Тема: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И.Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ».




Цели урока:

образовательные: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», закрепить знания о тексте-описании, продолжить знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине, научить детей передавать своё впечатление от картины,

развивающие: способствовать развитию творческих способностей детей, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста, создать собственный текст.

воспитательные: воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

 

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Нашей целью будет подготовиться к написанию сочинения-описания по картине. На этом уроке вновь обратимся к искусству живописи, познакомимся с картиной И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

3. Слово учителя о художнике И.Э. Грабаре

Искусство – это волшебство. А художники, музыканты, писатели – это волшебники, которые открывают нам неизвестные, чудные странички окружающего нас мира. Сегодня, ребята, мы попадем с вами в сказку. В зимнюю сказку. А поможет нам в этом художник Игорь Эммануилович Грабарь.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. Своё художественное образование Игорь Эммануилович завершил во Франции. Ученик Левитана, он всегда стремился, чтобы его картины были содержательными и эмоционально выразительными, чтобы они через состояние природы передавали сложные человеческие чувства. И вот в 1901 году художник вернулся из-за границы и был, по его словам, «потрясён красотами русской природы и писал голубую и белую зиму, иней, вешние ручьи. Этим восхищением красотой русской зимы полны работы художника: «Сентябрьский снег» (1903г.), «Мартовский снег» (1904г.), «Грачиные гнезда», «Лучезарное утро», «Февральская лазурь» (1902г.) и др.

- Скажите, пожалуйста, мастером какого жанра был И.Э. Грабарь? Что же такое пейзаж, пейзажная живопись?

Картина «Февральская лазурь» – зимний пейзаж. Это одно из самых интересных и запоминающихся творений знаменитого мастера живописи (одна из лучших его работ).

Из воспоминаний художника: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", - подумал я».

Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поразили художника:

«Настали чудесные, солнечные, февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось что-то необычайное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - так писал Игорь Эммануилович в 1902 году. Естественно, что после таких впечатлений родилась картина «Февральская лазурь». Художник понимал задачу пейзажиста в создании радостного образа природы, в создании пейзажа-картины, ведь он влюблён в жизнь, влюблён в природу своей родины. Грабарь своими картинами завоевал любовь, получил признание, стал художником яркой индивидуальности и большого живописного мастерства, т.е. получается, что Игорь Эммануилович так же, как и Левитан, Герасимов, Нестеров и др., стал основоположником пейзажной живописи.

4. Знакомство с репродукцией картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Беседа по картине.

- А теперь я предлагаю Вам внимательно рассмотреть картину, не упустив ни одной детали, а вместе с тем почувствовать общую атмосферу картины. В этой работе помощником у Вас будет музыка. (Чайковский П.И. Времена года. Февраль.)

- Какое настроение вызывает у Вас картина? (Спокойное, задумчивое, ожидание чего-то)

- Как Вы думаете, почему картина вызывает у вас именно такое настроение? (Это зимний день, но солнышко, очевидно, уже теплее зимнего; ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть, а воздух весь голубой).

- Почему так названа картина? (Художник хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны).

-Что такое «лазурь»? (Учащиеся списывают значение данного слова в тетради).

– Какой февральский день изобразил автор?

- Какое время года изображено на картине? (Конец февраля)

- Что даёт основание Вам для такого предположения? (Снег уже не новый, начинает таять, на деревьях мало снега, он уже слежалый)

- Какое время суток? (Тёмное небо, фиолетово-синие оттенки снега дают право говорить о близости к вечеру).

-Что мы видим на переднем плане? Опишите. Обратите внимание, какими плотными мазками написаны белоствольные березы. (На первом плане картины мы видим березу. Её ствол немного искривленный, молочного цвета, с черными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы).

- Что мы видим на верхних ветках? (На верхних ветках висят прошлогодние листья. Береза не хотела их отдавать зиме.)

- Что мы видим на заднем плане? (Вдали мы видим лес, хотя и тёмный, но уже с желтовато-лиловым оттенком, очевидно почки начинают оживать. Это конец зимы).

- Какой цвет является основным в картине? (Голубой фон, поэтому стволы берёзок такие белые)

- Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е. на горизонте?

- А снег - какой он на солнце и в тени?

- Где на картине вы видите голубые оттенки? (Белый снег становится голубым, тени берез- голубовато- синими, даже самые стволы березок пропитываются голубым воздухом и делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны природой).

- Небо на картине одного цвета? (Нет. Небо темно- синее, а к горизонту становится голубым).

- Какую задачу ставил перед собой художник в этой картине? (Он хотел изобразить все ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны).

- Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?

- О чём думаете, когда смотрите на картину? (Февраль - последний зимний месяц. Февральское солнце - предвестник весны - начинает постепенно оживлять природу, и в яркий солнечный день при лёгком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду. Белый снег делается голубым, тени берёз - голубовато-синими, даже сами стволы берёзок пропитываются голубым воздухом и делаются как бы воздушными).

5. Поэты о зимнем пейзаже

- Картина «Февральская лазурь» - живописное видение конца зимы, но не только художники обращались к этой теме, обращались композиторы, писатели, поэты. Вот послушайте стихотворение Ивана Бунина «Ещё и холоден, и сыр февральский воздух…» (Приложение 1)


Ещё и холоден, и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия

Она повсюду разлита-

В лазури неба, в птичьем пении,

В снегах и внешнем дуновении,-

Она везде, где красота.


- Вот таким описывает февраль Иван Бунин. Скажите, февраль, описанный И. Буниным, и февраль, написанный художником совпадают? (нет)

- Почему? (У Бунина - сырой, у Грабаря - ещё далеко до активного снеготаяния).

- Что объединяет картину Грабаря «Февральская лазурь» и стихотворение И. Бунина? (Наслаждение от общения с природой, постижение её загадок).

- Давайте вспомним недавнюю тему «Прямое и переносное значение слова». Мы говорили о том, что поэты и писатели специально используют слова в переносном значении, чтобы создавать яркие образы. Скажите, какие словосочетания употреблены в стихотворении в переносном значении?

- Эти слова можно использовать и при создании собственного текста. Давайте обратимся и к другим словам, которые помогут нам. На карточке (приложение 2) выписаны прилагательные к словам снег, берёза, небо. Ваша задача выбрать и подчеркнуть слова, подходящие к этой картине (проверить). Пусть это будет Вам подспорьем в Вашей работе.

- Ребята, нам предстоит написать сочинение-описание. Вспомните, пожалуйста, чем характеризуется тип речи описание?

6. Составление плана сочинения

Перейдём к самостоятельной работе. Попробуйте составить план сочинения. О чем вы будете писать сперва, о чем напишете в основной части, чем закончится ваше сочинение.

А теперь сравним ваш план с моим.

1. Чудесный день на картине «Февральская лазурь».

2. Описание картины.

3. Первый план картины (берёза, снег, деревья)

4. Живопись картины (цветопись, тени на снегу, прошлогодняя листва на берёзе, картина вносит мир и спокойствие в душу).

7. Работа над составлением словесного описания картины.

Сможете ли вы рассказать о том, что видите на картине? Опишите, что изображено на переднем плане (березки, снег, небо). Расскажите, что изображено на заднем плане картины.

На переднем плане видна берёзовая роща. На тонких веточках берёз местами лежит снег, а на других оставшиеся после осенних дней листочки напоминают тончайшее кружево. Подняв свои руки-веточки к небу, березки напоминают юных девушек, кружащихся в танце на сверкающем ковре из снега. А высоко над ними бездонное синее небо. Оно отражается в каждой детали картины.

Вдали мы видим лес. Под лучами февральского солнца даже он стал чуть светлее, словно начал в ожидании весны.

Картина дарит ощущение необычайной радости и всеобщего ликования. Хочется поскорее выйти на улицу и очутиться в этой волшебной березовой роще. Хочется тоже принять участие в этом празднике природы.

8. Выводы

При создании собственного текста помните, что тип речи и стиль помогает автору донести до читателя идею своего произведения. Поэтому поэты, художники своим творчеством призывают нас оглянуться, увидеть сокровища, дарованные нам природой.

9. Написание сочинения-описания


Примерный план

I. Вступление.

1. Сведения о художнике.

2. Первое впечатление от картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

II. Основная часть.

1. Описание деталей картины.

2. Умелое использование красок художником.

3. Настроение, рожденное пейзажем.

III. Заключение.

1. Об отношении автора к своей картине.

2. Мое отношение к произведению.

 

Примерный план

1) Автор картины.

2) День на картине.

3) Старая береза и ее подруги.

4) Описание снега.

5) Задний план картины.

6) Сине-голубые тени.

7) Настроение от картины

 

Примерный план

1. Чудесный день на картине «Февральская лазурь».

2. Описание картины.

3. Первый план картины (берёза, снег, деревья)

4. Живопись картины (цвета картины, тени на снегу, прошлогодняя листва на берёзе, картина вносит мир и спокойствие в душу).

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: