Понятие «мировоззрение». Сущность и структура мировоззрения.




Современные условия требуют от человека сознательного отношения к происходящим событиям, понимания сути того, что с нами происходит, умения видеть перспективы развития мира, понимания смысла жизни, места человека в существующем мире и т.п. Такого рода представления человека составляют его мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность идей, взглядов человека на объективную действительность, дающая единое понимание происходящих в ней явлений и событий, определяющих место и роль человека в мире, его жизненную позицию, устремления и идеалы.

Подумаем, ограничивается ли мировоззрение системой научных знаний? Кроме сказанного, мировоззрение представляет собой систему обобщенных чувствований, интуитивных представлений. Таким образом, мировоззрение включает как теоретические, логические, объективные знания, так и знания, основанные на субъективных переживаниях, знания, отражающие способность человека чувственно – эмоционально, образно осваивать действительность.

Таким образом, мировоззрение включает в себя две основные сферы:

мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера и

миропонимание – рациональная интеллектуально-познавательная сфера.

Структура мировоззрения

Основой мировоззрения являются знания. Однако, чтобы знание обрело мировоззренческое значение, оно должно быть подтверждено нашим опытом и стать убеждением.

Убеждение – это интеллектуальная позиция, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих взглядов и идеалов, жизненной позиции.

Идеал – образец, совершенство, высшая цель, определяющие стремления и поведение отдельного человека или социальной общности. (Например, идеал общественного строя, представление о совершенном человеке, идеальных отношениях между людьми и т.п.).

Жизнь подлинного человека немыслима без идеалов, которые, как правило, обращены в будущее. Идеалы определяются совокупным опытом человечества и, в свою очередь, оказывают могучее воздействие на жизнь общества и отдельного человека. Именно идеалы составляют основу духовной жизни человека. И чем возвышеннее личные и общественные идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее данное общество, тем богаче и благороднее содержание индивидуальной и общественной жизни. Таким образом, мировоззрение не просто является отражением действительности, но и ориентирует на ее изменение.

Структуру мировоззрения составляют:

1) знания, ставшие убеждениями;

2) этические взгляды и оценки;

3) эстетические взгляды и оценки (чувственно эмоциональное освоение природы, искусства, человеческой деятельности и оценка их в соответствии с пониманием красоты);

4. идеалы;

5. вера (особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в лучшем будущем)

 

Исторические типы мировоззрения. Философия как мировоззрение.

 

Историческими типами мировоззрения считаются мифология, религия, философия, наука.

Мифология.

Слово «миф» в переводе с греческого языка означает предание, сказание. Миф – это сказание о богах, духах, героях, о первопредках действовавших в начале времен и участвовавших в создании мира. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях, и в то же время, система представлений о мире. Мифологией называют так же науку о мифах.

Мифология выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему, первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого человека. Своего рода это первоначальная форма духовной культуры человечества. Осмысление какого-либо явления природы или общества зависело от конкретных природных, хозяйственных, исторических условий и уровня развития человека. Мифология представляет собой своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. Миф обычно совмещает два аспекта диахронический – рассказ о пролом и синхронический – объяснение настоящего и будущего, что обеспечивает духовную связь поколений. Восприятие мира первобытного человека происходило через мифотворчество. Особенностью мифологического мировоззрения явилось то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной. Следствием этого явилось очеловечивание природы, всеобщая персонификация. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства и качества. Как и люди, мифические персонажи связывались семейно-родовыми отношениями, им не чужды были такие качества зависть, тщеславие, ревность и т п. Вспомним древнегреческий пантеон…

К.Марксом мифология была названа детством человечества. Это высказывание не было случайностью. Дело в том, что мифологии присущи качества подобные детскому сознанию: например, ребенок до определенного периода развития не выделяет себя из природы. Для детского сознания все предметы представляются как живые, для самого ребенка они являются чем-то общим с ним самим. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотъемлемая частица. Кроме того, как и в детском восприятии в мифологии преобладает чувственно-эмоциональное восприятие мира. Логическое мышление в одном и другом случае еще недостаточно развито.

Мифологическое мировоззрение является предшественником религии, философии и науки. Так первые философские учения о небесных сферах и первоэлементах бытия, первые географические представления, аналогичны представлениям в мифах. Мифологические представления о многосферности мира содержатся в религиях мира. (Христианство, ислам, буддизм – небо, земля, преисподняя).

 

Религия.

Слово религия в переводе с латинского языка означает благочестие, святыня, предмет культа.

Первоначально под религией понимали связь человека с Высшим Миром или Высшим началом. Однако, в настоящее время это значение утрачено. Не существует ни одной религии, ни одного древнего учения, которое не было бы извращено лжеучителями и лжетолкователями. В особенности это применимо к священным писаниям, которые и составляют основу религии. Возможность ложного толкования священного писания заложена в форме изложения, в языке, с помощью которого излагаются истины.

Особенностью языка священных писаний является то, что истина сообщается людям не в чистом виде, но символически. Это дает возможность всякому понимать скрытую символом истину сообразно развитию своего сознания. Необходимость символического языка вытекает из того, что религиозное учение дается не для одного поколения, не на один век, а на десятки, в течение которых в каждый данный момент существуют люди различного умственного и нравственного развития. Символический язык позволяет сохранить жизненность и неувядающую свежесть писаний на протяжении веков, но он же и служит отчасти причиной извращения и ложного понимания учения. Когда человек своим ограниченным умом раньше времени пытается понять прикрытые символами истины, которые еще не вмещаются в его сознании, то он неизбежно приходит к ошибкам и заблуждениям.

Религию как великую единую связь человека с Высшим миром каждый народ пытался присвоить в свое исключительное владение, потому каждый народ обособил, ограничил свою религию, предав проклятию все прочие, непривычные ему выражения ее у своих ближних. Так из единой связи религии, писала в письмах Е.И.Рерих, мы получили множество, друг друга исключающих лжерелигий. «Но попробуйте сказать, что главной причиной всех бедствий явилась не религия, а лжерелигия, как каждый начнет кивать на своего соседа и, в своем самомнении не подумает отнести эту тяжкую правду и к самому себе. Получится новая неясность и новый соблазн. – отмечает Е.И.Рерих. – Смысл слов на всех языках воспринимается и понимается правильно лишь сердцем, чувствознанием…»

Ни одно учение Великих Учителей человечества не подверглось таким искажениям, как Учение Христа. Причем текст имеющихся четырех евангелий несет на себе следы этих искажений и переделок. Ко времени Никейского Вселенского Собора в обращении было около трехсот вариантов евангелий, сильно отличающихся друг от друга. 4 евангелии были по видимому отобраны случайно. Сокровенное учение Христа более пяти веков хранили гностики, но так как хранимые ими знания находились в противоречии с некоторыми догматами, принятыми Отцами христианской церкви на вселенских соборах, то правящая церковь подвергла эту секту гонению и уничтожила физически почти всех гностиков. С их гибелью затерялись и хранившиеся ими знания. Второй Константинопольский Собор в 553 году по настоянию императора Юстиниана (в 541 г.) объявил закон перевоплощения ложью.

На фоне невежественных представлений религий в каждой эпохе, в каждой религии возникали высокие Духи, которые порой оказывались обличителями недостойных служителей церкви. Среди них можно назвать Святого Франциска, Преподобного Сергия, среди русских философов, Владимира Соловьева, Льва Толстого и многих других.

В современном понимании религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, которое основывается на вере в существование «священного», богов.

Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют следующие особенности:

1) вера (см. структура мировоззрения);

2) убеждение в возможности сверхъестественных, внепричинных и необъяснимых явлений – того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;

3)наличие жестко установленных обрядов, ритуалов и культа;

4) наличие «Священного Писания» и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве божественного Откровения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: