Вопрос 57 (тема 11.2 в учебнике)




А) Главные теоретические положения о несовершенной конкуренции сформулированы американским экономистом Э. Чемберлином и его английским коллегой Дж.Робинсон. Они опровергли представления о несовместимости конкуренции и монополии, доказав, что на самом деле большинство экономических ситуаций представляют собой составные явления.

Модель Э.Чемберлина, сформулированная в работе «Монополистическая конкуренция», предполагает структуру рынка, в которой большое число фирм соединено с элементами монополии. Такое сочетание появляется благодаря тому, что каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего товара, становится монополистом на рынке его сбыта. Возникает монополия, предлагающая на рынке продукт, отличный от товаров других фирм. Появляется предприятие, обладающее частичной рыночной властью.

Дифференциация продукции в данном случае трактуется очень широко. По определению самого Э.Чемберлина, «дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства-фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки…или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация также может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров…удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как частного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Если иметь в виду…указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты, в сущности, отличаются друг от друга- по меньшей мере, слегка отличаются – и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль.»

Б) (тема 15.3 в учебнике)

В экономической теории индивидуальные предпочтения рассматриваются сквозь призму выбора индивида между трудом и отдыхом. Каждый человек стоит перед выбором: трудится или отдыхать. Какое время отвести на труд, и какое на отдых? Когда отдать предпочтение труду, когда – отдыху? Дело в том, что отдых тоже является благом. Поэтому, выбирая между разными благами, например, отдыхом и приобретением товаров, человек вынужден принимать компромиссные решения, основываясь на индивидуальных предпочтениях.

Предположим, что максимальный доход, который индивид может заработать за 24 часа, составляет 1000 р. Следовательно, индивидуальные предпочтения между трудом и отдыхом можно выразить линией АБ, причем крайние точки А и Б отражают явно невозможные ситуации, поскольку нельзя работать 24 часа в сутки (точка Б) и нельзя получить 1000 р., совершенно не работая (рис. 15.12). Оптимальное распределение индивидуального времени определяется структурой предпочтений индивида и бюджетным ограничением.
На рис. 15.12 изображена ситуация, когда индивид остановил свой выбор на свободном времени в объеме 0-t, рабочем времени в объеме t-Б и дневном доходе в

Рис. 15.12. Индивидуальные предпочтения: выбор между трудом и отдыхом.

Размере R. При этом величина часовой ставки заработной платы равна наклону бюджетной линии АБ. В свою очередь наклон бюджетной линии регулируется предельной величиной заработной платы, т.е. индивид максимизирует полезность, когда предельная норма замещения свободного времени доходом равна часовой ставке заработной платы MRS=w.

В) (тема 17.1 в учебнике, стр. 600)

Существенное значение в экономике играют внешние эффекты или экстерналии. Они представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в рыночных ценах. В современном рыночном хозяйстве считается, что в большинстве своем внешние эффекты служат показателем неэффективности. Возникают внешние эффекты как в производстве, так и в потреблении.

Все внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные или на потери и выгоды для третьих лиц. Пример отрицательного и положительного внешнего эффекта представлен на рис. 17.6.

Рис. 17.6. Внешние эффекты: а) отрицательный; б) положительный

Отрицательный внешний эффект – стоимость применения ресурса, не отраженная в цене продукции; результат производства, и потребления благ, обмениваемых на рынке. Например, по мере роста объема производства увеличивается и загрязнение окружающий среды. Движение от Q1 в сторону Q2 показывает, что мероприятия в области защиты окружающей среды требуют определенных затрат, в результате чего объем выпуска сокращается, а потери эффективности составят затушеванную площадь треугольника. В основном потери связаны с ростом цены. Так, если не осуществлять защитных мероприятий, то объем производства составит Q1 при цене P1, т.е. рыночное равновесие установится в точке Е1, где предельные частные издержки MPC будут равны предельным общественным выгодам MSB: MPC=MSB. Однако в этом случае не соблюдается тезис о социальной безопасности производства. Если учесть этот фактор, то владелец предприятия должен сократить объем выпуска до Q2, тогда в точке Е2, MSB=MSC, т.е. предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам. Отрицательный эффект проявляется в том, что предельные частные издержки оказываются ниже предельных социальных издержек и поэтому экономическое благо продается и покупается в большем объеме, чем это необходимо для относительно экологически безопасной деятельности.

Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в ценах; выгодыот производства и потребления, которые получают лица, не являющиеся непосредственными производителями или потребителями в данном конкретном случае. Например, всеобщая грамотность, безусловно, дает определенный выигрыш обществу. Между тем, отдавая ребенка в школу, никто не задумывается о том, как это скажется на общественном развитии. Здесь интересы общества и отдельных его членов совпадают. Правая часть рис. 17.6. иллюстрирует этот факт. В точке Е1предельные частные выгоды равны предельным социальным издержкам: MPB = MSC. В то же время предельные социальные выгоды такого решения существенно выше. Они увеличивают эффективное общественное равновесие, перемещая его в точку Е2. Тогда общая эффективность от повышения уровня грамотности может быть измерена затушеванной площадью треугольника Е1Е2а. В этом случае имеет место недопроизводство экономических благ, поскольку оно производится и покупается в объеме, меньшем по сравнению с общественно необходимым (Q1 < Q2).

Вопрос 58

(из инета)

А) Эффе́кт масшта́ба (англ. economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. long run average cost, LRAC) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. short-run average total cost, SRATC).

Согласно К.Р. Макконнеллу и С.Л. Брю эффект масштаба — это экономия, связанная с ростом производства, когда в долгосрочном периоде снижаются средние издержки производства по мере увеличения выпуска объёма продукции предприятия.

Положительный эффект от масштаба

 

Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Снижение средних общих издержек при помощи увеличения производства до определенного количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба.

В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные, положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:

Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует не наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка не позволяет.

Специализация в международной торговле

Положительный эффект масштаба приводится в качестве предпосылки того, почему двум странам выгодно торговать между собой. В случае, если есть всего две страны и два товара и каждая из стран специализируется на выпуске одного продукта — то, обмениваясь, каждая из них может выйти за рамки своей кривой производственных возможностей.

Отрицательный эффект от масштаба

Обратный положительному эффект, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую. Аналогичный эффект наблюдается в сельском хозяйстве в силу того, что земли, удобные для выращивания культур, заканчиваются, и производитель вынужден переходить на менее подготовленные для этого участки.

Б)

Рис 16.3. Кривая вероятности потерь: 1-простой(обычный) риск;2-допустимый риск;3-критический риск;4-катастрофический риск.

В) ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ (Из инета)

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ

(marginal rate of transformation) Величина, на которую одно производство может быть увеличено, другое производство сократится на небольшую величину при условии, что и при этом совокупные затраты используемых ресурсов останутся на постоянном уровне. Предельная норма трансформации может быть рассчитана на уровне фирмы, отрасли, страны или на международном уровне. Она измеряет альтернативные издержки (opportunity costs) и пропорциональна наклону кривой производственных возможностей (production possibility frontier).

Вопрос 59

А)

 

 

 

Б) Диверсификация-это стратегия, направленная на снижение риска путем распределения капитала между разнообразными видами деятельности. Правило диверсификации гласит: «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Вероятность боя возрастает.

В)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: