МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Севастопольский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(наименование института полностью)
Кафедра/департамент «Психология »
(наименование кафедры/департамента полностью)
Психология 37.04.01.
(код и наименование направления подготовки/специальности)
Практическая психология
(наименование профиля/специализации)
Контрольная работа
по дисциплине
Качественные и количественные методы исследования в психологии |
(наименование дисциплины)
Возможность и необходимость применения
математических методов в психологии
(тема)
Выполнил: обучающийся
группы П/м-20-1-о
А. О. Куркина
Принял: доц. Пономаренко И.Л.
Севастополь 2020
Содержание
Введение. 3
История применения математических методов в психологических науках. 4
Этапы матобработки данных в психологическом исследовании. 7
Заключение. 9
Библиографический список. 10
Введение
По мере развития теорий в гуманитарных дисциплинах, выделения новых отраслей и направлений стало расти значение математических методов. Их используют при описании и анализе изучаемых явлений, когда появляется потребность выразить открываемые законы в математическом виде.
Внедрение математических методов в психолого-педагогические исследования в первую очередь связано с развитием экспериментальных и прикладных исследований. Использование таких методов, с одной стороны, способно внести новые возможности в изучение явлений и свойств, с другой стороны, оно задает более высокие требования к постановке исследовательских задач и к их решению.
|
Математика со временем стала эталоном точного и строгого познания вещей. Она явилась основой для разработки инструментария для измерения и стала формой описания общих, фундаментальных законов мирового устройства. По этой причине обращение к математическим методам связано с возможностью получить объективное знание.
В связи с вышесказанным становление любой дисциплины, так или иначе, коснется обращения к математическим методам, которые нужны для описания основных законов исследуемого предмета. Накопление экспериментального материала способствует необходимости выражения больших объемов сведений в символьной форме. Оно представляет определенные аспекты изучаемой реальности в формализованном виде, что дает возможность проведения их преобразования и выделения ненаблюдаемых тенденций и закономерностей.
История применения математических методов
в психологических науках
В древности считалось, что предметом математики является все сущее – природа в широком смысле.
Математики древней Греции и древнего Египта полагали, что математические формы имеют божественное происхождение.
Так, Платон рассматривал геометрические фигуры как идеальные эйдосы – образы, созданные высшими богами для копирования людьми, конечно, уже не в той совершенной форме.
Пифагор видел в числах и определенных числовых сочетаниях предустановленную гармонию небесных сфер.
Религиозное мировоззрение людей веками связывало божественное творение мира с математическими средствами, с помощью которых выражаются законы природы.
|
Даже религиозный И. Ньютон верил, что «книга природы написана на языке математики», и широко использовал математические методы в своей натуральной философии.
Кроме того, философы и политологи, отказавшиеся от верования в бога, продолжали считать природу предметом математики и физики.
Примером может служить высказывание Ф. Энгельса: «Предметом математики служат пространственные формы и количественные отношения материального мира».
Но все же основным моментом преобразования математической психологии в науку начался с выделения её в экспериментальную дисциплину.
Этот процесс проходит ряд этапов:
1) конец XIX в. – начало XX в. – применение математических методов для анализа и обработки результатов экспериментального исследования, а также выведение простых законов. Это время разработки закона научения, психофизического закона, метода факторного анализа.
18 апреля 1822 году в Королевском немецком научном обществе И. Ф. Гербарт прочел доклад «О возможности и необходимости применять в психологии математику», основная идея которого сводилась к тому, что для становления психологии наукой, подобно физике, в ней нужно и можно применять математику.
В 1842 году М. В. Дробиш издает в Лейпциге монографию «Эмпирическая психология согласно естественнонаучному методу».
2) 40-50-е годы XX века нашего столетия – создание моделей психических процессов и поведения человека с использованием ранее разработанного математического аппарата.
|
3) 60-е годы XX века нашего столетия – выделение математической психологии в отдельную дисциплину, основная цель которой – разработка математического аппарата для моделирования психических процессов и анализа данных психологического эксперимента.
В это время получили широкое распространение работы по моделированию обучения, памяти, обнаружения сигналов, поведения, принятия решений. в 1963 г. стал применяться термин «математическая психология» с появлением в США «Руководства по математической психологии». В эти же годы здесь начинает издаваться журнал «Journal of Mathematical Psychology».
В период до 80-х годов появляются первые работы по психологическим измерениям: осуществляется разработка методов факторного анализа, аксиоматики и моделей измерения, предлагаются различные классификации шкал, ведётся работа над созданием методов классификации и геометрического представления данных, строятся модели, основанные на лингвистической переменной (Л. Заде).
В 80-е годы особое внимание уделяется уточнению и развитию моделей, связанных с разработкой аксиоматики различных теорий.
В 90-х годах глобальные математические модели психических процессов почти не разрабатывались. Однако значительно возрастает количество работ по уточнению и дополнению существующих моделей, продолжает интенсивно развиваться теория измерений, теория конструирования тестов (разрабатываются новые шкалы, более адекватные реальности (Д. Льюис, П. Саппес, А. Тверски, А. Марли); широко внедряется в психологию математический подход к моделированию).
Особенно важно, что в настоящее время многие методы многомерного анализа получили широкое применение в экспериментальных исследованиях. Появляется множество специально ориентированных на психологов программ анализа данных психологического тестирования.
Ученые считают, что четвертый этап должен будет характеризоваться становлением психологии практической и отмиранием – математической психологии.
Проблема повышения качества и эффективности научных исследований в сфере психологии в последние годы выступает предметом исследования большинства ученых, приводит к активному внедрению в практическую психологию современных математических и информационных методов.
Методы математической обработки данных используются для обработки данных, установления закономерностей между изучаемыми процессами, психологическими феноменами. Использование математических методов позволяет повысить достоверность, научность результатов исследований.
Этапы математической обработки данных
в психологическом исследовании
Тесное переплетение психологии и математики связано с тем, что практически все прикладные дисциплины основаны на расчете конкретных показателей. Использование математических методов в научных работах по психологии позволяют решить следующие задачи:
– сделать доказательную базу более структурированной и четкой, весомой;
– оценить ситуацию на базе количественных показателей;
– составить математическую модель сложившейся ситуации и спрогнозировать дальнейший сценарий развития событий;
– оценить влияние конкретных факторов и параметров на результативный показатель.
Использование математических методов в психологии позволяет проанализировать систему в целом и отдельные ее части. Математика позволяет упорядочить исследование и грамотно построить психологические теории.
В целях грамотной обработки данных и проведения качественного анализа в психологическом исследовании, важно придерживаться определенного алгоритма действий:
Этапы математической обработки данных:
1. Перевод эмпирических данных в математический вид.
Данная стадия предполагает, что автору научной работы требуется отсортировать все собранные сведения согласно определенным параметрам, критериям и оформить их с помощью таблиц, графиков или диаграмм.
Например, разбить испытуемых на группы по возрасту, полу, образованию, темпераменту и пр.
2. Определение результативного показателя и переменных.
Здесь исследователю необходимо определить, что именно он намерен исследовать (какой параметр) и обозначить его в качестве результативного показателя. Все остальные факторы (элементы), которые оказывают воздействие на искомый коэффициент, приравниваются к переменным.
3. Определение математического метода обработки данных.
На этом этапе следует составить математическую модель изучаемых явлений и процессов. Это может быть сумма отдельных частиц или целая комбинация действий. Важно определить, из чего состоит результативный показатель и как это отразить на языке математики с учетом имеющихся данных.
Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в психологии, являются факторный анализ, дискриминантный анализ, множественная регрессия, анализ путей, дисперсионный анализ, ковариационный анализ и др.
4. Проведение анализа.
В зависимости от цели психологического исследования, имеющихся данных, исследователь может использовать различные методы анализа: факторный, корреляционный, моделирование и пр.
5. Формирование выводов.
На основе полученных данных автору научной работы по психологии предстоит отразить полученные итоги аналитической работы. Здесь следует дать расшифровку: какие действия проводились, какие параметры и что означают, какие итоги были получены, о чем они свидетельствуют.
Таким образом, математические методы в психологическом исследовании позволяют упорядочить все данные, сделать доказательную базу более весомой и аргументированной, а результаты научной работы более точными.
Заключение
Взаимосвязи математики и психологии сложны и неоднозначны. С одной стороны, многие распространенные психологические теории и концепции доказали свою состоятельность без всякого математико-статистического подтверждения (теория психоанализа З. Фрейда; концепция гуманистической психологии и т.д.). С другой стороны, использование математических методов, безусловно, в значительной степени объективизирует выводы психологов, позволяет вычленить из огромного набора разрозненных психологических данных важные в том или ином смысле факторы и переменные, оказывающие наибольшее влияние на исследуемый результирующий признак.
Таким образом, необходимость применения математических методов в психологической науке обусловлена тем, что психологические исследования в настоящее время не могут осуществляться лишь с описательных феноменологических позиций, а требуют выявления возможно более объективных количественных и структурных характеристик изучаемых фактов и явлений, позволяющих рассматривать получаемые выводы как достаточно достоверные. При этом используются специальные процедуры сопоставления по определенным правилам свойств чисел и геометрических объектов психическим явлениям и процессам.
Применение статистических методов в экспериментальной психологии началось еще в начале прошлого века и включило в себя несколько направлений, привнесших в психологическую науку глубокие качественные преобразования. Внедрение же в практику работы психолога ряда статистических методов позволило существенно объективизировать проверку качества психологических тестов, используемых в профессиональном отборе.
Библиографический список
1. Головина, Г. М., Крылов, В. Ю., Савченко, Т. Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение / Г. М. Головина, В. Ю. Крылов, Т. Н. Савченко. – Москва: «Институт психологии РАН», 1995. – 45 с.
2. Кричевец, А. Н., Шикин, Е. В., Дьячков, А. Г. Математика для психологов / А. Н. Кричевец, Е. В. Шикин, А. Г. Дьячков, – Москва: Флинта, 2003. – 376 с.
3. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / А. Д. Наследов. – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 389,
4. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 349 с.