Понятие праязыка в сравнительно-историческом языкознании и идея реконструкции праязыка языка А. Шлейхера.




Научная парадигма (П.) в лингвистике как результат выделения опр-х свойств языка. Смена лингв. парадигм как отражение развития науки в целом и уровня научных знаний в язык-ии (основные этапы в истории язык-ия).

Научная п.: «Под п-ми я подразумеваю признанные всеми научные достижения, к-ые в течение определ. времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».«П. – это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму» Т.Кун. Научная п. – это - «Заданное в определенный истор. отрезок времени определенным кругом ученых методологич. направление, новая парадигма знаний, покоящиеся на определ. философск. основе» Ф.М.Березин Научные п.-ы в истории яз-ния последн. времени: 1) Младограмматическая (К.Бругман, Г.Остгоф) – позитивизм как филос. основа; 2) Структуралистская (Ф. Де Соссюр) – позитивизм как филос. основа; 3) Генеративистская (Н.Хомский) – во многом основана на 2-х предыдущих. Периодизация истории яз-ния Условно можно выделить 5 этапов: 1. «Донаучный» период (от филологии древности до конца 17в): появление частных языкознаний.; 2. «Переходный» период (язык-ие 17–18 вв) развитие прикладного яз-ния и практич. интереса к языку; 3. «Ранненаучный» период (возникновение сравнительно-истор. яз-я в 19в); 4. «Средненаучный» период (конец 19 в) оформление как отдельной науки; 5. Совр. лингвистика (с начала 20 в): выход курса Ф. де Сосюра в 30-е г его учеником. Филология классич. древности. Др. Индия (т.к. Англия колонизовала Индию и всё стало известно). 4 – 3 вв до н.э. - создана 1-ая эмпирическая (прикладная) описательная грамматика. Цель – канонизация санскрита. Грамматика Панини ( задача – описать язык свящ. книг – веды,с целью, чтобы др. люди могли эти книги читать и понимать ): а) принципы членения слова - выделял основу и окончание (в т.ч. нулевое!), отдельные виды морфем – корень, инфикс (позволял определять тип спряжения у глаголов); б) 1-ая классификация частей речи (имя, глагол, предлог, частица); в) формы и правила склонения и спряжения; г) членение звуков на гласн. и согл.; впервые введен артикуляционный аспект изучения звуков. Древнегреч. философия 1) Спор о природе названия (описан в диалоге Платона «Кратил»): 544-540 гг до н.э., Гераклит, Кратил(древнегр. философ) – название дается вещам по природе, истинно: объясняли, что также как и богов много, так и раба свои боги, свои названия, отличающиеся от названий господина; 460-377 гг до н.э., Демокрит – название дается по обычаю, неправильно (людьми).Пр-р: его раб назвал вещь так, а он по-другому => если названия вещам появилось одновременно этого бы не было. 2) Зарождение этимологии. Вводит соотношение логики и грамматики. Аристотель (384 – 322 до н.э.): - создал основы формальной логики и описал осн. формы мышления – понятия, суждения, умозаключения; - в рамках риторики и логики разработал учение о частях речи как об элементах предложения (понятия слова еще не существовало!); - рассматривал предложение как сочетание имени и глагола (выполнял предикативную функцию); вводит также понятие связки. Эллинизм Грамматика отделяется от философии. Канонизируется восьмичленная система частей речи. А какая система частей речи принята сейчас??? (в с-ме языка ч.р. нет => это факт грамматики). Александрийская школа грамматики: Завершается разработка структуры грамматики – вводятся основы синтаксиса. Представители: Аристарх Самофракийский (1-ая пол. ІІ в. до н.э.); Дионисий Фракийский (конец ІІ в. до н.э); Аполлоний Дискол (2-ая пол. ІІ в. до н.э). Основные синт. единицы: словосоч., предложение, текст. Грамматики Др. Рима. Варрон (116-27 гг до н.э.) «Латинский язык» (переиздавалась неоднократно); Грамматика Доната ІVв.; Присциан (VI в.) «Учение о грамматич. искусстве» Яз-ие ср. веков Зарождение прикладного яз--ния: грамматики, разработка словарей, сформулир-ны основы перевода. Возникли не для описания иностр. языков. Закрепление письм. формы своего языка и обучение своих же граждан этому же языку => появление лексикографии и практики перевода (прикладной хар-р). Появление большинства языков народностей, т.е. древние языки => возникает необходимость в закреплении вариантов в качестве общепринятых. Споры реалистов и номиналистов Р-ы - Ансельм, епископ Кентерберийский:Общие понятия реальны, объективны и предшествуют материальным вещам. Идеи, предшествующие вещам, есть внутреннее слово бога. Н-ы – Фр. философ Абеляр: Реальны лишь вещи; общее возникает после вещи как знак. Эпоха возрождения Становление классич. (на основе текстологической работы) и вост. филологии. 1-ые грамматики вост. языков (особенно семитских). Описаны: арабский, еврейский и древнеевр., арамейский, эфиопский. 15–16 вв.– 1-ые грамматики различных языков: армянского, персидск., венгерск., японск., корейск., испанск., нидерландск., франц., англ., польск., чешск., мексиканск., ацтекского. Переходный период 1. Выход грамматики Пор-Рояля (= грамматика Арно и Лансло = Всеобщая рациональная грамматика).Первая теоретич. сопоставит. грамматика. 2. Становление философии языка в трудах Ф.Бэкона, Р.Декарта (математик, выдвинул идею искусственного языка), Д.Локка, Г.Лейбница. Ранненаучный п-д 1. Зарождение сравнительно-истор-ой германистики (Ф.Бопп, Р.Раск, Я. Гримм и др.) и славистики (А.Х. Востоков). 2. Лингвист. концепция В.фон Гумбольдта: - 1-ые классифик. языков; -зарождение первичного психологизма; -язык как дух народа, в двух ипостасях. Философия языка Гумбольдта, был поэтом, министром образования в Германии, сформулировал концепцию Гумбольдтовск. универа, считал, что все языки похожи. Средненаучный п-д (закладывалась парадигмальность совр. язык-я). 1. Выделение таких направлений, как: Логицизм (основа-рационализм); Психологизм (индивид-язык как следствие индивид-го созн; народный-Гумбольдт); Социология языка. 2. Дальнейшее развитие сравнительно-истор. язык-ния.

!!!! Если иметь в виду самые общие принципы научного подхода к исследованию языка, то все множество лингвист. концепций, школ и течений может быть условно сведено к 3-ём научным парадигмам. Первая из этих парадигм, генетическая (или истор., эволюционная), объединяет те школы и направления, к-ые опираются на принцип историзма и рассмат­ривают язык, как и действительность в целом, в его возникновении и развитии, т. е. необратимом, направленном изменении во времени в соответствии с внутр. законами самого языка и условиями его функционирования. Становление научного истор. язык-ия обязано первой четверти XIX в., философскому и общенаучному климату той эпохи. С тех пор внутри истор. парадигмы сменился ряд подходов; само же истор. язык-ие выступает сегодня лишь как одна из лингвист. парадигм, утратив в первой четверти нашего века свою монополию считаться единственно научным подходом к языку. Принцип историзма в язык-ии явился реакцией на конкретно-эмпирич. описания предшествующего периода, выступив в качестве универсальной объяснительной и упорядочивающей категории, распространяющейся и на естественноистор., и на культурноистор. процессы. Вторая лингвист. парадигма, таксономическая (или — в порядке чередования подходов внутри нее — инвентарная, структурная, а затем, с середины XX в., системная, или системно-структурная), собрала под свои знамена тех ученых, для которых наряду с эволюционным аспектом языка существен аспект организационный, касающийся внутр. устройства сложного языкового целого (в отвлечении от фактора времени), выявления и группировки языковых единиц, их систематики и классификации, объединения этих единиц в нерасторжимое целое — яз. систему. Третья исследоват. парадигма в язык-нии, антропоцентрическая (коммуникативная, функциональная, коммуникативно-прагмат., или просто прагматическая), оформляющаяся в последние десятилетия, опирается на принцип деят-ти и провозглашает приоритет факторов, обеспечиваю­щих успешное использование языка субъектом коммуника­т. деят-ти для достижения своих целей.

Каждая из трех названных лингвист. парадигм предлагает свой подход к пониманию границ предметной области язык-ия, соотношения частей яз. феномена как сложного и противоречивого целого, их значимости в развертывании лингвист. знания, вырабатывает свой содержательно-концептуальный аппарат, свои методы и процедуры исследования. Выдвижение на передний план то принципа историзма, то принципа системности, то принципа деят-ти, как раз и определяющее направление истор. развития языкознания XIX—XX вв., не есть, однако, процесс замены одной лингвист. парадигмы другой. Появление очередной из них не ведет к исчезновению дру­гой или других. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на языковой феномен, на первый план выдвигаются то эволюционная, то организационная, то функциональная стороны этого феномена. Устанавливаются и развиваются новые связи м/у дисциплинами, изучающими эти стороны языковой действит-ти.

3) Универсальная грамматика XVII века: грамматика Пор-Рояля.

Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая грамматика Пор-Рояля, впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612—1694) и Клода Лансло (1615—1695). Эта грамматика неоднократно переиздавалась и переводилась на разные языки.

Грамматика Пор-Рояля - один из наиболее значительных и знаменитых текстов мирового лингво-филологического наследия. Эта небольшая по объему книга, вышедшая первым изданием в Париже в 1660 г., послужила поворотным пунктом в развитии европейской лингвистической мысли. Авторы грамматики - выдающийся логик и философ-янсенист А. Арно и замечательный грамматист Кл. Лансло - сумели в сжатой, почти афористической форме, изложить основы нового подхода к грамматике. Этот подход основан на анализе языка с позиций "разума", его возможностей и основных "операций" (отсюда - определение грамматики как "рациональной"). Рациональный аспект языка отражает, по мнению авторов Пор-Рояля, общее в строении всех языков (отсюда - определение грамматики как "общей"). Грамматика Пор-Рояля положила начало традиции "грамматической науки", и по ее образцу в Европе XVIII - начала XIX в. были описаны многие европейские и неевропейские языки. Этот образец широко внедрялся в школьное преподавание. Как философский и логико-лингвистический труд "Грамматика" не утратила своего значения и в наши дни. Она представляет интерес для языковедов всех профилей, философов, логиков, историков науки и культуры, преподавателей-филологов.

 

4) Общелингвистические взгляды Вильгельма Гумбольдта.

Работами великого немецкого ученого Вильгельма Гумбольдта были заложены основы общего и теоретического языкознания. С именем Гумбольдта связывается становление философии языка как самостоятельной науки. Его лингвистическая теория настолько широка, что ее влияние продолжает сказываться и в современном языкознании.

Первые языковедческие работы Гумбольдта были исследованиями баскского языка, затем он обращается к проблеме происхождения и родства европейских языков.

Уже в ранних работах Гумбольдт стремился определить общие задачи лингвистики в тесной связи с философией. Лингвистические взгляды Гумбольдта тесно связаны с его историко-философской концепцией и отражают положения классической немецкой философии.

О непознаваемости тех или иных явлений языка очень часто говорит Гумбольдт, например: «...нам не дано познать форму языка в ее цельности.» Подчеркивая неразрывную связь и даже тождественность языка и «народного духа», Гумбольдт утверждает, что эта связь «недоступна для нашего разумения», что она остается для нас необъяснимой тайной.»

Всем своим анализом языка Гумбольдт показывает, что «язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое». Давая различные, зачастую противоречивые определения языка, он пытается установить диалектическую природу языка, выявить те противоречия (антиномии), которые выражают его сущность.

Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о тождестве «духа народа» и его языка.

- не существует никаких прямых данных о происхождении языка, который «не может возникнуть иначе как сразу и вдруг»

- после того как язык перестает развиваться, в нем может происходить более тонкое совершенствование

- как «язык вообще» есть проявление «человеческой духовной силы», так и каждый отдельный язык неразрывно связан с «духом» говорящего на нем народа

- язык теснейшим образом связан с мышлением, которое невозможно без языка и при этом «не просто зависит от языка вообще», а «до известной степени оно определяется каждым конкретным языком»

- характернейшей чертой языка является то, что он как целое состоит из диалектически связанных друг с другом противоречий – антиномий. Кроме уже отмеченных (языка и речи, языка и мышления и др.), можно указать и ряд других: например, язык субъективен по отношению к познаваемому и объективен по отношению к человеку; он вечно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив; он принадлежит одновременно и отдельному человеку, и целому коллективу. С этим связана важнейшая особенность процесса коммуникации: говорящий и слушащий, воспринимая предмет с разных сторон, вкладывает в одно и то же слово не вполне одинаковый смысл. Поэтому взаимное понимание между говорящими есть вместе с тем и непонимание, а согласие в мыслях и чувствах – в то же время и несогласие.

 

5) Проблема соотношения языка и мышления в трудах В. фон Гумбольдта.

Проблема соотношения языка и мышления интересовала многих ученых начиная с античного периода. Господствующими были взгляды представителей логической школы, согласно которым существовала полная тождественность между категориями языка и мышления. По мнению логицистов, слова выражают понятия, а предложения — суждения. Отражением такого взгляда на соотношение языка и мышления явилась Грамматика Пор-Рояля.

Умственная деятельность — совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно — посредством звука в речи становится внешней и доступной для чувства. Деятельность мышления и язык являются поэтому неразрывным единством. Мышление всегда связано со звуком языка: иначе мышление не может достичь ясности и представление не может стать понятием. Связь языка и мышления настолько безусловна, что «язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции».

Гумбольдт старается показать, каким образом происходит соединение понятия как категории мышления со звуком: «Обозначать понятия звуком — значит соединять две вещи, которые никогда не могут совершенно перейти одна в другую. Тем не менее понятие не может отрешиться от слова».

Гумбольдт считает, что звук и понятие совершенно различны по своей природе.

Проблема соотношения языка и мышления - одна из центральных в лингвистической концепции Гумбольдта. Практически все его сочинения по языкознанию в большей или меньшей степени затрагивают этот вопрос. В специально посвященной ему небольшой статье («О мышлении и речи») Гумбольдт видит сущность мышления в рефлексии, т.е. в различении мыслящего и предмета мысли. Далее в этой же статье через мышление он дает определение языка, подчеркивая этим их тесную связь: «Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определенные фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком».

Согласно его теории, человек ищет знак, с помощью которого он мог бы представить целое как совокупность единств. Когда он подыскивает эти знаки, его рассудок занят различением, расчленением, анализом. Далее он строит целое, синтезирует понятия, допускающие свободную обработку, вторичное разъединение и новое слияние. «В соответствии с этим, - пишет Гумбольдт, - и язык выбирал артикулированные звуки, состоящие из элементов, которые способны участвовать в многочисленных новых комбинациях». Мысль, деятельность вполне внутренняя и субъективная, в слове становится чем-то внешним и ощутимым, становится объектом, внешним предметом для себя самой и посредством слуха, уже как объект, возвращается к первоначальному источнику. Мысль при этом не теряет своей субъективности, так как произнесенное мной слово остается моим. Только посредством объективирования мысли в слове может из низших форм мысли образоваться понятие. Связь языка и мышления настолько безусловна, что «язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции человека». Но язык обычно развивается только в обществе и человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится, что его слова понятны и другим людям.

 

6) Антиномии Гумбольдта

В работе «О сравнительном изучении языков...» Гумбольдт писал, что «сущность языка беспрерывно повторяется и концентрически проявляется в нем самом». Противоречивые свойства языка Гумбольдт пытался сформулировать в виде антиномий.

Антиномия языка и мышления.

- неразрывное единство языка и мышления; «дух» человека постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутренние чувства; это лишь обогащает язык средствами выражения.

Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка.

- звуки и понятия различны по своей природе; звук служит для человека представителем предмета; понятие является выражением нашего взгляда на предмет, формирование понятий представляет собой внутренний процесс.

- по мнению Гумбольдта, нет связей между звуковым выражением и понятием.

Антиномия объективного и субъективного в языке.

- являясь по отношению к познаваемому субъетивным, язык, наоборот, по отношению к человеку объективен; эта антиномия необходима, так как язык, переходя от всего ограниченного, индивидуального к всеобъемлющему бытию, становится великим средством преобразования субъективного в объективное.

Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности.

- основа существования языка — его постоянное развитие.

Антиномия устойчивости и движения в языке.

- язык вечно изменяется и в то же время устойчив.

Антиномия целого и единичного в языке.

- язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу.

Антиномия языка и речи.

- язык как целое отличается от отдельных актов речевой деятельности.

Антиномия понимания и непонимания.

- говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон и вкладывают различное, индивидуальное содержание в одно и то же слово.

 

7) Учение о формах языка Гумбольдта.

Под формой языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа. В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма. Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей, как собственно языка. Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма.

8) Типологическая классификация языков Гумбольдта.

Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения - инкорпорирующих. Возможность "чистых" языковых типов отрицается.

1) изолирующие, или аморфные, напр. кит. яз., бамана, большинство языков Юго-Вост. Азии. Для них характерны отсутствие словоизменения, грамматич. значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов;

2) агглютинирующие, напр. тюркские и банту языки. Для них характерны развитая система словообразоват. и словоиз-меиит. аффиксации, отсутствие фонетически не обусловленного алломорфизма, единый тип склонения и спряжения, грамматич. однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований;

3) инкорпорирующие, или полисинтетические, напр. чукотско-камчатские, мн. языки индейцев Сев. Америки. Для них характерна возможность включения в состав глагола-сказуемого др. членов предложения (чаще всего прямого дополнения), иногда с сопутствующим морфонологич. изменением основ (термин «полисинтетические языки» чаще обозначает языки, в к-рых глагол может согласоваться одновременно с неск. членами предложения);

4) флективные языки, напр. славянские, балтийские. Для них характерны полифунк-циоиальность грамматич. морфем, наличие фузии, фонетически не обусловленных изменений корня, большое число фонетически и семантически не мотиви-ров. типов склонения и спряжения.

 

9) Предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания.

Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов. Сравнительно-историческое языкознание на протяжении XIX века было господствующим разделом лингвистики.

Сравнительно-историческое языкознание появилось после открытия европейцами санскрита, литературного языка древней Индии. Ещё в XVI веке итальянский путешественник Филиппо Сассети заметил сходство индийских слов с итальянскими и латинскими, однако научных выводов сделано не было. Начало сравнительно-историческому языкознанию было положено в XVIII веке Уильямом Джонсом.

Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) – раздел

языкознания, который изучает историю языков, занимается их сравнением и

устанавливает генетическое родство. Сравнительно-историческое изучение

языков диахронно, т.е. исследуется эволюция языков.

Возникновение сравнительно-исторического языкознания было подготовлено всем ходом предшествующего развития языкознания. Предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания:

1. накопление многообразного и обширного фактического материала;

2. поиск нового метода изучения языков;

3. открытие санскрита;

4. широкое проникновение в область лингвистики естественных наук, в которых были сформированы универсальные классификации.

 

10) Первый этап в развитии сравнительно-исторического языкознания (Зарождение германистики: Бопп, Раск, Грамм)

В это время ученые занимались сопоставление родственных языков, систематических реконструкций праязыка еще не было.

Франц Бопп: Бопп считается основателем СИЯ.

Бопп перешёл от теоретизирований к практике исследования. Это первая работа по систематическому сравнению грамматики индоевропейских языков. Бопп начал с системы спряжения. Он сопоставляет грамматические формы, взяв за основу санскрит. Потом он берёт и склонение, постепенно (по мере работы) добавляет всё новые языки. Бопп нашёл бóльшую часть грамматических соответствий. Его цель была: путём сравнений грамматических форм разных языков найти их наименее искажённый, первозданный вид, насколько это возможно. Сравнение засвидетельствованных языков даёт, по его мнению, возможность восходить к «первобытному состоянию», в котором грамматические формы допускают непосредственное объяснение и их возможно анализировать. В изменениях, происходивших после эпохи единства, Бопп усматривает только последовательно осуществляющийся упадок (то есть в эпоху, к которой восходят индоевропейские языки, все грамматические явления объяснялись, а потом начался упадок).

Расмус Кристиан Раск: не ставил таких широких задач, как Бопп. Он не привлекает санскрит, а рассуждает о родстве германских языков (он их называет готскими) с греческим и латинским (которые он называет фракийскими), а также с балтийскими, славянскими и армянским (он о них упоминает вскользь). Он хочет найти источник исландского языка (то есть древнескандинавского; смотри заглавие книги). Говорит, что этот источник — это язык «великого фракийского племени», то есть что германцы происходят от того же народа, что и греки и латины. В отличие от Боппа, уделял внимание лексике. Привёл 400 слов, сходных в «готских» (германских) и «фракийских» (греческом и латинском) языках. Раск открыл 1-й фонетический закон (хотя он ещё говорил не о законе, а просто о «правилах», о соответствиях) — закон о том, как соответствуют германские согласные латинским и греческим. Закон передвижения согласных в германских языках, иначе — Закон Гримма.

Якоб Гримм: исследовал германскую группу языков. Якоб Гримм рассматривает бытие конкретных языков, как постоянно изменяющихся и совершенствующихся. Гримм говорит о 3 ступенях, периодах развития человеческого языка:

1) создание, рост и становление корней и слов

- в этот период любые грамматические отношения выражаются простым сочетанием отдельных слов. На этой стадии язык не оставляет письменных памятников.

2) расцвет, достигшей совершенства флексии (окончания)

- примером языков является санскрит, древнегреческий. В этот период языки отличают завершенность форм. Язык подходит для стихосложения.

3) стремление к ясности мысли, что ведет к аналитичности и отказу от флексии

- этот период развития представлен современными языками Индии, романскими, персидскими и в меньшей степени германскими языками.

Основная заслуга Гримма — выявление им звуковых переходов, первое передвижение согласных в германских языках, 2-е передвижение согласных.

 

11) Первый этап в развитии языкознания (Зарождение романистики — Диц, Ренуар — и славистики — Добровский, Надеждин, Востоков, Буслаев).

Романистика —комплекс филологических дисциплин, изучающих материальную и духовную культуру романоязычных народов; раздел языкознания, изучающий историю возникновения и развития романских языков и диалектов и их современное состояние и функционирование. Интерес к проблеме происхождения романских языков и потребность в описании их строя возникают в позднее средневековье.

До начала 19 в. изучение романских языков было тесно связано с практическими задачами унификации и совершенствования литературных языков; для исследований этого периода характерно отсутствие разделения описательного и нормативного подхода к языку. Становление романистики как самостоятельной науки связано с отделением интереса к истории романских языков от задач нормативной грамматики. Первое сравнительное исследование грамматического строя провансальского, французского, испанского, португальского и итальянского языков принадлежит Ф. Ж. М. Ренуару, который поддержал распространённую в 18 в. гипотезу о существовании промежуточного общего западнороманского языка, идентичного провансальскому языку.

Основоположник научного романского языкознания Ф. К. Диц применил к романскому материалу сравнительно-исторический метод. Диц показал несостоятельность теории общероманского промежуточного языка, признав источником развития романских языков народную латынь. Однако в своей грамматике он фактически исходил из классической латыни; привлекая материал в основном письменных литературных языков, он дал сравнительную историю звуков и форм испанского, португальского, итальянского, французского и румынского языков, не ставя целью реконструкцию исходного состояния — народной латыни.

Славистика (славяноведение) — совокупность научных дисциплин о языках, литературах, фольклоре, истории, материальной и духовной культуре славянских народов. Раздел славистики славянское языкознание исследует славянские языки, их возникновение, историю, современное состояние, диалектное членение, историю и функционирование литературных языков. Зарождение славистики началось в 16—17 вв., когда появились чешские, польские, словенские, хорватские, церковнославянские и другие грамматики и грамматические сочинения.

Первым крупным славянским филологом, заложившим основы научной славистики, был чех Й. Добровский, написавший научную грамматику старославянского языка, чешскую грамматику, историю чешского языка и литературы и определивший круг проблем, стоявших перед славистикой в 19 и 20 вв. и сохранивших актуальность до наших дней: сравнительное исследование славянских языков, изучение старославянского языка, грамматического строя современных славянских языков, кирилло-мефодиевская традиция (т. е. проблема возникновения славянской письменности и её дальнейшего развития).

В России эти проблемы разрабатывал А. Х. Востоков. Его основные работы: «Рассуждение о славянском языке», «Русская грамматика», «Словарь церковно-славянских языков». В своих работах Востоков провел разграничения старославянского, древнерусского и русского языков, установил их отношение к польскому и сербскому.

Значителен вклад Надеждина и в развитие отечественной науки. В своих сочинениях: «Об исторической истине и достоверности», Народная поэзия у зырян, «О наречиях русского языка», «Об этнографическом изучении народности русской» «О русских народных мифах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русской» и др. Надеждин одним из первых намечает пути изучения национального фольклора народов России, закладывает основы отечественной исторической географии, прослеживает эволюцию русского литературного языка в его соотношении со старославянским, содействует становлению славяноведения как науки. Многие из научных трудов Надеждина не утратили своей актуальности и по сей день.

Буслаев понимал язык как непрерывный творческий процесс. «В языке выражается вся жизнь народа» - это его основной тезис. Он рассматривал проблемы языка и мышления и указывал: 1) сложность отношений языка и мышления; 2) мысли развиваются независимо от форм языка; 3) Буслаев признает связь языка и мышления, и в то же время отрывает мышление от языка, они находятся в параллельных отношениях. Функция же языка состоит в том, чтобы выражать мысли, слова.

Отмечал 2 периода языковой истории — древнейший и новейший. Древнейшему периоду свойственно языковое творчество. В новейшем — творчество заканчивается, а сам язык оказывается умирающим организмом. В древнейший период важной частью грамматики была морфология, в новейший — синтаксис. Буслаев утвердил системный характер языка. Считал, что только сравнительное изучение дает истинное понятие языка и почему так, а не иначе мы употребляем ту или иную форму.

12) Сравнительно-историческое языкознание XIX века: Шлейхер. (Второй этап в развитии компаративистики)

Второй этап развития лингвистического компаративизма (начало 50-х—вторая половина 70-х гг. 19 в.) ознаменовался освобождением от идеи “национального языкового гения” и от иллюзий романтизма, усилением степени строгости исследовательского метода, попытками реконструировать гипотетический индоевропейский праязык, отказом от логического подхода, который предполагал ориентацию на неизменную и универсальную структуру языка и не давал объяснения его исторической изменчивости и разнообразию его форм. Языковеды обращаются теперь к тем наукам, которые исследуют природу изменяющихся явлений, а именно либо к естествознанию (биологии), занимающемуся материальными явлениями, либо к наукам о духовной (психической) деятельности человека.

Выдающимся представителем этого этапа развития лингвистического компаративизма был крупнейший исследователь-систематизатор Август Шлейхер. Его отличали широкие и многообразные интересы; огромная лингвистическая эрудиция; новаторская во многих отношениях и плодотворная научная деятельность и огромные, оставшиеся незавершёнными исследовательские замыслы (особенно касающиеся взаимоотношений балтийских и славянских языков). А. Шлейхер был одним из пионеров полевой лингвистической работы (занятия литовским языком, лёгшие в основу научной литуанистики, основателем которой он считается по праву). Он ревностно следовал в номенклатуре наименований не только духу, но и букве естествознания, а на конечном этапе довольно механистически идеям дарвинизма, что скорее вредило репутации этого крупного и плодовитого учёного, но не могло скрыть его стремления к раскрытию системного фактора в организации внутренней структуры языка и к обнаружению законов, управляющих эволюцией языка. Применённый им в описании языков биологический концептуальный аппарат и методы естествознания были для того времени наиболее точными, позволяющими открыть независимые от воли исследователя законы развития языка. Фактически у А. Шлейхера (в отличие от М. Мюллера) отсутствует вульгарное отождествление языка с естественным организмом. И вместе с тем он отказывается считать язык проявлением особого духовного начала (как у В. фон Гумбольдта и психологистов).
А. Шлейхер направляет внимание на исследование “материально-телесных условий” речевой деятельности. Он признаёт то, что материальной основой языка являются мозг, органы речи и органы чувств, что действительное назначение языка — быть органом мысли, мышлением в звуковой материи. Язык он понимает как “звуковое выражение мысли”, как “мыслительный процесс, выявляющийся с помощью звука”. Он признаёт равнозначность образования языка, с одной стороны, и развития мозга и органов речи, с другой стороны. Язык, по его мнению, создаётся на основе звукоподражаний и непроизвольных выкриков, при одновременном формировании материального субстрата мышления и механизма говорения, и в этом процессе находит воплощение собственно человеческая способность к реализации духа в членораздельных звуках, очеловечивание природы. А. Шлейхер идёт по пути приближения к современному учению о связи языка с деятельностью высшей нервной системы, предвосхищая некоторые идеи нейролингвистики и биолингвистики.

Шлейхер:

- определил пути дальнейшего развития языкознания

- рассматривал язык в тесной связи с мышлением

- поставил вопрос о законах развития языка

- поставил и частично решил проблему восстановления индоевропейского праязыка и проследил его развитие в каждом из ответвлений.

13) Натурализм в языкознании XIX века: биологическая концепция языка А. Шлейхера.

В языкознании XIX века органическая природа языка истолковывалась различно; чаще всего как единство значения и отношения, выраженного в форме языка, его категориях и единицах. Обычно Шлейхера рассматривают как создателя натуралистической концепции языка, ибо он относил язык к категориям живых организмов.

Естественно-научный принцип предполагает, по мнению Шлейхера, признание следующих постулатов:

ñ язык, как природный организм существует вне воли человека, его нельзя изменить

ñ жизнь языка, как и жизнь природы, есть развитие, а не подлинная история; поэтому рост был лишь в доисторический период, а подлинная жизнь языка проявляется в диалектах, тогда ка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: