Организуя игровые занятия по знакомству с цветом для детей 5—7 лет, педагог ставит учебные задачи в соответствии с возрастом детей и уровнем их изобразительных умений и навыков. Дети могут отставать от своих сверстников или опережать их в занятиях по изобразительному искусству, поэтому педагогу целесообразно провести несколько специальных диагностических занятий совместно с психологом. В результате, определив уровни развития изобразительных умений, навыков внутри возрастной группы, можно распределить детей по подгруппам.
Так, для детей 5—6 лет основополагающими могут быть следующие задачи:
* знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга;
* знакомство с дополнительными цветами на примере цветовых
упражнений;
* расширение представлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой;
* развитие мелкой моторики и координации движений;
* воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия
цвета;
* развитие зрительного внимания, чувства цветового ритма;
* обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованием прилагательных, глаголов.
7-летние дети уже имеют общие знания о цвете, оттенках, цветовой гамме. Педагогу важно продолжить развитие этих знаний в игровой форме. При этом возможно возвращение к уже использованным играм, посвященным знакомству с цветовым кругом, с основными цветами. Например, для овладения детьми основами теплохолодности целесообразно включать занятия по рассмотрению репродукций и наблюдения за природными явлениями и т. д. На этом этапе следует также закреплять полученные знания о рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Для детей 7-ми лет основополагающими могут быть следующие задачи:
* обучение широкому использованию цветов и оттенков при создании
изображений в технике аппликации;
* расширение представлений о цветовых палитрах;
* обогащение словарного запаса названиями цветов, оттенков;
* развитие ассоциативно-образного мышления: умения анализировать, сравнивать цвета, описывать явления природы.
Проведение подобных предварительных занятий предполагает наличие достаточного количества наглядных пособий, репродукций, игрушек. Предлагаемая форма занятий благоприятствует тому, чтобы после выполнения детьми творческого задания игра продолжалась и развивалась. От лица сказочного персонажа, например девочки Краски, педагог может предложить детям выполнить те или иные игровые действия уже вне занятий в изобразительной студии или группе. Это может быть самостоятельная игровая деятельность детей дома с родителями или в разновозрастной группе, где старшие дети могут выступать в роли педагогов и обучать малышей.
ЦВЕТОВОЙ ПРАКТИКУМ
В игровых занятиях педагог предлагает детям роль исследователей, которые должны достичь определенного результата — открытия в области цвета. На этих занятиях дети узнают о цветовом круге, основных и дополнительных цветах, насыщенности, колорите, сочетаемости цветов. Такая система может быть рассчитана как на дошкольников, так и на младших школьников.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра, а не обучение. В ходе игр-занятий по цвету, дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом, воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях. Для выполнения заданий они используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, ножницы, клей, игрушки, различные предметы. Так у детей накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке.
Предложенные темы на практике могут быть реализованы в разных вариантах:
*в форме занятий под непосредственным руководством взрослого, который организует деятельность детей;
* в форме совместной деятельности детей, где дети независимы от взрослого и самостоятельно проигрывают уже полученную информацию о цвете со сверстниками.
![]() |