ТЭО (Проект) – 1 – ая стадия проектирования




Состав участников проекта при разработке ТЭО (Проекта):

· Заказчик

· Инвестор

· Управляющий проектом

· Проектные организации

· Государственная экспертиза.

Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий и сооружений (СНиП 11-01-95), введенной в действие с 1 июля 1995 года, технико-экономическое обоснование строительства определено в качестве основного проектного документа на строительство объектов. Одновременно с этим документом впервые понятия «ТЭО» и «Проект» приравнены между собой, т.е. введено двойное обозначение стадии, единой по составу и содержанию. Такое решение принято в целях преемственности действующей законодательной и нормативной базы и совместимости с терминологией, применяемой за рубежом.

Решение о разработке ТЭО строительства принимается заказчиком после проведения государственной экспертизы Обоснований инвестиций, согласования намеченных в Обоснованиях решений по строительству объекта и условий предварительного согласования места его размещения. В последнее время для крупных объектов такое решение принимается заказчиком, как правило, после включения будущих объектов в соответствующие инвестиционные программы.

Разработка ТЭО по сложившейся практике выполняется проектировщиками (институтами, организациями, физическими лицами), имеющими полученную в установленном порядке лицензию на право осуществления своей деятельности.

Для выбора оптимального предложения со стороны проектировщика заказчик может провести конкурс (тендер) на разработку ТЭО строительства конкретного объекта.

Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком и регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт) на разработку ТЭО строительства.

К договору прилагается задание на проектирование, в котором указываются технико-экономические, социальные, экологические и другие требования, которые по мнению заказчика обязательно должны быть соблюдены при разработке ТЭО. В задании может быть также оговорен состав ТЭО и основное содержание его разделов. В случаях, когда в договоре не оговорены специальные требования о составе выдаваемой заказчику проектной документации, она выполняется в объеме, установленном СНиП 11-01-95. В этом случае заказчику не передаются расчеты строительных конструкций, технологических процессов и оборудования, объемов строительно-монтажных работ, потребности в материалах, трудовых и энергетических ресурсах. Эти материалы хранятся у разработчика и предоставляются заказчику или органам государственной и отраслевой экспертизы по их требованию.

Исходные данные для разработки ТЭО и задания на проектирование готовятся заказчиком или по договору с ним проектными, инжиниринговыми, консультационными и другими организациями.

Рекомендуемый состав и содержание заданий на проектирование объектов производственного назначения и жилищно-гражданского назначения в общем виде приведены в соответствующих приложениях к СНиП 11-01-95 и могут уточняться в аналогичных отраслевых нормативно-методических документах.

При разработке ТЭО должны учитываться данные прогнозов экономического и социального развития России, схем развития и размещения производственных сил, целевых научно-технических и производственных федеральных и региональных программ, решений государственных и/или местных органов власти и управления, результатов ранее проведенных технико-экономических и других исследований, а также опыт создания и эксплуатации аналогичных объектов.

Разработчикам ТЭО необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, иными государственными и отраслевыми документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов, а также государственными, отраслевыми и территориальными нормами, правилами и стандартами в области проектирования, строительства и эксплуатации.

В зависимости от сложности и отраслевой специфики предприятия, целей инвестирования, приоритетов, назначаемых инвестором, принятой стадийности проектирования и других факторов состав ТЭО и содержание отдельных его разделов уточняется по взаимному согласованию заказчика и проектной организации.

Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий и сооружений (СНиП 11-01-95) установлен типовой (единый) состав разрабатываемой документации.

При разработке ТЭО на строительство объектов производственного назначения в его состав предлагается включать следующие разделы:

· Общая пояснительная записка;

· Генеральный план и транспорт;

· Технологические решения;

· Организация и условия труда работников;

· Управление производством и предприятием;

· Архитектурно-строительные решения;

· Инженерное оборудование, сети и системы;

· Организация строительства;

· Охрана окружающей среды;

· Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

· Сметная документация;

· Эффективность инвестиций.

Для ТЭО строительства объектов жилищно-гражданского назначения рекомендуется следующий перечень разделов:

· Общая пояснительная записка;

· Архитектурно-строительные решения;

· Технологические решения;

· Решения по инженерному оборудованию;

· Охрана окружающей среды;

· Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

· Организация строительства (при необходимости);

· Сметная документация;

· Эффективность инвестиций (при необходимости).

В СНиПе 11-01-95 приводятся общие требования к содержанию каждого раздела ТЭО и объемам чертежно-графических материалов.

На данном же этапе представляется достаточным обратить внимание на некоторые моменты, не нашедшие должного отражения в указанном СНиПе.

Так, следует иметь в виду, что раздел «Эффективность инвестиций» должен выполняться в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России (№7-12/47 от 31.03.94 г.) и дополнительно отражать вопросы состояния и путей погашения задолженностей перед федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций должны проектироваться комплексно и дополнять друг друга. Раздел должен включать комплекс мер и технических решений (планировочных, объемно-планировочных, конструктивных), направленных на предупреждение, предотвращение или максимально возможное снижение интенсивности негативного воздействия процессов, возникающих при чрезвычайных ситуациях, в том числе при эксплуатационно-технологических отказах и обеспечивать защиту производственных фондов и персонала, а также близлежащей территории и проживающего на ней населения. В то же время оценка возможности возникновения аварийных ситуаций (технологических) и решения по их предотвращению должны рассматриваться в разделе «Технологические решения».

Разрабатываемые в разделе «Охрана окружающей среды» для конкретного объекта «Оценки воздействия объекта на окружающую сред» (ОВОС) в полном объеме должны содержать описание возможных негативных последствий на окружающую среду, а также все сведения, позволяющие оценить, как и насколько выполняются санитарные правила, имеют ли место превышения допустимых норм по радиационному, химическому и другим видам воздействия на окружающую среду и население и какие предусмотрены компенсирующие меры.

Исходя из практики рассмотрения разрабатываемых в последние годы технико-экономических обоснований строительства и с учетом складывающейся в стране экономической среды, состав и содержание ТЭО, предусмотренные в СНиП 11-01-95, целесообразно дополнять следующими разделами (направлениями):

· рыночные исследования и анализ сбыта;

· маркетинговая стратегия;

· организация транспортировки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования (при необходимости);

· оценка риска инвестиций, мероприятия по его профилактике и минимизации возможных потерь;

· обоснование разработки специальных технических условий на строительство (для особо сложных и уникальных объектов или условий их строительства);

· выводы и предложения.

Кроме того, по инициативе заказчика в ТЭО могут быть включены материалы, необходимые для составления тендерной документации для проведения торгов на строительство.

Необходимо отметить, что при проведении рыночных исследований и анализе сбыта по общепринятой международной практике заказчик вначале анализирует платежеспособный спрос и позиции конкурентов, затем выявляет рыночные ниши и лишь после этого разрабатывает программу по заполнению выявленных ниш.

В целом в материалах ТЭО должно быть показано, а в заключении государственной экспертизы по ТЭО на сооружение объекта подтверждено, что инженерные решения, технические средства и меры, а также финансовые затраты позволят достичь целей, заявленных в «Обосновании инвестиций», без риска для окружающей среды, эффективно, на уровне современных достижений науки, техники и технического прогресса.

ТЭО на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с установленным порядком.

Утверждение ТЭО организуется или проводится заказчиком в соответствии с действующим порядком, учитывающим источники финансирования строительства объекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: