Структура информационных процессов в САПР




Условием успешного развития систем автоматизации проектирования объектов транспорта нефти и газа является ориентация предметной области на компьютерные информационные технологии.

Под информационными технологиями далее будем понимать совокупность процессов сбора, обработки и хранения информации, реализуемых с помощью средств вычислительной техники в рамках различных автоматизированных систем. Информационная технология и системы документооборота оперируют такими объектами, как данные, информация и знания. Под данными будем понимать некоторую совокупность характеристик производственного процесса. Набор данных отражает некоторую часть информации о производственном процессе. Знание в данном случае, это продукт производственной, материальной деятельности, который формируется в процессе обобщения и накопления некоторой информации [2].

Проектируемый объект может быть рассмотрен на объектном и информационном уровнях представления, что и определяет возможность проектирования объектов по всем этапам жизненного цикла.

Таким образом, вместе с замыслом создания объекта должна строиться концепция создания информационной системы, сопровождающей не только проектирование объекта, но и поддержку этапов строительства и эксплуатации.

Реализация маршрута проектирования на основе информационных систем носит характер развивающегося процесса. Основой такого процесса является информационная система, которая создается комплексными системами автоматизации (САПР, АСУП, АСУТП) на всех этапах жизненного цикла объекта при поддержке CALS-технологии, основой которой является повышение эффективности процессов проектирования, строительства и эксплуатации объекта за счет повышения эффективности управления информацией об объекте.

Задачей CALS-технологии в проектном процессе является преобразование жизненного цикла объекта в высокоавтоматизированный процесс путем реструктуризации (реинжиниринга) входящих в него процессов.

CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support)переводится как «непрерывное развитие и поддержка жизненного цикла» и символизирует две основные идеи, реализующие задачу CALS-технологии. Первая часть термина (Continuous Acquisition) означает постоянное повышение эффективности (развитие) как самого объекта, так и процессов взаимодействия между поставщиком и потребителем объекта в течение его жизненного цикла. Вторая часть термина (Life cycle Support) обозначает путь такого развития: внедрение новых организационных методик разработки объекта, например, параллельного проектирования или междисциплинарных проектных рабочих групп. Это приведет к увеличению инвестиций на этапах проектирования и строительства объекта, но позволит более полно учесть потребности заказчика и условия эксплуатации, что, в свою очередь, приведет к снижению затрат на этапах эксплуатации и обслуживания объекта и, в конечном итоге, к сокращению затрат на стадиях жизненного цикла объекта.

Можно выделить две основные проблемы, стоящие на пути повышения эффективности управления информацией. Во-первых, с увеличением сложности объекта нефтегазовой отрасли и применением для их разработки современных компьютерных систем, значительно увеличивается объем данных об объекте. При этом прежние методы работы с данными уже не позволяют обеспечивать их точность, целостность и актуальность при сохранении приемлемых временных и материальных затрат. Во-вторых, увеличение количества участников проекта по разработке объекта (особенно в случае функционирования виртуальной проектной организации) приводит к возникновению серьезных проблем при обмене информацией между участниками из-за наличия между ними коммуникационных барьеров (например, из-за несовместимости компьютерных систем).

Основное содержание концепции CALS, принципиально отличающее ее от других информационных систем, составляют инвариантные понятия, которые реализуются в течение жизненного цикла (ЖЦ) объекта (рис. 10).

Рис. 10. Концептуальная модель CALS-технологии

Как видно из рис. 10 инвариантные понятия условно делятся на три группы:

· базовые принципы CALS-технологии;

· базовые управленческие технологии;

· базовые технологии управления данными об объекте проектирования.

К числу первых относятся:

· системная информационная поддержка ЖЦ объекта на основе использования интегрированной информационной среды (ИИС), обеспечивающей минимизацию затрат в ходе ЖЦ;

· разделение программ и данных на основе стандартизации структур данных и интерфейсов доступа к ним, ориентация на готовые коммерческие программно-технические решения (Commercial Of The Shelf- COTS), соответствующие требованиям стандартов;

· безбумажное представление информации, использование электронно-цифровой подписи;

· параллельное проектирование (Concurrent Engineering);

· непрерывное совершенствование процессов проектирования и управления (Business Processes Reengineering).

Кчислу вторых относятсятехнологии управления процессами, инвариантные по отношению к объекту проектирования:

· управление проектами и потоками заданий (Project Management/Workflow Management);

· управление ресурсами (Manufacturing Resource Planning);

· управление качеством (Quality Management);

· интегрированная логистическая поддержка (Integrated Logistic Support).

К числу третьих относятсятехнологии управления данными об объекте, процессах, ресурсах и среде проектирования.

Методы CALS-технологии делятся на три группы:

· технологии анализа и реинжиниринга бизнес-процессов - набор организационных методов реструктуризации способа функционирования предприятия с целью повышения его эффективности. Эти технологии нужны для того, чтобы корректно перейти от бумажного к электронному документообороту и внедрить новые методы разработки объекта;

· технологии представления данных об объекте в электронном виде - набор методов для представления в электронном виде данных об объекте, относящихся к отдельным процессам ЖЦ объекта. Эти технологии предназначены для автоматизации отдельных процессов ЖЦ;

· технологии интеграции данных об объекте - набор методов для интеграции автоматизированных процессов ЖЦ и относящихся к ним данных, представленным в электронном виде. Эти технологии относятся к этапу создания и реализации EPD-технологии (Electronic Product Definition – электронное описание объекта).

При автоматизации отдельных процессов ЖЦ объекта используются существующие прикладные программные средства (САПР, АСУП и т.п.), однако к ним предъявляется важное требование - наличие стандартного интерфейса к представляемым им данным. При интеграции всех данных об объекте применяются специализированные программные средства - системы управления данными (в т.ч. проектными) об объекте (PDM -Product Data Management). Задачей PDM-системы является аккумулирование всей информации об объекте, создаваемой прикладными системами, в единую логическую модель. Процесс взаимодействия PDM-системы и прикладных систем строится на основе стандартных интерфейсов. Стандартные интерфейсы взаимодействия компьютерных систем можно разделить на четыре группы:

· функциональные стандарты (задают организационную процедуру взаимодействия компьютерных систем, например IDEFO);

· стандарты на программную архитектуру (задают архитектуру программных систем, необходимую для организации их взаимодействия без участия человека, например CORBA);

· информационные стандарты (задают модель данных об объекте, используемую всеми участниками ЖЦ);

· коммуникационные стандарты (задают способ физической передачи данных по локальным и глобальным сетям, например Internet-стандарты).

Поскольку сотрудники эксплуатирующей организации тоже являются полноправными участниками ЖЦ объекта, необходимо обеспечение для него доступа в единое информационное пространство (ЕИП). Однако использование для этих целей PDM-системы нецелесообразно в силу ее большой стоимости и значительного срока внедрения и освоения. К тому же, если эксплуатируются объекты и системы, разработанные разными проектными организациями, ему придется иметь дело с разными ЕИП и, соответственно, разными PDM-системами. Учитывая это, а также то, что эксплуатации необходимы только эксплуатационные данные об объекте, в качестве средства доступа к ЕИП можно использовать не PDM-систему, а интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР).

ИЭТР обеспечивает доступ к эксплуатационной информации об объекте в ЕИП и имеет стандартный интерфейс пользователя (согласно MIL-M-87268), что позволяет сотрудникам эксплуатирующей организации одновременно обслуживать объекты от разных разработчиков.

Путь реализации концепции CALS содержится в стратегии CALS-технологии, предполагающей создание единого информационного пространства (ЕИП) для всех участников ЖЦ объекта (в том числе, эксплуатирующих организаций). При этом ЕИП должно обладать следующими свойствами:

· вся информация должна быть представлена в электронном виде;

· ЕИП охватывает всю информацию об объекте;

· ЕИП является единственным источником данных об объекте (прямой обмен данными между участниками ЖЦ исключен);

· ЕИП строится только на основе международных, государственных и отраслевых информационных стандартов;

· для создания ЕИП используются программно-аппаратные средства, уже имеющиеся у участников ЖЦ;

· ЕИП постоянно развивается.

Стратегия CALS предусматривает двухэтапный план создания ЕИП:

· автоматизация отдельных процессов (или этапов) ЖЦ объекта и представление данных на них в электронном виде;

· интеграция автоматизированных процессов и относящихся к ним данных, уже представленных в электронном виде, в рамках ЕИП.

Основными преимуществами ЕИП являются:

· обеспечение целостности данных;

· возможность организации доступа к данным географически удаленных участников ЖЦ объекта;

· отсутствие потерь данных при переходе между этапами ЖЦ объекта;

· изменения данных доступны сразу всем участникам ЖЦ объекта;

· повышение скорости поиска данных и доступа к ним по сравнению с бумажной документацией;

· возможность использования различных компьютерных систем для работы с данными.

ЕИП может быть создано для организационных структур разного уровня: от отдельного подразделения до виртуального территориально-распределенного предприятия или корпорации. При этом различается и эффект, получаемый от создания ЕИП.

Как отмечалось выше, целью CALS-технологии является информационная интеграция всех процессов ЖЦ объекта, в том числе в рамках международного сотрудничества. Поэтому важную роль в решении этой проблемы играет применение международных стандартов. Международные и национальные CALS-стандарты определяют формат и содержание информационных моделей объекта, ее ЖЦ и производственной среды. В развитии стандартизации CALS-технологии можно выделить два направления:

v применение для решения задач уже существующих стандартов;

v разработка принципиально новых стандартов.

Областями применения CALS-технологий являются: совершенствование деятельности в области разнородных процессов, происходящих на всех этапах жизненного цикла объекта; управление поставками в течение всего ЖЦ объекта (от создания концепции до утилизации); электронная интеграция организаций (предприятий), участвующих в этих процессах на различных этапах ЖЦ; управление поддержкой ЖЦ объекта (рис. 11).

Рис. 11. Применение CALS-технологии в проектировании объектов транспорта нефти и газа

Обеспечение этих основных бизнес-процессов - главная задача интегрированного информационного пространства, в основе которого лежит использование открытых архитектур, международных стандартов, совместных хранилищ данных и апробированных программно-технических средств. Процессы, протекающие в ходе жизненного цикла объекта, можно представить как совокупность процессов производственной деятельности проектировщиков, строителей, поставщиков, субпоставщиков и служб эксплуатации, объединенных посредством прямых и обратных связей. Жизненный цикл объекта необходимо рассматривать с учетом жизненного цикла входящих в него подсистем, результатов деятельности проектировщиков и поставщиков. В рамках жизненного цикла происходит информационное взаимодействие. Сущность концепции CALS составляют технологии и методы представления данных об объекте, процессах и среде, разработанные таким образом, чтобы сделать возможным использование однажды созданной информации на последующих стадиях жизненного цикла.

Использование CALS-технологий позволяет проектной организации усовершенствовать проектные и управленческие процессы в ходе жизненного цикла, снизить сроки выпуска проектной документации; заказчику - сократить стоимость заказа и дальнейшей его эксплуатации.

В настоящее время бумажная проектно-техническая и конструкторская документации существенно снижает конкурентоспособность участников проекта, поскольку делает невозможным взаимодействие с автоматизированными системами материально-технического снабжения для проведения профилактических и ремонтных работ. Современные требования и условия (для обеспечения конкурентоспособности субъектов и наличие нормативных документов по стандартизации, имеющих статус рекомендуемых) диктуют, чтобы документация должна быть представлена в форме интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).

ИЭТР представляет собой электронный документ, формируемый в значительной степени автоматически на основе конструкторского описания, представляющий собой базу данных и средств визуализации, использующих возможности мультимедиа (текст, графика, видео, аудио). Кроме того, необходимо собрать всю информацию об объекте в интегрированной базе данных и обеспечить совместное использование этой информации в процессах проектирования, строительства и эксплуатации. Для этой цели применяют систему управления инженерными данными, основанную на стандартизованной модели данных и интерфейсе доступа и работы с этими данными.

Таким образом, технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла объекта (CALS-технологии) позволяют:

· решать различные задачи, связанные с обработкой данных об объекте;

· создавать многовариантные документы для схожих объектов;

· обеспечивать доступ к содержимому документа в соответствии с категорией пользователя и уровнем допуска к документам;

· создавать многоязычные документы;

· использовать все стандартизованные способы представления информации (текстовая информация, изображения (растровые, векторные), аудио-, видеоинформация);

· проводить подготовку ИЭТР в универсальном виде, который позволяет различным пользователям использовать их без предварительной специальной обработки или адаптации.

По данным различных зарубежных источников [17], внедрение реализаций CALS-технологий в полном объеме позволяет на 25-30 % повысить эффективность производства наукоемкой продукции при одновременном значительном повышении его качества, в том числе сокращения:

· времени планирования — до 70%;

· времени проектирования — до 50%;

· затрат на оценку выполнимости проектов — до 15-40%;

· производственных затрат до 15-60%;

· стоимости технической документации до 10-50 %;

· времени планирования эксплуатационной поддержки — до 70%;

· стоимости информации — до 15-60%;

· количества ошибок при передаче данных — до 90%.

Таким образом, построение открытых распределенных автоматизированных систем для проектирования и управления проектированием составляет основу современных CALS-технологии. Главная проблема их построения - обеспечение единообразного описания и интерпретации данных независимо от места и времени их получения в общей системе, имеющей масштабы вплоть до глобальных. Структура проектной, технологической и эксплуатационной документации, языки ее представления должны быть стандартизованными. Тогда становится реальной успешная работа над общим проектом разных проектных коллективов, разделенных во времени и пространстве и использующих разные CAE/CAD/CAM-системы. Одна и та же конструкторская документация может быть использована многократно в разных проектах, а одна и та же технологическая документация адаптирована к разным производственным условиям, что позволяет существенно сократить и удешевить общий цикл проектирования и строительства. Кроме того, упрощается эксплуатация объекта и сооружений.

Важные проблемы, требующие решения при разработке обеспечений САПР нефтегазовых объектов - управление сложностью проектов и интеграция программного обеспечения. Эти проблемы включают вопросы декомпозиции проектов, распараллеливания и интеграции проектных работ, целостности данных, межпрограммных интерфейсов и др.

Известно, что частичная автоматизация зачастую не дает ожидаемого повышения эффективности проектной деятельности. Поэтому предпочтительным является внедрение интегрированных САПР, автоматизирующих все основные этапы проектирования объектов. Дальнейшее повышение эффективности проектирования, строительства и эксплуатации возможно за счет интеграции систем проектирования, управления проектом и документооборота.

Такая интеграция лежит в основе создания комплексных систем авто­матизации, в которых помимо функций собственно САПР реализуются средства для автоматизации функций управления проектированием, документооборота, планирования производства, учета и т. п.

Одна из наиболее известных реализаций CALS-технологии известна под названием EPD-технологии. Технология ориентирована на поддержку процессов проектирования и эксплуатации объектов (рис. 12).

Рис. 12. Составные элементы EPD-технологии в проектном процессе

Как отмечалось выше, среди CALS-технологий интеграции данных об объекте ключевой является технология управления данными (Product Data Management).

PDM-технология предназначена для управления данными об объекте проектирования и информационными процессами ЖЦ, создающими и использующими эти данные. Данные об объекте состоят из идентификационных данных (например, данных о составе или конфигурации объекта) и данных или документов, которые используются для описания объекта или процессов его проектирования, строительства или эксплуатации (при этом все данные обязательно представлены в электронном виде). Управление информационными процессами ЖЦ представляет собой поддержку различных процедур, создающих и использующих данные об объекте (например, процедуры изменения объекта), т.е. фактически поддержку электронного (например, конструкторского) документооборота.

Основной идеей PDM-технологии является повышение эффективности управления информацией за счет повышения доступности данных об объекте, требующихся для информационных процессов ЖЦ.

Повышение доступности данных об объекте достигается за счет их интеграции в единую информационную модель. Существует множество задач, которые можно решить за счет применения PDM-технологии, среди которых можно выделить наиболее распространенные:

· создание ЕИП для всех участников ЖЦ изделия;

· автоматизация управления конфигурацией изделия;

· построение системы качества продукции согласно международным стандартам качества серии ISO 9000 (здесь PDM-технология играет роль вспомогательного средства);

· создание электронного архива чертежей и прочей технической документации (наиболее простой способ применения PDM-технологии).

Для реализации PDM-технологии существуют специализированные программные средства, называемые PDM-системами (т.е. системами управления данными; другое название - системы управления проектами).

PDM-система должна контролировать все связанные с объектом информационные процессы (в первую очередь, проектирование) и всю информацию об объекте, включая: состав и структуру, геометрические данные, чертежи, планы проектирования и строительства, нормативные документы, результаты анализа, корреспонденцию.

При создании ЕИП для всех участников ЖЦ объекта, PDM-система выступает в качестве средства интеграции всего множества используемых прикладных компьютерных систем (САПР, АСУП и т.п.) путем аккумулирования поступающих от них данных в единую модель на основе стандартных интерфейсов взаимодействия.

Пользователями PDM-системы выступают сотрудники предприятий-участников ЖЦ объекта (т.е. субъекты проекта): проектировщики, конструкторы, строители, технологи, работники технического архива, а также сотрудники, работающие в других предметных областях: сбыт, маркетинг, снабжение, финансы, сервис, эксплуатация и т.п. Главной задачей PDM-системы является предоставление соответствующему сотруднику нужной ему информации в нужное время в удобной форме (в соответствии с правами доступа).

Функциональные возможности PDM-систем охватывают несколько направлений, среди которых основными являются организация хранения данных и управление документами, управление потоком работ и процессами, управление структурой продукта, автоматизация генерации выборок и отчетов.

Основные функциональные возможности современных PDM-систем приведены в табл. 1 [7].


Таблица 1

Основные функциональные возможности современных PDM-систем

Основные функции Описание (характеристика) функций
Управление хранением данных и документов PDM-система выступает как объектно-ориентированная СУБД, т.е. все данные и документы хранятся в специальной подсистеме (хранилище данных), которая обеспечивает их целостность, организует доступ к ним и поиск необходимой информации.
Управление структурой объекта и продукта Средства управления структурой объекта позволяют создавать и обрабатывать различные виды спецификаций объекта (ВОМ). Кроме того, нужно иметь возможность вести управление по деталям и узлам, а также по относящимся к ним документам (файлам, наборам файлов, адресам в Internet) и специальным производственным характеристикам - атрибутам. Для управления на уровне групп проектной организации используется динамическая, содержащая максимально полную информацию об объекте структура, которая отображает все возможные конфигурации. Сервисные функции должны допускать просмотр структуры с любой степенью детализации, раскрывать сборки и получать представление о входящих в ее состав составных подсистем и деталях, реализовывать и отражать нескольких представлений состава объекта для различных предметных областях (конструкторский состав, технологический состав, маркетинговый состав). Функция позволяет реализовать методы управления проектами (Project Management), проводить структурную декомпозицию проекта (PBS).
Управление потоками заданий и процессами Управляет потоком работ (в процессе проектирования) и занимается протоколированием действий пользователей и изменений данных Реализованы методы управления проектами (учет, контроль, сетевые графики, структурная декомпозиция проектных работ).
Управление изменениями Управляет и обеспечивает обмен данными о структуре объекта и вносимых в него изменениях, обеспечивает взаимодействие с любыми корпоративными приложениями в рамках определения и управления действий по внесению изменений, за счет чего упрощаются процессы совершенствования и модификации. Выступает в качестве рабочей среды пользователя и отслеживает все их действия, в т.ч. следит за версиями создаваемых им данных
Вспомогательные функции К ним относятся взаимодействие с другими программными средствами (в первую очередь с CAD/CAM/CAE-системами, CASE-продуктами), с территориально распределенными пользователями. Обеспечение интерфейса с системами управления проектами, так чтобы накопленная информация могла эффективно использоваться для поддержки управления проектом, реализация средств создания иерархии задач и подзадач, представляющих структуру проекта, которые используются в качестве основных точек связи между PDM-системой и системами управления проектами. Поддержка внутренних коммуникаций (своя собственная почтовая система или система E-mail заказчика). Реализация службы представления модели продукта в виде графических изображений, которые хранятся как элементы системы (3D визуализация).

 

Основным преимуществом от использования PDM-системы является сокращение времени разработки объекта за счет повышения эффективности процесса проектирования, которое характеризуется тремя аспектами:

· избавление проектировщика от непроизводительных затрат времени, связанных с поиском, копированием и архивированием данных (составляет 25-30% времени);

· улучшение взаимодействия между проектировщиками, конструкторами, технологами и другими участниками ЖЦ за счет поддержки методики параллельного проектирования, что приводит к сокращению количества изменений объекта;

· значительное сокращение срока проведения изменения конструкции объекта или технологии его строительства за счет улучшения контроля за потоком работ в проекте.

В мире достаточно широко распространены несколько десятков PDM-систем. Они разрабатываются как компаниями, занимающимися исключительно выпуском САПР, так и многопрофильными корпорациями ИТ-отрасли. Существуют как встроенные, так и независимые PDM-системы. Встроенная PDM-система (Bundled PDM System) доступна только как составная часть другого ПО (например, BaanPDM входит в ПО планирования ресурсов предприятия BaanERP). Некоторые PDM-системы доступны и в качестве опции САПР. Независимая PDM-система (Independent PDM System) поставляется как независимый продукт, не связанный ни с каким другим приложением. Эти системы могут интегрироваться с любым количеством других приложений (таких, как САПР и ERP), но могут быть также куплены и инсталлированы независимо, не требуя приобретения каких-либо связанных с ними приложений. Эти системы, по сути, являются противоположностью встроенным системам PDM. К числу наиболее известных разработчиков PDM-систем относятся компании: PTC/Computervision, SDRC, Unigraphics Solutions, Intergraph, Smart Solutions, Wind-chill Technology, Matra Datavision, Motiva Software, Autodesk, Eigner+ Partner, DEC, Control Data, IBM, Workgroup, EDS, Hewlett-Packard, Sherpa, Adra Systems и др. Основные разработчики PDM-систем и линейка продуктов с характеристикой производимой системы приведены в табл.2.

Таблица 2

Общая характеристика PDM-систем

№ п./п. Название системы Компания - производитель Характеристика производимой системы
  Optegra   PTC/CV (Parametric Technology Corporation/Computervision)   Представляет собой набор функциональных модулей, использующий клиент-серверную технологию и объектно-ориентированный подход, которые в совокупности способны реализовать всю палитру функциональных возможностей PDM-системы. Состоит из трех основных модулей: Total Data Management (TDM), Workflow Management (WM) и Configuration Master (CM). Модуль TDM предоставляет пользователю возможности управления проектными, технологическими и инженерными данными. Ядром TDM является компонент Optegra Vault (реализует упорядоченный доступ к хранилищу данных, поддержка конфиденциальности и безопасности хранения и использования данных). Система может использовать любые геометрические и технологические данные, включая модели САПР, чертежи в электронном виде, растровые изображения, технические публикации, бумажные чертежи, спецификации, извещения об изменениях и др. Модуль WM отвечает за управление потоками заданий и процессами (автоматизирует управление любым процессом, представленным в виде последовательности этапов). Ядром модуля WM является Process Master (PM), который координирует и отслеживает взаимодействие и взаимовлияние между различными проектными группами. Модуль Task Master (TM), также входящий в состав WM, позволяет проектировщикам определять и модифицировать потоки заданий. Модуль CM предназначен для автоматизации запросов из единой БД и работы с полными комплектами данных о структуре конечного продукта, полученными во время разработки. Он используется для обеспечения совместной параллельной работы инженеров и проектировщиков (входящих в разные проектные группы) по различным специализациям. Модуль CM объединяет инженерные и проектные спецификации и позволяет отслеживать до уровня отдельной записи все исправления и изменения, вносимые в БД, также обеспечивает сборку модели, ее просмотр и возможности выделения ее фрагментов.  
  Metaphase Enterprise Metaphase Technology Division (подразделение компании SDRC – Structural Dynamics Research Corporation и CDS-Control Data Systems) Является интегрированной PDM-системой, настраиваемой на выполнение задач конкретных пользователей. Имеется возможность расширения функций с помощью дополнительных приложений. Реализован специальный модуль управления конфигурацией объекта проектирования, в котором объединены управление потоками заданий и процессами и управление структурой продукта. Расширенные функции этого модуля обеспечивают улучшенный контроль за процессом, множество представлений структуры, анализ влияния изменений. Позволяет управлять как данными, которые находятся в хранилище, так и данными, которых там нет (а есть ссылки на них).
  IMAN   Unigraphics Solutions (EDS и Intergraph)   Аппаратно-независимая система сопровождения проектных данных, организованных в соответствии со стандартом ISO/STEP 10303. Система обеспечивает создание, использование и управление данными на протяжении всего жизненного цикла объекта, реализована на основе объектно-ориентированного подхода и содержит большое количество возможностей особенно для конфигурирования и управления документами и прикладными программами. Состоит из нескольких функциональных модулей. Модуль Advanced Product Structure Manager (PSM) служит для навигации по структуре продукта, обеспечивает все функции, необходимые для создания и управления спецификациями. Модуль System Administration (SA) облегчает работы по генерации/откату/восстановлению системы, конфигурированию пользователей и установке прав доступа к информационным компонентам БД, обеспечении взаимодействия с базовой реляционной СУБД Oracle. С помощью модуля обработчика потока заданий (Workflow) осуществляется контроль за всеми процессами разработки объекта. Место хранения данных - папка, в которой хранятся не сами данные, а только ссылки на них, что обеспечивает удобный и безопасный способ организации данных. Модуль Item служит для построения структуры объекта.
  SmarTeam Smart Solutions (подразделение компании Dassault Systems) Предназначена для автоматизации процессов управления технической подготовкой производства. Состоит из нескольких модулей. Модуль SmartWizard реализует средства организации (описания) электронного документооборота (средства создания и редактирования структуры БД без использования языков программирования). Модуль Form Designer является генератором экранных форм. Модуль BOM.BS позволяет выводить информацию БД в программу Excel для формирования выходных документов. Система реализует типовые функции ведения информации конструкторских и технологических проектов (ведение учетной информации документов, быстрый поиск документов по учетной информации, просмотр документов, отслеживание этапов разработки документов, ведение изменений, ведение структуры проектов, защита доступа к информации, вызов прикладных систем).
  Windchill Technology Windchill Представляет собой трехкомпонентную технологию Windchill, объединяющую корпоративную программную архитектуру, среду разработки и базовые приложения управления корпоративными данными. Технология Windchill полностью ориентирована на Интернет (базируется на его стандартных компонентах, для поиска метаданных вместо SQL используется поисковая система для Web, а связь с другими приложениями и объектами реализуется с помощью гиперссылок и URL). Среда управления проектными данными, реализована как Web-страница, которая предоставляет необходимые данные об объекте проектирования на протяжении всего его жизненного цикла. Основная идея технологии заключается в том, что любой информационный объект произвольной сложности для любого класса приложений управляется одним и тем же механизмом доступа. Достичь поставленной цели удалось как раз за счет трехуровневой архитектуры Windchill Foundation и использования Java-методики распределенных вычислений.
  CADIM/EDB Eigner+Partner Является полностью открытым для пользователей продуктом, в который легко вносятся и отслеживаются изменения в документации, строится структура объекта, осуществляется контроль и управление всеми процессами проектирования и разработки объекта. Реализована возможность интеграции с многочисленными CAD-системами, как механическими, так и электронными.
  DMS/PIMS Sherpa   Продукт, обеспечивающий сочетание основных функциональных возможностей PDM-системы, системной архитектуры и удобного пользовательского интерфейса. Характеризуется простотой использования и понимания с точки зрения конечных пользователей. Предоставляет пользователю пакет инструментальных средств для реализации PDM-приложений.
  WorkManager   Hewlett-Packard   Гибкая PDM-система, которая реализует все основные и вспомогательные функции систем управления проектными данными, легко настраивается на решение задач конкретных пользователей. Специалисты предсказывают успех на рынке информационных технологий данной системе из-за широких возможностей разработанной системы и репутации компании-производителя.
  Matrix (подразделение компании AdraSystems   Matrix   Является первой реализацией PDM-системы на основе объектно-ориентированной СУБД. Настраивается на задачи конкретных пользователей, проста в использовании, может легко изменяться и модифицироваться в случае необходимости (благодаря объектно-ориентированному стилю, а также удобному пользовательскому интерфейсу). Система представляет собой не стандартное PDM-приложение, а скорее набор возможностей, которые могут использоваться для построения таких приложений (удобно для пользователей, нуждающихся в среде для экспериментов и испытания новых идей по управлению проектными данными и процессами).  

Далее рассмотрим оценку перспективности различных PDM-систем. Такая оценка распространяются независимыми консультационными фирмами и обычно оценки носят не количественный, а качественный характер. Проводя общую оценку рейтингов по ведущим изданиям в 2005 году, можно разнести эти оценки по трем направлениям: поставки программных продуктов (SW), продажи комплексные - программы и сервис по поддержке пользователя программ (SW+SRV), поставки готовых решений в промышленность (SW4IND). Результаты анализа публикаций компаний CIMdata, Gartner Group, Dataquest, D.H.Brown Associates, IDC собраны в таблице 3.

 

Таблица 3

Оценки перспективности различных PDM-систем

Компания-производитель Оценка применимости
SW SW+SRV SW4IND
Computervision отл. отл. отл.
Sherpa удовл. отл. хор.
SDRC (Metaphase) удовл. отл. хор.
Hewlett-Packard хор. хор. отл.
Adra Systems удовл. удовл. хор.
Eigner+Partner удовл. удовл. хор.
EDS хор. хор. отл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: