О ЦВЕТЕ
Разговор с детьми о цвете возможен лишь в том случае, если взрослый знает язык цвета. Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека (взрослого или ребенка) и многое другое сформировали основы цветоведения. Слово «цветоведение», кажущееся на первый взгляд труднопроизносимым и непонятным, становится ясным при его расшифровке. Произнесите его по слогам: цве-то-ве-де-ни-е или еще короче — цвето-ведение. Ведать цветом. Ведать значит «знать».
Необходимо использовать знания педагога в работе с детьми систематически, не только во время практической деятельности в изостудии или на занятиях в детском саду, но и в повседневном общении. Только тогда постепенно у ребенка будет развиваться чувство прекрасного, которое придет к нему через цвет.
Цвет и дети
В работе с цветом педагог должен учитывать, что:
* цветовые предпочтения у детей с возрастом меняются;
* цвет помогает ребенку усваивать новую информацию;
* цвет для детей — средство выражения эмоций, которые им порой
трудно выразить словами;
* цвет — это область, в которой дети начинают утверждать себя.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от шести недель до двух месяцев они начинают различать красный цвет, затем постепенно учатся воспринимать другие яркие цвета — желтый, зеленый, оранжевый.
Освоение ребенком цвета начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия с цветом упражняют руку малыша, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первым цветовым выбором может быть цвет, который предложил взрослый: «Солнышко желтое. Выбери желтую краску. Найди ее».
В раннем и младшем возрастах все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, и его интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может пока ассоциативно не связываться с эмоциями, настроением. Детей этого возраста привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более упорядоченными, движения кисти — уверенными и точными. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.
В возрасте от 2-х до 3-х лет дети узнают и называют многие предметы, даже если их цвет им еще не знаком. Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, формированием образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает уже не только процесс закрашивания листа, но и «образ» пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Цвет и форма нарисованного пятна вызывают у них определенные ассоциации. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из внешнего подобия, а из характера линий, пятен и штрихов. Например, выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок приговаривает: «Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик». — «Какого он цвета?» —.«Черный, потому что туча». Меняет краску. Теперь она желтая: «Желтый. Потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок в общем мало чем отличается от первых каракулей и пятен. Разница лишь в том, что ребенок дает характеристику цвету и высказывает свое отношение к нему.
К концу третьего года жизни процесс рисования существенно меняется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности маленького человека. Ребенок уже может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. При этом под определение «красного» могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. (Их может быть несколько видов. Существует, например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Есть и палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного или зеленого цветов.) В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Возьмем, к примеру, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный», — скажет вам ребенок. Таким образом, за каждым цветом закрепляется определенная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разной, но есть и наиболее часто встречающиеся. Например:
красный — Дед Мороз, помидоры;
оранжевый — апельсин, лиса, морковка;
желтый — солнце, цыплёнок, лимон, банан, цветок;
зеленый — лягушка, кузнечике, ёлочка, трава;
голубой — небо, вода, незабудка;
синий — море;
фиолетовый (наиболее трудный) — свекла, слива, баклажан.
К четырем-пяти годам, как только ребенок научится распознавать и называть основные цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе обучения педагог не только использует задания по цветоведению, но и обращает внимание ребенка на роль цвета в окружающей жизни. Так, вывески и цветовое оформление сети закусочных «Макдоналдс» умело сочетают в себе красный и желтый цвета, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей. Для ребенка это цвета не только яркие, но еще и «вкусные», приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Причем воздействие цвета на мальчиков и девочек будет различным. Так, девочки в числе наиболее приятных цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.
В художественной живописной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится — не нравится», «красиво — некрасиво». Цвет —- одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Изображение понравившегося в большинстве случаев сходно. Цвета выбираются яркие и чистые, в разнообразном сочетании. То, что не нравится и некрасиво, изображается детьми небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей.
Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся нам более привлекательными и приятными для зрения. Темные — тревожными, несущими опасность. Ведь если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами, например голубое небо, яркая зелень, — значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона подсознательно ассоциируются у человека с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» многократно возрастает.
Все эти свойства цвета интереснейшим образом обыгрываются в детских живописных работах. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для самих себя колористические решения. Особенно привлекает детей гуашь.
Быстро написанный гуашевыми красками рисунок может быть с легкостью покрыт новым слоем краски. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма и фон, можно добиться различных вариантов колорита. Интересными по колориту могут быть, например, работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Манера письма детей тоже очень индивидуальна.
Малыши стараются крепко удержать кисть в руках, сильно нажимая на нее. Они припечатывают плоскость кисти к листу или плавно размазывают краску по всей поверхности. Каждый цвет звучит самостоятельно, ярко. Иногда в таких загадочных каракулях взрослые угадывают реальные образы. Такие детские работы могут быть отобраны на художественные выставки. Постепенно ребенок овладевает навыками работы кистью и цветом. Он выбирает для себя собственную манеру письма и колорит.
Цветовое звучание картины зависит от многих слагаемых. Это в первую очередь манера письма (рисует ребенок кончиком кисти или всей ее плоскостью). Многое зависит и от качества и фактуры кистей (кисти могут быть, к примеру, жесткими, клеевыми или мягкими, беличьими). Важно и то, в каком количестве набирается краска, сколько используется воды для ее разбавления. Изменяя способы рисования, дети передают в живописной работе перспективу, светотень, блики. Иногда дети самостоятельно находят приемы, о которых педагог им еще не рассказывал.
Мышление ребенка более образно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, его сначала нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у малыша разочарование и может даже оттолкнуть его от занятия живописью.
Что необходимо знать о цвете
Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.
Красоту отдельного цвета нельзя отождествлять с его насыщенностью или светлотой. Красота цвета может выражаться даже в простом узоре цветовых пятен, в том, как они расположены по отношению к соседним краскам. Красивыми могут быть даже цветовые пятна от бензина в лужах. При этом мы не может объяснить, почему одно сочетание цветов кажется нам красивым, а другое — нет. Чувство цвета постепенно менялось в ходе истории, что в определенной степени объясняется развитием общества. Причем в разных культурах даже в наши дни чувство красоты цвета может быть различным. Принято считать, что чувством цвета обладают люди, которые адекватно воспринимают красоту цвета и цветовых сочетаний.
Когда художник подбирает сочетание красок, он не всегда умеет объяснить свой выбор и зачастую делает это интуитивно. Но эту интуитивность возможно и необходимо развивать. Красота цветовых сочетаний и изобразительная сила цвета используются художником в первую очередь для выражения его чувств и идей. Краски, применяемые художником, сами по себе могут быть и не очень красивыми — приглушенными и даже почти бесцветными, но, будучи подчинены общему колориту, делают картины выразительными.
Существуют различные точки зрения на цвет, его природу. Проблемы цвета изучаются физиками, психологами, математиками, медиками. Нас же интересует подход к цвету с точки зрения художника, так как наша задача — помочь педагогу заинтересовать маленьких художников необыкновенными открытиями в области цвета.
Художники привыкли считать основными три цвета — красный, желтый, синий. Эти цвета соответствуют трем краскам, из которых путем смешения можно получить наибольшее число цветов. А вот в научном цветоведении в качестве основных принято называть красный, зеленый и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон. Интересна точка зрения на этот вопрос Л.Альберти: «...Я утверждаю, что от смешения цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, — четыре, от которых, постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха — голубой, воды — зеленый, земли — серый или пепельный».
И наконец, основными, или главными, цветами могут считаться четыре цвета — красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующее. Четыре названных цвета различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках только эти хроматические цвета обозначаются словами, корни которых уходят далеко в глубь времен. Все остальные цвета называются или составными словами (желто-зеленый, сине-зеленый), или словами, часто происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (оранжевый /от orange — апельсин/, фисташковый, лимонно-желтый).
Цветовой круг. Проходя через дождевые капли, солнечный свет в виде радуги проецирует на небо весь цветовой спектр, соединяя красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета. Три цвета — красный, синий и желтый — называют основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов. Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа цветов, которые называются смешанными. Так, красный с желтым дает оранжевый, красный с синим — фиолетовый, синий с желтым — зеленый. Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, будут называться сложными. Например, смешение оранжевого с фиолетовым дает нам красно-коричневый цвет, если смешать оранжевый с зеленым, получится желто-коричневый, зеленый с фиолетовым — сине-коричневый.
Цветовой круг поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Так, красный и оранжевый дают огненно-оранжевый, желтый и зеленый — лимонно-желтый, синий и зеленый — бирюзовый, красный и фиолетовый — малиновый. Так образуется основной хроматический круг. («Хромус» в переводе с древнегреческого означает цвет.)
Все цвета, которые может видеть человек, подразделяются на две большие группы — ахроматические и хроматические. Ахроматические (неокрашенные) цвета — белый и черный, а также все оттенки серого, которые можно расположить между ними. Между собой они будут различаться преобладанием белого или черного. Хроматические — окрашенные цвета. Это все цвета, кроме белого, серого и черного. Основные хроматические цвета составляют цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Их также называют спектральными.
Теплые и холодные цвета. Деление цветов «по температуре» связано с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоциируется с огнем. Холодной — сине-голубая, которая ассоциируется с водой, льдом. Отсюда и возникло деление цветов на теплые и холодные. Зеленый цвет относится к нейтральным. Холодная гамма создает впечатление успокоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит нам ощущение радости, энергии, активности.
Художники иногда еще называют цвета глухими и звонкими. Такое деление связано с насыщенностью цвета. Так, ярко-красный — звонкий по сравнению с красно-коричневым.
Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон, насыщенность, светлота. Все цвета круга отличаются друг от друга по следующим признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота. Цветовой тон — это качество цвета, которое определено его названием (красный, оранжевый, желтый, зеленый). Насыщенность — степень выраженности определенного цвета. Светлота — относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее — темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основной цвет.
Контраст. Само слово «контраст» подразумевает резкое различие, противоположность двух каких-то величин. Это различие может относиться к размеру, цвету или движению.
Различия между фигурами по форме, тону, цвету построены на контрастных отношениях. В живописи контраст используется для передачи противоположных начал, таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. С помощью контраста передается островыразительный сюжет, рассказывающий о состоянии природы или настроении человека.
Цвета, которые расположены друг против друга в цветовом круге, называются дополнительными или контрастными. Если поместить их рядом, они будут выглядеть очень выразительно. Например, красный — зеленый, желтый — фиолетовый, оранжевый — синий. Таким образом, контрастными называют противоположные по качеству цвета. Они подчеркивают яркость друг друга. Например, красный рядом с зеленым кажется еще краснее, желтый на фоне фиолетового выглядит как яркое светящееся пятно.
Колорит. Для того чтобы понять, как действуют на человека не отдельные цвета, а целые цветосочетания, надо знать, что такое колорит. Колорит (от латинского color — цвет) — это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. Рассмотрим это на примере цветосочетаний.
При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности и они не поглощают друг друга. Так выглядит, например, красно-синее, зелено-оранжевое, желто-красное сочетания. При нейтральном цветовом сочетании цвета «растворяются» друг в друге и их трудно различить. Например, зелено-желтое, фиолетово-синее, сине-зеленое, красно-фиолетовое сочетания. Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга, например красно-зеленое, желто-фиолетовое, оранжево-синее. Гармоничные цветовые сочетания — взаимодополняющие, они охватывают весь спектр цветового круга. В цветовом круге оранжево-красное, красно-фиолетовое, фиолетово-синее, сине-зеленое, зелено-желтое будут считаться промежуточными цветовыми сочетаниями.
Знание цветовых сочетаний особенно необходимо при подборе цветной бумаги для фона основного изображения. Если не учитывать приведенные выше законы, может произойти следующее. Например, тема вашего занятия — «Цветы на зеленой траве». Для фона выбирается зеленая бумага, для цветов — желтая и белая. Зная, что зеленый с желтым дают нейтральное цветовое сочетание, можно предположить, что желтые цветы «растворятся» в зеленой траве и не будут заметны. Поэтому в данной работе разумнее было бы использовать контрастное цветовое сочетание, например зелено-оранжевое.
Физиологическое воздействие цвета
Цвет способен оказывать на человека разнообразное воздействие. Чаще всего выделяют физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействия цвета на человека.
Физиологическое воздействие цвета — это воздействие на физиологические функции организма человека, что подтверждено экспериментальным путем. Оно зависит от количества и качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы человека, его возраста и пола. Именно физиологическим воздействием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Так, красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий же цвет оказывает на нервную систему тормозящее воздействие. Красный, желтый, оранжевый цвета являются цветами экстраверсии, то есть импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого, напротив, служит для пассивной интроверсии — импульсов, обращенных внутрь.
Оранжевый и красный цвета попутно со зрительным возбуждают и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий — успокаивающие цвета, они ослабляют возбуждение слухового центра, то есть, как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Оптическое воздействие цвета. Человеком, который никогда не задумывался над вопросами оптики, цвет воспринимается как неотъемлемое свойство предмета. Но на самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемую теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие — зеленого, третьи — синего цвета. Этим воздействием и объясняются оптические иллюзии, или явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. С точки зрения оптики все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, так как цвета по своим оптическим свойствам в основном будут тяготеть к одной из этих двух групп. Исключение составляет только зеленый цвет.
Светлые цвета, например белый или желтый, создают так называемый эффект иррадиации, то есть они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и зрительно уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Так, если через щель дощатой стены проникает луч света, щель кажется шире, чем она есть на самом деле, а когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, наоборот, зрительно уменьшаются и «опускаются вниз».
Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное — синего. Что это значит? Проведем простой опыт. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим цветом, то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение и как бы удаляется от нас. Первый круг «колет» глаз, во втором глаз «утопает».
Дошкольники обычно в своих живописных работах не обращают внимания на освещение. Солнце практически всегда присутствует в их работах. Дети изображают его кружком, пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время не освещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, дома, люди, расположенные против солнца, имеют такую же яркость, как и освещенные. Выбор фона работы может говорить о принадлежности времени суток — в зависимости от того, выбирает ребенок желтую или черную бумагу. Но даже выбрав желтый фон, ребенок нарисует на нем солнечный круг с лучами: «Чтобы было понятней». Внизу полоска зеленого цвета — трава. Вверху — синяя полоска неба. Посередине — пространство воздуха, где и растет лес, летают птицы. А на черном фоне могут появиться нарисованные черной или темно-синей краской тучи и желтый круг луны.
Педагог должен обращать внимание ребенка на цветовые нюансы тени и света. При этом для наглядности можно использовать репродукции пейзажных картин, фотографии. На занятии педагогу вместе с детьми следует рассмотреть, к примеру, как тень ложится на деревья, а свет луны освещает стволы и ветки.
Эмоциональное воздействие цвета
Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные находится в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные цвета усиливают впечатление успокоенности, меланхолии, теплые — радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью.
Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к конкретным краскам картины, так и к какому-либо цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связано со светом и тенью. Таким образом, краски распадаются по эмоциональному тону на светлые и темные. Однако здесь существуют и некоторые противоречия: словами трудно определить эмоции, которые связаны с восприятием светлых красок, ведь это не обязательно может быть радость или веселье. Эмоциональное ощущение от светлоты цвета так тесно соединилось у нас со светлотой и так вместе с тем далеко от определенных чувств, что, пожалуй, лучшей информацией о таком цвете служит именно слово «светлый». Он несет в себе тот же эмоциональный отголосок, который выражен в поэтической метафоре «печаль моя светла...» Так, лиризм «Золотой осени» И. Левитана создан именно цветом. В сочетаниях оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая их связь в колорите картины содержит и ноту печали. Радостен контраст сияющего оранжевого и голубого, но он не содержит того открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеленого и алого. «Радостными красками» написан и натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки», где основные цвета — розово-фиолетовые, а зеленые пятна как бы разбросаны по всему холсту. Сюжет этой картины достаточно прост: случайно увиденный уголок сада. Натюрморт написан порывисто, кажется незавершенным и как будто наивным. Краски приглушены, нет ярких «вспышек» цвета, озорства, но за этой успокоенностью скрыта радость человека, создавшего для себя этот простой, наивный природный мир.
Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. Цвета как будто посылают нам различные сигналы, вызывают у нас различный эмоциональный отклик.
Красный — очень сильный цвет, потому что он всегда воздействует на человека и никогда не оставляет его равнодушным. Это теплый цвет, он может вызывать учащение сердцебиения, повышение давления и, как следствие, ощущение тепла или жара. В помещении, окрашенном красным цветом, субъективно будет казаться теплее. В то же время это цвет крови. Когда человек видит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Этот цвет вызывает сильные эмоции и сигнализирует об опасности. Но в то же время красный — это радость, веселье, праздник. В природе красный цвет — это цвет спелых ягод, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и он долгое время может оставаться их любимым. Под определение красного попадают также розовый, бордовый, малиновый цвета.
Розовый цвет — это смесь красного и белого. На его примере мы видим переход от цвета яркого к пастельному. Розовый — нежный, мягкий, романтический. Большинство маленьких девочек предпочитают розовый цвет всем остальным, эту особенность учитывают производители детских игрушек.
Оранжевый цвет — теплый и яркий, привлекающий внимание, цвет радости, веселья и солнца. Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывают со свежестью и здоровьем.
Желтый цвет привлекает внимание, но говорит и о тревоге, он, как сигнал светофора, предупреждает и советует быть внимательным. Кроме того, желтый цвет сигнализирует о чем-то новом, необычном. Сочетание желтого и черного цветов говорит об опасности. Недаром в знаке, предупреждающем о радиации, используются эти два цвета. Так и в природе: брюшко осы имеет чередующиеся черные и желтые полоски, как бы предупреждающие об опасности. Привлекательным, радостным и праздничным выглядит сочетание желтого и красного. Желтый и оранжевый — основные солнечные цвета в детских работах.
Зеленый цвет считается самым спокойным. Глаз человека способен различать огромное множество его оттенков. Так, при добавлении к зеленому цвету желтого он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе — он делается более серьезным, вдумчивым. Для детей зеленый — цвет травы и елки.
Синий и голубой — это холодные цвета. Синий воспринимается людьми как скучный, меланхоличный, достаточно вспомнить известное выражение «синий чулок». В то же время голубой может быть связан с покоем и простором, как небо или море. В детских работах цвет облаков и неба может быть синего цвета.
Фиолетовый цвет привлекает детей потому, что в природе он не слишком распространен. Это для них редкий цвет. Попросите ребенка перечислить предметы фиолетового цвета, и он, скорее всего, назовет вам в лучшем случае баклажан, сливу и жука. В творческой работе с этим цветом легко переборщить, и тогда она будет выглядеть неестественной, безвкусной.
Белый цвет определяется детьми как «некраска». Он представляет собой как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства, поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Оттенков белого достаточно много. Примером могут служить бумага для рисования, картон, обои, калька и т. д. Белый цвет может быть и изысканным, и дешевым, и примитивным, как одноразовая посуда.
Черный цвет — это цвет ночи, черной магии, страха. Для детей это цвет зла, «недобра». В то же время он удачно сочетается с другими цветами и тогда может превращаться из «злого» в «добрый». Сочетания черного и красного мы видим в хохломской росписи, в окраске снегиря. Черный и белый — основные цвета зимнего пейзажа.
Серый — нейтральный цвет. Оттенки серого нашли широкое применение в промышленности. Особенно хорошо серый смотрится в сочетании с яркими цветами, например с красным, желтым, фиолетовым. При этом он выглядит изысканным, красивым, благородным. Но серый может быть и простым, скучным, как грязный холст. В детской работе это оптимальный цвет для фона после белого.
Коричневый цвет — естественный. Это цвет дерева, песка, дома, хлеба. Он внушает доверие, спокойствие и уют. Тем не менее для детей это не очень привлекательный цвет. Как правило, коричневый используется в изображении деревянных избушек, разделочных досок, глиняных кувшинов.
Цветовые палитры
-
Слово палитра в живописи может иметь следующие значения:
* небольшая тонкая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы;
* перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе.
Педагог, как правило, использует в работе с детьми дошкольного возраста наиболее распространенный перечень цветовых палитр, то есть оттенков основных цветов. Новые цвета, полученные на основе семи цветов радуги — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, — будут иметь самостоятельные названия. При этом каждый новый цвет можно получить практическим путем — смешивая краски, гуашь, белила. Уже готовые цветовые палитры можно подбирать из разноцветной бумаги, предметов, игрушек, ткани. Разные цветовые сочетания на основе одного и того же цвета можно находить и среди предметов, которые окружают ребенка. Вот некоторые варианты цветовых палитр.
Красная палитра: красный, карминный, кирпично-красный, малиновый, розовый, нежно-розовый, клубника со сливками.
Красный — основной, теплый цвет. В сочетании с желтым и оранжевым дает теплый, радушный колорит. А вот с синим или фиолетовым образует пурпурный, багряный оттенки. Любой из этих оттенков красного легко смягчить, добавив белил. Цвет сразу лишится своей напряженности и обретет пастельные оттенки розового или бледно-лилового.
Алый особенно ярко сочетается с желтым, создавая впечатление пожара.
Карминный цвет можно получить, смешав красный с синим. Особенно удачно он сочетается с зеленым и фиолетовым цветами. Из этих цветов получаются наиболее удачные цветовые композиции на новогоднюю тематику.
Кирпично-красный. Этот оттенок красного можно получить при смешении коричневого и оранжевого цветов. Особенно насыщенно и ярко он смотрится в сочетании с черным и кремовым цветами.
Малиновый цвет можно получить при смешении алого с фиолетовым. Добиться более холодного оттенка помогут белила. Сочетание малинового с зеленым вызывает ассоциации с летними цветущими полянами, лугами.
Розовый цвет получается путем смешения красного с белилами. Особенно эффектно он смотрится в сочетании с черным, изумрудно-зеленым и синим цветами.
Нежно-розовый получается при добавлении в розовый еще большего количества белил. Для этого цвета хороши сочетания с бледно-лимонным, зеленым цветами. Особенно красив этот оттенок в изображении полевых цветов.
Клубника со сливками. Этот оттенок красного образуется при смешении небольшого количества алого с большим количеством желтовато-белого.
Оранжевая палитра: ярко-оранжевый, апельсиновый цвета.
Ярко-оранжевый — это основной, теплый цвет палитры. Наилучшим дополнительным цветом для него является синий. Яркость оранжевого можно подчеркнуть добавлением серебряного цвета.
Апельсиновый. Особую насыщенность этот цвет приобретает рядом с красным и желтым. А контраст может придать белый или темно-серый цвет.
Желтая палитра: желтый, лимонный, бледно-желтый, золотой цвета.
Желтый — это основной теплый цвет. Он хорошо сочетается с красным, оранжевым и коричневым цветами.
Лимонный — более холодный оттенок, который можно получить, добавив в желтый цвет белила и светло-зеленую краску. Наиболее удачное сочетание — с голубым и светло-серым цветами.
Бледно-желтый цвет получается при добавлении в желтую краску белил. Он образует удачную цветовую гамму с белым, светло-серым и черным цветами.
Золотой. Этот праздничный цвет может служить фоном для новогодних открыток и использоваться для окрашивания рам или паспарту для небольших картин.
Зеленая палитра: зеленый, лимонно-зеленый, цвет морской волны, цвет листвы.
Зеленый считается промежуточным между теплыми и холодными цветами. Он получается путем смешения желтого и синего цветов. При большем добавлении желтого получается светло-зеленый или лимонно-зеленый. При увеличении содержания синего — цвет морской волны, цвет листвы.
Лимонно-зеленый. Его различные оттенки можно получить при смешении желтого, синего и белого цветов. Наиболее ярко смотрятся сочетания этого цвета с синим, оранжевым, золотым.
Цвет морской волны может быть и теплым, и холодным. При большем добавлении в зеленый синего, голубого, белого получается наиболее насыщенный, выраженный цвет морской волны. Для.придания цвету теплоты возможно добавление красной или желтой краски.
Цвет листвы. Многообразие оттенков «лиственного» зеленого получается путем добавления белил или голубого. Цвет листвы удачно сочетается с любыми оттенками коричневого, желтого, темно-серого или черного.
Голубая палитра: небесная лазурь, бирюзовый, аквамариновый цвета.
Небесная лазурь — цвет, получаемый при добавлении в синий большого количества белого или немного желтого цветов. Это цвет чистого неба, особенно удачно сочетается с пастельными и нейтральными цветами.
Бирюзовый цвет можно получить при смешении синего, белого и небольшого количества зеленого. Бирюзовый образовывает контрастные сочетания с оранжевым, розовым и красным цветами.
Аквамариновый. В переводе аква — вода, марина — морская. Значит, иными словами его можно назвать цветом морской воды. Для этого цвета характерно наибольшее количество сине-зеленых оттенков.
Синяя палитра:
Поделиться:
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных