Предмет, методы и задачи исследования психофизиологии.
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)
Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, предоставляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.
Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:
- Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма
- Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом
- Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения
- Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях
- Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека
- Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики
- Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.
- Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.
Традиционно психофизиология включает несколько областей исследования.
|
· Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая ассоциативными корковыми центрами.
· Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным является то, что вербальные функции тесно связаны с мыслительными процессами.
· Психофизиология эмоций исследует нервные и нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные "центры" удовольствия и неудовольствия, расположенные в промежуточном мозге и других подкорковых структурах. Установлена важная роль в эмоциональном поведении гормонов и биологически активных веществ.
· Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций).
· Психофизиология биологических ритмов, сна и бодрствования.
· Психофизиология памяти
· Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.
|
· Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных и возрастных различий в деятельности мозга.
· Клиническая психофизиология раскрывает особенности проявления физиологических и психических коррелятов при различных заболеваниях и состояниях организма.
Все многообразие методов психофизиологического исследования можно объединить в пять групп:
· Наблюдение (за вербальным и невербальным поведением, физическим воздействием, перемещением, дистанцией между людьми)
· Тесты (ест, при помощи которого измеряют физиологические реакции в качестве возможных показателей психологических проблем)
· электрофизиологические методы (ЭЭГ, КТ, МРТ)
· моделирование (с помощью моделей можно имитировать функционирование и прогнозировать свойства изучаемых объектов, процессов или явлений. В психологии моделирование имеет два аспекта: моделирование психики и моделирование ситуаций. Под первым подразумевается знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности, под вторым организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды, в которой осуществляется эта деятельность)
· эксперимент (многие задачи в психофизиологии решались и продолжают решаться в экспериментах на животных)