МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(наименование института полностью)

Кафедра/департамент «Психология »

(наименование кафедры/департамента полностью)

Психология 37.04.01.

(код и наименование направления подготовки/специальности)

Практическая психология

(наименование профиля/специализации)

 

Контрольная работа

по дисциплине

  Качественные и количественные методы исследования в психологии

(наименование дисциплины)

 

Возможность и необходимость применения

математических методов в психологии

(тема)

 

 

Выполнил: обучающийся

группы П/м-20-1-о

А. О. Куркина

 
 


Принял: доц. Пономаренко И.Л.

 

 

Севастополь 2020

Содержание

Введение. 3

История применения математических методов в психологических науках. 4

Этапы матобработки данных в психологическом исследовании. 7

Заключение. 9

Библиографический список. 10

 


 

Введение

По мере развития теорий в гуманитарных дисциплинах, выделения новых отраслей и направлений стало расти значение математических методов. Их используют при описании и анализе изучаемых явлений, когда появляется потребность выразить открываемые законы в математическом виде.

Внедрение математических методов в психолого-педагогические исследования в первую очередь связано с развитием экспериментальных и прикладных исследований. Использование таких методов, с одной стороны, способно внести новые возможности в изучение явлений и свойств, с другой стороны, оно задает более высокие требования к постановке исследовательских задач и к их решению.

Математика со временем стала эталоном точного и строгого познания вещей. Она явилась основой для разработки инструментария для измерения и стала формой описания общих, фундаментальных законов мирового устройства. По этой причине обращение к математическим методам связано с возможностью получить объективное знание.

В связи с вышесказанным становление любой дисциплины, так или иначе, коснется обращения к математическим методам, которые нужны для описания основных законов исследуемого предмета. Накопление экспериментального материала способствует необходимости выражения больших объемов сведений в символьной форме. Оно представляет определенные аспекты изучаемой реальности в формализованном виде, что дает возможность проведения их преобразования и выделения ненаблюдаемых тенденций и закономерностей.


 

История применения математических методов

в психологических науках

В древности считалось, что предметом математики является все сущее – природа в широком смысле.

Математики древней Греции и древнего Египта полагали, что математические формы имеют божественное происхождение.

Так, Платон рассматривал геометрические фигуры как идеальные эйдосы – образы, созданные высшими богами для копирования людьми, конечно, уже не в той совершенной форме.

Пифагор видел в числах и определенных числовых сочетаниях предустановленную гармонию небесных сфер.

Религиозное мировоззрение людей веками связывало божественное творение мира с математическими средствами, с помощью которых выражаются законы природы.

Даже религиозный И. Ньютон верил, что «книга природы написана на языке математики», и широко использовал математические методы в своей натуральной философии.

Кроме того, философы и политологи, отказавшиеся от верования в бога, продолжали считать природу предметом математики и физики.

Примером может служить высказывание Ф. Энгельса: «Предметом математики служат пространственные формы и количественные отношения материального мира».

Но все же основным моментом преобразования математической психологии в науку начался с выделения её в экспериментальную дисциплину.

Этот процесс проходит ряд этапов:

1) конец XIX в. – начало XX в. – применение математических методов для анализа и обработки результатов экспериментального исследования, а также выведение простых законов. Это время разработки закона научения, психофизического закона, метода факторного анализа.

18 апреля 1822 году в Королевском немецком научном обществе И. Ф. Гербарт прочел доклад «О возможности и необходимости применять в психологии математику», основная идея которого сводилась к тому, что для становления психологии наукой, подобно физике, в ней нужно и можно применять математику.

В 1842 году М. В. Дробиш издает в Лейпциге монографию «Эмпирическая психология согласно естественнонаучному методу».

2) 40-50-е годы XX века нашего столетия – создание моделей психических процессов и поведения человека с использованием ранее разработанного математического аппарата.

3) 60-е годы XX века нашего столетия – выделение математической психологии в отдельную дисциплину, основная цель которой – разработка математического аппарата для моделирования психических процессов и анализа данных психологического эксперимента.

В это время получили широкое распространение работы по моделированию обучения, памяти, обнаружения сигналов, поведения, принятия решений. в 1963 г. стал применяться термин «математическая психология» с появлением в США «Руководства по математической психологии». В эти же годы здесь начинает издаваться журнал «Journal of Mathematical Psychology».

В период до 80-х годов появляются первые работы по психологическим измерениям: осуществляется разработка методов факторного анализа, аксиоматики и моделей измерения, предлагаются различные классификации шкал, ведётся работа над созданием методов классификации и геометрического представления данных, строятся модели, основанные на лингвистической переменной (Л. Заде).

В 80-е годы особое внимание уделяется уточнению и развитию моделей, связанных с разработкой аксиоматики различных теорий.

В 90-х годах глобальные математические модели психических процессов почти не разрабатывались. Однако значительно возрастает количество работ по уточнению и дополнению существующих моделей, продолжает интенсивно развиваться теория измерений, теория конструирования тестов (разрабатываются новые шкалы, более адекватные реальности (Д. Льюис, П. Саппес, А. Тверски, А. Марли); широко внедряется в психологию математический подход к моделированию).

Особенно важно, что в настоящее время многие методы многомерного анализа получили широкое применение в экспериментальных исследованиях. Появляется множество специально ориентированных на психологов программ анализа данных психологического тестирования.

Ученые считают, что четвертый этап должен будет характеризоваться становлением психологии практической и отмиранием – математической психологии.

Проблема повышения качества и эффективности научных исследований в сфере психологии в последние годы выступает предметом исследования большинства ученых, приводит к активному внедрению в практическую психологию современных математических и информационных методов.

Методы математической обработки данных используются для обработки данных, установления закономерностей между изучаемыми процессами, психологическими феноменами. Использование математических методов позволяет повысить достоверность, научность результатов исследований.


Этапы математической обработки данных

в психологическом исследовании

Тесное переплетение психологии и математики связано с тем, что практически все прикладные дисциплины основаны на расчете конкретных показателей. Использование математических методов в научных работах по психологии позволяют решить следующие задачи:

– сделать доказательную базу более структурированной и четкой, весомой;

– оценить ситуацию на базе количественных показателей;

– составить математическую модель сложившейся ситуации и спрогнозировать дальнейший сценарий развития событий;

– оценить влияние конкретных факторов и параметров на результативный показатель.

Использование математических методов в психологии позволяет проанализировать систему в целом и отдельные ее части. Математика позволяет упорядочить исследование и грамотно построить психологические теории.

В целях грамотной обработки данных и проведения качественного анализа в психологическом исследовании, важно придерживаться определенного алгоритма действий:

Этапы математической обработки данных:

1. Перевод эмпирических данных в математический вид.

Данная стадия предполагает, что автору научной работы требуется отсортировать все собранные сведения согласно определенным параметрам, критериям и оформить их с помощью таблиц, графиков или диаграмм.

Например, разбить испытуемых на группы по возрасту, полу, образованию, темпераменту и пр.

2. Определение результативного показателя и переменных.

Здесь исследователю необходимо определить, что именно он намерен исследовать (какой параметр) и обозначить его в качестве результативного показателя. Все остальные факторы (элементы), которые оказывают воздействие на искомый коэффициент, приравниваются к переменным.

3. Определение математического метода обработки данных.

На этом этапе следует составить математическую модель изучаемых явлений и процессов. Это может быть сумма отдельных частиц или целая комбинация действий. Важно определить, из чего состоит результативный показатель и как это отразить на языке математики с учетом имеющихся данных.

Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в психологии, являются факторный анализ, дискриминантный анализ, множественная регрессия, анализ путей, дисперсионный анализ, ковариационный анализ и др.

4. Проведение анализа.

В зависимости от цели психологического исследования, имеющихся данных, исследователь может использовать различные методы анализа: факторный, корреляционный, моделирование и пр.

5. Формирование выводов.

На основе полученных данных автору научной работы по психологии предстоит отразить полученные итоги аналитической работы. Здесь следует дать расшифровку: какие действия проводились, какие параметры и что означают, какие итоги были получены, о чем они свидетельствуют.

Таким образом, математические методы в психологическом исследовании позволяют упорядочить все данные, сделать доказательную базу более весомой и аргументированной, а результаты научной работы более точными.


 

Заключение

Взаимосвязи математики и психологии сложны и неоднозначны. С одной стороны, многие распространенные психологические теории и концепции доказали свою состоятельность без всякого математико-статистического подтверждения (теория психоанализа З. Фрейда; концепция гуманистической психологии и т.д.). С другой стороны, использование математических методов, безусловно, в значительной степени объективизирует выводы психологов, позволяет вычленить из огромного набора разрозненных психологических данных важные в том или ином смысле факторы и переменные, оказывающие наибольшее влияние на исследуемый результирующий признак.

Таким образом, необходимость применения математических методов в психологической науке обусловлена тем, что психологические исследования в настоящее время не могут осуществляться лишь с описательных феноменологических позиций, а требуют выявления возможно более объективных количественных и структурных характеристик изучаемых фактов и явлений, позволяющих рассматривать получаемые выводы как достаточно достоверные. При этом используются специальные процедуры сопоставления по определенным правилам свойств чисел и геометрических объектов психическим явлениям и процессам.

Применение статистических методов в экспериментальной психологии началось еще в начале прошлого века и включило в себя несколько направлений, привнесших в психологическую науку глубокие качественные преобразования. Внедрение же в практику работы психолога ряда статистических методов позволило существенно объективизировать проверку качества психологических тестов, используемых в профессиональном отборе.


 

Библиографический список

1. Головина, Г. М., Крылов, В. Ю., Савченко, Т. Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение / Г. М. Головина, В. Ю. Крылов, Т. Н. Савченко. – Москва: «Институт психологии РАН», 1995. – 45 с.

2. Кричевец, А. Н., Шикин, Е. В., Дьячков, А. Г. Математика для психологов / А. Н. Кричевец, Е. В. Шикин, А. Г. Дьячков, – Москва: Флинта, 2003. – 376 с.

3. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / А. Д. Наследов. – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 389,

4. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 349 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: