdf
https://www.liveinternet.ru/users/valentinaw/post264921510
Мультфильм «Учим цифры»https://www.youtube.com/watch?v=bxy8ArmXivA&list=PLiY0Sm92-uD5iTcsRhC1tCDeGTfGzMPmS&index=3&t=0s