Память - свойство всего живого, выражающееся в способности живых существ запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о ранее воздействующих на них событиях. Память тесно связана с обучением.
Процесс памяти включает четыре стадии: 1. восприятие, запечатление и запоминание информации; 2. хранение информации; 3. воспроизведение информации; 4. забывание.
Восприятие, запечатление и запоминание поступающей в мозг информации определяются механизмами кратковременной и промежуточной памяти, В этих процессах принимает участие и эмоциональная память. Начальную стадию этого процесса составляет так называемая сенсорная память - сенсорный образ, мгновенный отпечаток картины внешнего мира, удерживающийся в памяти в пределах 50-500 мс. Так, зрительный образ сохраняется во время мигания. На этом же виде памяти основано слитное восприятие мелькающих изображений в кино и телевидении.
Удержание в памяти образа внешнего мира индивидуально. Оно зависит от функционального состояния субъекта, особенно его мотивации и эмоциональных переживаний, от характера воспитания и профессии, возраста и т. д. Особенно ярка сенсорная память у детей.
Кратковременная память формируется на основе непосредственного сенсорного отпечатка внешнего мира. При этом в памяти уже удерживается ограниченная, выделенная доминирующей мотивацией информация о внешней среде, способствующая удовлетворению ведущей потребности организма. Кратковременная память позволяет в течение нескольких секунд или минут удерживать и воспроизводить отобранную часть информации.
Процессы промежуточной памяти, последующей за кратковременной, обычно разыгрываются в течение нескольких часов после обучения. В этот период времени экстремальные механические и химические воздействия способны стереть память. Но после 4 ч следы кратковременной памяти становятся устойчивыми. Происходит консолидация памяти.
|
Тестом на отсроченную кратковременную память является критический интервал времени, который требуется обученному экспериментальному животному для того, чтобы в ответ на условный сигнал, при его отставлении от подкрепления, осуществить правильные инструментальные действия. Кратковременная память нарушается при таких воздействиях на организм, как электрошок, сильные мозговые травмы, судороги, наркоз, гипоксия. При этом наблюдается ретроградная амнезия — потеря памяти на события, предшествовавшие воздействию. Однако в памяти при этом сохраняются все ранее полученные впечатления и сведения. Явления ретроградной амнезии наблюдаются и в экспериментах на животных, которым электрошоковое воздействие наносится сразу после обучения. Электрошок не оказывает действия на память, если он осуществляется через несколько часов после обучения.
Установлено, что объем кратковременной памяти человека измеряется 7 ± 2 единицами, т. е. бессмысленные слова после однократного их применения воспроизводятся испытуемыми лишь в количестве 7 ± 2.
Постоянное хранение информации связано с химическими или структурнымиизменениями в мозгу. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны каким-то образом влиять на электрическую активность.
|
Если системы памяти являются результатом электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, способными реализовать следы памяти. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией. Поступающий сенсорный сигнал вызывает последовательность электрических импульсов, которая сохраняется неопределенно долгое время после того, как сигнал прекратится.
Существует несколько гипотез о том, что приводит к прекращению реверберации:
Во-первых, группы клеток реверберирующей цепи в действительности расположены значительно более сложным образом. Фоновая активность этих нейронов, а также воздействия со стороны многочисленных, внешних по отношению к данной петле входов, в конечном итоге, нарушают характер циркуляции импульсов.
Во-вторых, еще один возможный механизм прекращения реверберации – появление новых сигналов, которые могут активно затормозить предшествующую реверберирующую активность.
В-третьих, импульс, поступающий в одно звено цепи, не всегда может оказаться способным вызвать активность в следующем звене и, в конце концов, поток импульсов угасает.
В-четвертых, реверберация может прекратиться вследствие какого-либо «химического» утомления в нейронах и синапсах.
Избирательная электрическая активация определенной нервной петли обеспечивает кратковременное запоминание. Как же представить в подобной схеме долговременную память? Согласно одной из популярных теорий, многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей. Это изменение цепи называется консолидацией. Консолидация следа происходит в продолжение длительного времени. В основе долговременной памяти лежит постоянство структуры нейронных цепей.
|
Таким образом, кратковременная и долговременная память могут быть связаны с одними и теми же нервными элементами, с той разницей, что кратковременная память – это временная электрическая активность определенных нейронов, а долговременная память – постоянная структура тех же самых нейронов.
Существуют 2 гипотезы относительно механизмов консолидации:
Первая предполагает, что долговременная память заключена в структуре белковых молекул в каждом синапсе. И нервная информация переходит через синаптическую щель химическим путем.
Согласно другой точке зрения долговременная память может быть результатом возникновения новых синапсов. Это означает, что всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникают физические изменения. Но микроскопической техникой эти изменения обнаружить не удается, в частности вследствие исключительной трудности наблюдения живых нервных клеток под микроскопом.
После того, как были открыты химические процессы, лежащие в основе наследственности, возникла мысль, что те же самые механизмы могли бы участвовать в процессах запоминания. Поскольку ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, логично предположить, что она или РНК может также передавать и приобретенный опыт.
Инструкции для синтеза белка, переносимые молекулой РНК, заключены в специфической последовательности органических оснований, присоединенных к остову молекулы, именно они служат матрицами для синтеза белков. Различная последовательность приводит к синтезу разных белков. Можно предположить, что эта последовательность изменяется в результате опыта, приобретенного животными при обучении. + см.вопрос 37