Что необходимо знать о цвете




О ЦВЕТЕ

Разговор с детьми о цвете возможен лишь в том случае, если взрослый знает язык цвета. Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека (взрослого или ребенка) и многое другое сформировали основы цветоведения. Слово «цветоведение», кажущееся на первый взгляд труднопроиз­носимым и непонятным, становится ясным при его расшифровке. Про­изнесите его по слогам: цве-то-ве-де-ни-е или еще короче — цвето-ведение. Ведать цветом. Ведать значит «знать».

Необходимо использовать знания педагога в работе с детьми систематически, не только во время практической деятельности в изостудии или на занятиях в детском саду, но и в повседневном общении. Только тогда постепенно у ребенка будет развиваться чувство прекрасного, которое придет к нему через цвет.

Цвет и дети

 

В работе с цветом педагог должен учитывать, что:

* цветовые предпочтения у детей с возрастом меняются;
* цвет помогает ребенку усваивать новую информацию;

* цвет для детей — средство выражения эмоций, которые им порой
трудно выразить словами;

* цвет — это область, в которой дети начинают утверждать себя.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспри­нимают дети, — это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от шести недель до двух месяцев они начи­нают различать красный цвет, затем постепенно учатся воспринимать другие яркие цвета — желтый, зеленый, оранжевый.

Освоение ребенком цвета начинается с беспорядочных цветовых кара­кулей, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия с цветом упражняют руку ма­лыша, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветово­го опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первым цветовым выбором может быть цвет, который предложил взрослый: «Сол­нышко желтое. Выбери желтую краску. Найди ее».

В раннем и младшем возрастах все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, и его интерес к краскам объясняется воз­можностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может пока ассоциативно не связываться с эмоциями, настроением. Детей этого возраста привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цвето­вые пятна, штрихи становятся более упорядоченными, движения кисти — уверенными и точными. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические дей­ствия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малы­шу разные предметы, обращая его внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.

В возрасте от 2-х до 3-х лет дети узнают и называют многие предметы, даже если их цвет им еще не знаком. Третий год жизни детей характеризу­ется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, формирова­нием образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает уже не только процесс закрашивания листа, но и «образ» пят­на. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях про­водят полосы, ритмично наносят мазки. Цвет и форма нарисованного пятна вызывают у них определенные ассоциации. Лист бумаги, закрашен­ный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Ассоциатив­ная связь цвета с предметом может возникнуть и не из внешнего подобия, а из характера линий, пятен и штрихов. Например, выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок приговаривает: «Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик». — «Какого он цвета?» —.«Черный, потому что туча». Меняет краску. Теперь она желтая: «Желтый. Потому что хоро­ший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок в общем мало чем отлича­ется от первых каракулей и пятен. Разница лишь в том, что ребенок дает характеристику цвету и высказывает свое отношение к нему.

К концу третьего года жизни процесс рисования существенно меняет­ся. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысло­вой стороны деятельности маленького человека. Ребенок уже может са­мостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. При этом под определение «красного» могут попадать предметы оранжевого, бордово­го, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе ис­пользует разные цветовые палитры. (Их может быть несколько видов. Су­ществует, например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Есть и палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного или зеленого цветов.) В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей ярко вы­ражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и приду­мывать им названия. Возьмем, к примеру, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный», — скажет вам ребенок. Таким образом, за каждым цветом закрепляется определенная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разной, но есть и наиболее часто встречающие­ся. Например:

красный — Дед Мороз, помидоры;

оранжевый — апельсин, лиса, морковка;

желтый — солнце, цыплёнок, лимон, банан, цветок;

зеленый — лягушка, кузнечике, ёлочка, трава;

голубой — небо, вода, незабудка;

синий — море;

фиолетовый (наиболее трудный) — свекла, слива, баклажан.

К четырем-пяти годам, как только ребенок научится распознавать и называть основные цвета, цвет помогает ему усваивать новую информа­цию. На этом этапе обучения педагог не только использует задания по цветоведению, но и обращает внимание ребенка на роль цвета в окружа­ющей жизни. Так, вывески и цветовое оформление сети закусочных «Макдоналдс» умело сочетают в себе красный и желтый цвета, чтобы при­влечь внимание маленьких покупателей. Для ребенка это цвета не только яркие, но еще и «вкусные», приятные. Цветовая окраска героев мульт­фильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Причем воздействие цвета на мальчиков и девочек будет различным. Так, девочки в числе наиболее приятных цве­тов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отда­дут предпочтение черному, коричневому и зеленому.

В художественной живописной работе восприятие цвета у детей до­школьного возраста связано с понятиями «нравится — не нравится», «красиво — некрасиво». Цвет —- одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Изображение понравившегося в боль­шинстве случаев сходно. Цвета выбираются яркие и чистые, в разнооб­разном сочетании. То, что не нравится и некрасиво, изображается детьми небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей.

Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся нам более привлекательными и приятными для зрения. Темные — тревожны­ми, несущими опасность. Ведь если окружающая среда представлена яр­кими, светлыми тонами, например голубое небо, яркая зелень, — значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность мо­жет быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона подсознательно ассоциируются у человека с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» многократно возрастает.

Все эти свойства цвета интереснейшим образом обыгрываются в дет­ских живописных работах. Не зная теории и правил колорита, дети созда­ют в своих работах выразительные, иногда неожиданные для самих себя колористические решения. Особенно привлекает детей гуашь.

Быстро написанный гуашевыми красками рисунок может быть с лег­костью покрыт новым слоем краски. Комбинируя изобразительные мате­риалы, технику письма и фон, можно добиться различных вариантов колори­та. Интересными по колориту могут быть, например, работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Манера письма детей тоже очень индивидуальна.

Малыши стараются крепко удержать кисть в руках, силь­но нажимая на нее. Они припечатывают плоскость кисти к листу или плавно размазывают краску по всей поверхности. Каждый цвет звучит са­мостоятельно, ярко. Иногда в таких загадочных каракулях взрослые уга­дывают реальные образы. Такие детские работы могут быть отобраны на художественные выставки. Постепенно ребенок овладевает навыками ра­боты кистью и цветом. Он выбирает для себя собственную манеру письма и колорит.

Цветовое звучание картины зависит от многих слагаемых. Это в первую очередь манера письма (рисует ребенок кончиком кисти или всей ее пло­скостью). Многое зависит и от качества и фактуры кистей (кисти могут быть, к примеру, жесткими, клеевыми или мягкими, беличьими). Важно и то, в каком количестве набирается краска, сколько используется воды для ее разбавления. Изменяя способы рисования, дети передают в живопис­ной работе перспективу, светотень, блики. Иногда дети самостоятельно находят приемы, о которых педагог им еще не рассказывал.

Мышление ребенка более образно, чем мышление большинства взро­слых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, его сначала нужно научить тому, как перене­сти на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сде­лать, замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у малыша разочарование и может даже оттолкнуть его от занятия живописью.

Что необходимо знать о цвете

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразитель­ной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, от­крывает секреты цвета.

Красоту отдельного цвета нельзя отождествлять с его насыщенностью или светлотой. Красота цвета может выражаться даже в простом узоре цветовых пятен, в том, как они расположены по отношению к соседним краскам. Красивыми могут быть даже цветовые пятна от бензина в лужах. При этом мы не может объяснить, почему одно сочетание цветов кажется нам красивым, а другое — нет. Чувство цвета постепенно менялось в ходе истории, что в определенной степени объясняется развитием общества. Причем в разных культурах даже в наши дни чувство красоты цвета может быть различным. Принято считать, что чувством цвета обладают люди, которые адекватно воспринимают красоту цвета и цветовых сочетаний.

Когда художник подбирает сочетание красок, он не всегда умеет объяснить свой выбор и зачастую делает это интуитивно. Но эту инту­итивность возможно и необходимо развивать. Красота цветовых сочета­ний и изобразительная сила цвета используются художником в первую очередь для выражения его чувств и идей. Краски, применяемые худож­ником, сами по себе могут быть и не очень красивыми — приглушенны­ми и даже почти бесцветными, но, будучи подчинены общему колориту, делают картины выразительными.

Существуют различные точки зрения на цвет, его природу. Проблемы цвета изучаются физиками, психологами, математиками, медиками. Нас же интересует подход к цвету с точки зрения художника, так как наша за­дача — помочь педагогу заинтересовать маленьких художников необык­новенными открытиями в области цвета.

Художники привыкли считать основными три цвета — красный, желтый, синий. Эти цвета соответствуют трем краскам, из которых путем смешения можно получить наибольшее число цветов. А вот в научном цветоведении в качестве основных принято называть красный, зеленый и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Нью­тон. Интересна точка зрения на этот вопрос Л.Альберти: «...Я утверждаю, что от смешения цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, — четыре, от которых, посте­пенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет крас­ный, воздуха — голубой, воды — зеленый, земли — серый или пепельный».

И наконец, основными, или главными, цветами могут считаться четыре цвета — красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующее. Четыре названных цвета различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках только эти хроматические цвета обозначаются словами, корни ко­торых уходят далеко в глубь времен. Все остальные цвета называются или составными словами (желто-зеленый, сине-зеленый), или словами, часто происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (оранже­вый /от orange — апельсин/, фисташковый, лимонно-желтый).

Цветовой круг. Проходя через дождевые капли, солнечный свет в виде радуги проецирует на небо весь цветовой спектр, соединяя красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета. Три цвета — красный, синий и желтый — называют основными, так как они ле­жат в основе всех остальных цветов. Если смешивать основные цвета по­парно, то образуется группа цветов, которые называются смешанными. Так, красный с желтым дает оранжевый, красный с синим — фиолетовый, синий с желтым — зеленый. Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, будут называться сложными. Например, смешение оранже­вого с фиолетовым дает нам красно-коричневый цвет, если смешать оран­жевый с зеленым, получится желто-коричневый, зеленый с фиолетовым — сине-коричневый.

Цветовой круг поможет детям лучше понять, как цвета взаимодейству­ют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепен­но переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и от­тенков. Так, красный и оранжевый дают огненно-оранжевый, желтый и зеленый — лимонно-желтый, синий и зеленый — бирюзовый, красный и фиолетовый — малиновый. Так образуется основной хроматический круг. («Хромус» в переводе с древнегреческого означает цвет.)

Все цвета, которые может видеть человек, подразделяются на две большие группы — ахроматические и хроматические. Ахроматические (неокрашенные) цвета — белый и черный, а также все оттенки серого, которые можно расположить между ними. Между собой они будут раз­личаться преобладанием белого или черного. Хроматические — окра­шенные цвета. Это все цвета, кроме белого, серого и черного. Основные хроматические цвета составляют цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Их также называют спектральными.

Теплые и холодные цвета. Деление цветов «по температуре» связано с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоцииру­ется с огнем. Холодной — сине-голубая, которая ассоциируется с водой, льдом. Отсюда и возникло деление цветов на теплые и холодные. Зеленый цвет относится к нейтральным. Холодная гамма создает впечатление ус­покоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит нам ощу­щение радости, энергии, активности.

Художники иногда еще называют цвета глухими и звонкими. Такое де­ление связано с насыщенностью цвета. Так, ярко-красный — звонкий по сравнению с красно-коричневым.

Для характеристики каждого цвета применяют три объективных пока­зателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон, насыщенность, светлота. Все цвета круга отличаются друг от друга по следующим признакам: цветовой тон, насыщенность, светло­та. Цветовой тон — это качество цвета, которое определено его названи­ем (красный, оранжевый, желтый, зеленый). Насыщенность — степень выраженности определенного цвета. Светлота — относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее — темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основ­ной цвет.

Контраст. Само слово «контраст» подразумевает резкое различие, про­тивоположность двух каких-то величин. Это различие может относиться к размеру, цвету или движению.

Различия между фигурами по форме, тону, цвету построены на контраст­ных отношениях. В живописи контраст используется для передачи противо­положных начал, таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. С помощью контраста передается островыразительный сюжет, рассказывающий о состоянии природы или настроении человека.

Цвета, которые расположены друг против друга в цветовом круге, на­зываются дополнительными или контрастными. Если поместить их ря­дом, они будут выглядеть очень выразительно. Например, красный — зе­леный, желтый — фиолетовый, оранжевый — синий. Таким образом, конт­растными называют противоположные по качеству цвета. Они подчеркивают яркость друг друга. Например, красный рядом с зеленым кажется еще краснее, желтый на фоне фиолетового выглядит как яркое светящееся пятно.

Колорит. Для того чтобы понять, как действуют на человека не отдель­ные цвета, а целые цветосочетания, надо знать, что такое колорит. Коло­рит (от латинского color — цвет) — это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его ху­дожественным задачам. Рассмотрим это на примере цветосочетаний.

При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности и они не поглощают друг друга. Так выглядит, например, красно-синее, зелено-оранжевое, желто-красное сочетания. При нейт­ральном цветовом сочетании цвета «растворяются» друг в друге и их труд­но различить. Например, зелено-желтое, фиолетово-синее, сине-зеленое, красно-фиолетовое сочетания. Гармоничные цветовые сочетания соста­вляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга, например красно-зеленое, желто-фиолетовое, оранжево-синее. Гармоничные цветовые со­четания — взаимодополняющие, они охватывают весь спектр цветового круга. В цветовом круге оранжево-красное, красно-фиолетовое, фиолето­во-синее, сине-зеленое, зелено-желтое будут считаться промежуточными цветовыми сочетаниями.

Знание цветовых сочетаний особенно необходимо при подборе цвет­ной бумаги для фона основного изображения. Если не учитывать приве­денные выше законы, может произойти следующее. Например, тема ва­шего занятия — «Цветы на зеленой траве». Для фона выбирается зеленая бумага, для цветов — желтая и белая. Зная, что зеленый с желтым дают нейтральное цветовое сочетание, можно предположить, что желтые цве­ты «растворятся» в зеленой траве и не будут заметны. Поэтому в данной работе разумнее было бы использовать контрастное цветовое сочетание, например зелено-оранжевое.

 

 

Физиологическое воздействие цвета

 

 

Цвет способен оказывать на человека разнообразное воздействие. Ча­ще всего выделяют физиологическое, оптическое и эмоциональное воз­действия цвета на человека.

Физиологическое воздействие цвета — это воздействие на физиологиче­ские функции организма человека, что подтверждено эксперименталь­ным путем. Оно зависит от количества и качества цвета, времени воздей­ствия, особенностей нервной системы человека, его возраста и пола. Именно физиологическим воздействием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особен­ности при максимальной их насыщенности. Так, красный цвет возбужда­ет нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизиру­ет работу мускульной системы. Синий же цвет оказывает на нервную си­стему тормозящее воздействие. Красный, желтый, оранжевый цвета являются цветами экстраверсии, то есть импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого, напротив, служит для пассивной интроверсии — импульсов, обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета попутно со зрительным возбуждают и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеле­ный и синий — успокаивающие цвета, они ослабляют возбуждение слухово­го центра, то есть, как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Оптическое воздействие цвета. Человеком, который никогда не заду­мывался над вопросами оптики, цвет воспринимается как неотъемлемое свойство предмета. Но на самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемую теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие — зелено­го, третьи — синего цвета. Этим воздействием и объясняются оптические иллюзии, или явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. С точки зрения оптики все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, так как цвета по своим оптическим свой­ствам в основном будут тяготеть к одной из этих двух групп. Исключение составляет только зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый, создают так называемый эффект иррадиации, то есть они как бы распространяются на располо­женные рядом с ними более темные цвета и зрительно уменьшают окра­шенные в эти цвета поверхности. Так, если через щель дощатой стены проникает луч света, щель кажется шире, чем она есть на самом деле, а когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, наоборот, зри­тельно уменьшаются и «опускаются вниз».

Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и цент­ростремительное — синего. Что это значит? Проведем простой опыт. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим цветом, то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развивает центро­стремительное движение и как бы удаляется от нас. Первый круг «колет» глаз, во втором глаз «утопает».

Дошкольники обычно в своих живописных работах не обращают вни­мания на освещение. Солнце практически всегда присутствует в их рабо­тах. Дети изображают его кружком, пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время не освещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, дома, люди, расположенные против солнца, имеют такую же яркость, как и освещенные. Выбор фона работы может говорить о принадлежности времени суток — в зависимости от того, вы­бирает ребенок желтую или черную бумагу. Но даже выбрав желтый фон, ребенок нарисует на нем солнечный круг с лучами: «Чтобы было понят­ней». Внизу полоска зеленого цвета — трава. Вверху — синяя полоска не­ба. Посередине — пространство воздуха, где и растет лес, летают птицы. А на черном фоне могут появиться нарисованные черной или темно-си­ней краской тучи и желтый круг луны.

Педагог должен обращать внимание ребенка на цветовые нюансы тени и света. При этом для наглядности можно использовать репродукции пей­зажных картин, фотографии. На занятии педагогу вместе с детьми следу­ет рассмотреть, к примеру, как тень ложится на деревья, а свет луны осве­щает стволы и ветки.

 

Эмоциональное воздействие цвета

Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные находится в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные цвета усиливают впечатле­ние успокоенности, меланхолии, теплые — радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоци­ируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью.

Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к кон­кретным краскам картины, так и к какому-либо цвету в природе. На кар­тине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связано со светом и тенью. Таким образом, краски распадаются по эмоционально­му тону на светлые и темные. Однако здесь существуют и некоторые про­тиворечия: словами трудно определить эмоции, которые связаны с вос­приятием светлых красок, ведь это не обязательно может быть радость или веселье. Эмоциональное ощущение от светлоты цвета так тесно соеди­нилось у нас со светлотой и так вместе с тем далеко от определенных чувств, что, пожалуй, лучшей информацией о таком цвете служит именно слово «светлый». Он несет в себе тот же эмоциональный отголосок, который выра­жен в поэтической метафоре «печаль моя светла...» Так, лиризм «Золотой осени» И. Левитана создан именно цветом. В сочетаниях оранжевого, желто­го, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тон­кая их связь в колорите картины содержит и ноту печали. Радостен контраст сияющего оранжевого и голубого, но он не содержит того открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеленого и ало­го. «Радостными красками» написан и натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки», где основные цвета — розово-фиолетовые, а зеленые пятна как бы разбросаны по всему холсту. Сюжет этой картины достаточно прост: случай­но увиденный уголок сада. Натюрморт написан порывисто, кажется незавер­шенным и как будто наивным. Краски приглушены, нет ярких «вспышек» цвета, озорства, но за этой успокоенностью скрыта радость человека, создав­шего для себя этот простой, наивный природный мир.

Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразуме­ваются те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. Цвета как будто посылают нам различные сигналы, вызывают у нас различный эмоциональный отклик.

Красный очень сильный цвет, потому что он всегда воздействует на че­ловека и никогда не оставляет его равнодушным. Это теплый цвет, он может вызывать учащение сердцебиения, повышение давления и, как следствие, ощущение тепла или жара. В помещении, окрашенном красным цветом, субъективно будет казаться теплее. В то же время это цвет крови. Когда че­ловек видит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Этот цвет вызывает сильные эмоции и сигнализирует об опасности. Но в то же время красный — это радость, веселье, праздник. В природе красный цвет — это цвет спелых ягод, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и он долгое время может оставаться их любимым. Под определе­ние красного попадают также розовый, бордовый, малиновый цвета.

Розовый цвет — это смесь красного и белого. На его примере мы видим пе­реход от цвета яркого к пастельному. Розовый — нежный, мягкий, романти­ческий. Большинство маленьких девочек предпочитают розовый цвет всем остальным, эту особенность учитывают производители детских игрушек.

Оранжевый цвет — теплый и яркий, привлекающий внимание, цвет ра­дости, веселья и солнца. Пастельный оранжевый цвет близок к персико­вому, который связывают со свежестью и здоровьем.

Желтый цвет привлекает внимание, но говорит и о тревоге, он, как сигнал светофора, предупреждает и советует быть внимательным. Кроме того, желтый цвет сигнализирует о чем-то новом, необычном. Сочетание желтого и черного цветов говорит об опасности. Недаром в знаке, преду­преждающем о радиации, используются эти два цвета. Так и в природе: брюшко осы имеет чередующиеся черные и желтые полоски, как бы пре­дупреждающие об опасности. Привлекательным, радостным и празднич­ным выглядит сочетание желтого и красного. Желтый и оранжевый — ос­новные солнечные цвета в детских работах.

Зеленый цвет считается самым спокойным. Глаз человека способен различать огромное множество его оттенков. Так, при добавлении к зеле­ному цвету желтого он оживляется, становится более активным. При до­бавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе — он делается более серьезным, вдумчивым. Для детей зеленый — цвет травы и елки.

Синий и голубой это холодные цвета. Синий воспринимается людьми как скучный, меланхоличный, достаточно вспомнить известное выраже­ние «синий чулок». В то же время голубой может быть связан с покоем и простором, как небо или море. В детских работах цвет облаков и неба мо­жет быть синего цвета.

Фиолетовый цвет привлекает детей потому, что в природе он не слиш­ком распространен. Это для них редкий цвет. Попросите ребенка перечис­лить предметы фиолетового цвета, и он, скорее всего, назовет вам в лучшем случае баклажан, сливу и жука. В творческой работе с этим цветом легко переборщить, и тогда она будет выглядеть неестественной, безвкусной.

Белый цвет определяется детьми как «некраска». Он представляет со­бой как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свой­ства, поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. От­тенков белого достаточно много. Примером могут служить бумага для ри­сования, картон, обои, калька и т. д. Белый цвет может быть и изысканным, и дешевым, и примитивным, как одноразовая посуда.

Черный цвет — это цвет ночи, черной магии, страха. Для детей это цвет зла, «недобра». В то же время он удачно сочетается с другими цветами и тогда может превращаться из «злого» в «добрый». Сочетания черного и красного мы видим в хохломской росписи, в окраске снегиря. Черный и белый — основные цвета зимнего пейзажа.

Серый нейтральный цвет. Оттенки серого нашли широкое примене­ние в промышленности. Особенно хорошо серый смотрится в сочетании с яркими цветами, например с красным, желтым, фиолетовым. При этом он выглядит изысканным, красивым, благородным. Но серый может быть и простым, скучным, как грязный холст. В детской работе это оптималь­ный цвет для фона после белого.

Коричневый цвет — естественный. Это цвет дерева, песка, дома, хлеба. Он внушает доверие, спокойствие и уют. Тем не менее для детей это не очень привлекательный цвет. Как правило, коричневый используется в изображе­нии деревянных избушек, разделочных досок, глиняных кувшинов.

 

 

Цветовые палитры

-

Слово палитра в живописи может иметь следующие значения:

* небольшая тонкая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы;

* перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе.

Педагог, как правило, использует в работе с детьми дошкольного воз­раста наиболее распространенный перечень цветовых палитр, то есть от­тенков основных цветов. Новые цвета, полученные на основе семи цветов радуги — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фио­летового, — будут иметь самостоятельные названия. При этом каждый новый цвет можно получить практическим путем — смешивая краски, гуашь, белила. Уже готовые цветовые палитры можно подбирать из разно­цветной бумаги, предметов, игрушек, ткани. Разные цветовые сочетания на основе одного и того же цвета можно находить и среди предметов, ко­торые окружают ребенка. Вот некоторые варианты цветовых палитр.

 

Красная палитра: красный, карминный, кирпично-красный, малино­вый, розовый, нежно-розовый, клубника со сливками.

Красный — основной, теплый цвет. В сочетании с желтым и оранже­вым дает теплый, радушный колорит. А вот с синим или фиолетовым об­разует пурпурный, багряный оттенки. Любой из этих оттенков красного легко смягчить, добавив белил. Цвет сразу лишится своей напряженности и обретет пастельные оттенки розового или бледно-лилового.

Алый особенно ярко сочетается с желтым, создавая впечатление пожара.

Карминный цвет можно получить, смешав красный с синим. Особенно удачно он сочетается с зеленым и фиолетовым цветами. Из этих цветов по­лучаются наиболее удачные цветовые композиции на новогоднюю тематику.

Кирпично-красный. Этот оттенок красного можно получить при смеше­нии коричневого и оранжевого цветов. Особенно насыщенно и ярко он смотрится в сочетании с черным и кремовым цветами.

Малиновый цвет можно получить при смешении алого с фиолетовым. Добиться более холодного оттенка помогут белила. Сочетание малиново­го с зеленым вызывает ассоциации с летними цветущими полянами, лу­гами.

Розовый цвет получается путем смешения красного с белилами. Осо­бенно эффектно он смотрится в сочетании с черным, изумрудно-зеленым и синим цветами.

Нежно-розовый получается при добавлении в розовый еще большего количества белил. Для этого цвета хороши сочетания с бледно-лимон­ным, зеленым цветами. Особенно красив этот оттенок в изображении по­левых цветов.

Клубника со сливками. Этот оттенок красного образуется при смешении небольшого количества алого с большим количеством желтовато-белого.

Оранжевая палитра: ярко-оранжевый, апельсиновый цвета.

Ярко-оранжевый — это основной, теплый цвет палитры. Наилучшим дополнительным цветом для него является синий. Яркость оранжевого можно подчеркнуть добавлением серебряного цвета.

Апельсиновый. Особую насыщенность этот цвет приобретает рядом с красным и желтым. А контраст может придать белый или темно-серый цвет.

 

Желтая палитра: желтый, лимонный, бледно-желтый, золотой цвета.

Желтый — это основной теплый цвет. Он хорошо сочетается с крас­ным, оранжевым и коричневым цветами.

Лимонный более холодный оттенок, который можно получить, доба­вив в желтый цвет белила и светло-зеленую краску. Наиболее удачное со­четание — с голубым и светло-серым цветами.

Бледно-желтый цвет получается при добавлении в желтую краску бе­лил. Он образует удачную цветовую гамму с белым, светло-серым и чер­ным цветами.

Золотой. Этот праздничный цвет может служить фоном для новогод­них открыток и использоваться для окрашивания рам или паспарту для небольших картин.

 

Зеленая палитра: зеленый, лимонно-зеленый, цвет морской волны, цвет листвы.

Зеленый считается промежуточным между теплыми и холодными цветами. Он получается путем смешения желтого и синего цветов. При большем добавлении желтого получается светло-зеленый или лимонно-зеленый. При увеличении содержания синего — цвет морской волны, цвет листвы.

Лимонно-зеленый. Его различные оттенки можно получить при смеше­нии желтого, синего и белого цветов. Наиболее ярко смотрятся сочетания этого цвета с синим, оранжевым, золотым.

Цвет морской волны может быть и теплым, и холодным. При большем добавлении в зеленый синего, голубого, белого получается наиболее на­сыщенный, выраженный цвет морской волны. Для.придания цвету тепло­ты возможно добавление красной или желтой краски.

Цвет листвы. Многообразие оттенков «лиственного» зеленого получа­ется путем добавления белил или голубого. Цвет листвы удачно сочетает­ся с любыми оттенками коричневого, желтого, темно-серого или черного.

 

Голубая палитра: небесная лазурь, бирюзовый, аквамариновый цвета.

Небесная лазурь цвет, получаемый при добавлении в синий большо­го количества белого или немного желтого цветов. Это цвет чистого неба, особенно удачно сочетается с пастельными и нейтральными цветами.

Бирюзовый цвет можно получить при смешении синего, белого и не­большого количества зеленого. Бирюзовый образовывает контрастные сочетания с оранжевым, розовым и красным цветами.

Аквамариновый. В переводе аква — вода, марина — морская. Значит, иными словами его можно назвать цветом морской воды. Для этого цвета характерно наибольшее количество сине-зеленых оттенков.

 

Синяя палитра:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: