Напишите сочинение на одну из предложенных тем.




ЗАДАНИЯ I (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный год

 

ЛИТЕРАТУРА

Класс

I-й уровень. Дайте ответы на вопросы (6 заданий = 30 баллов)

 

1. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 г. до н.э.) впервые сформулированы определения множества теоретико-литературных понятий. Какому термину соответствует каждое приведенное описание? (6 баллов)

А) Это воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде. Смешное – частица безобразного. Смешное – это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда... Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания.
Б) Перенесение слова с измененным значением из рода в вид, или из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии… Пример перенесения из вида в вид: “отчерпнув душу мечом” и “отрубив (воды от источников) несокрушимой медью”. В первом случае “отчерпнуть” – значит “отрубить”, во втором – “отрубить” поэт поставил вместо “отчерпнуть”. Нужно заметить, что оба слова обозначают что-нибудь отнять.
В) Сходство с трагедией [кроме величественного метра] – в изображении серьезных характеров, а отличие от нее – в том, что имеет простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются длительностью. Трагедия старается, насколько возможно, оставаться в пределах одного круговорота солнца или немного выходить из него, а не имеет ограничений во времени.

Кто и о ком написал эти строки? Напишите фамилии авторов стихотворных фрагментов и тех поэтов, которым эти строки посвящены. (6 баллов)

А) Чёрного не перекрасить В белого – неисправим! Недурён российский классик, Небо Африки – своим Звавший, невское – проклятым! Б) Эпоха робкого дыханья... Где Твоё очарованье? Где твой шёпот? Практичность производит в лёгких опыт, Чтоб вздох стал наглым, современным-де <…>   Теперь – природы праздный соглядатай – О чём бы написал под жуткой датой Росистым, перламутровым стихом?   В век, деловой красою безобразный, Он был бы не у дел, помещик праздный, Свиставший тунеядным соловьём...

Определите литературное произведение по трём деталям / фактам / эпизодам. Напишите фамилию автора, жанр и название произведения. (4,5 балла)

А) Ежевечерний маршрут главного героя пролегает от Красных ворот к храму Христа Спасителя; с героиней он знакомится на лекции Андрея Белого по теории стиха; в одну из своих прогулок по городу они ищут, но не находят дом Грибоедова.
Б) Другая жизнь, вероятно, существует, но только за Зеленой Стеной; расписание железных дорог объявлено литературным памятником; в детстве герой заплакал, когда узнал о существовании иррациональных чисел.
В) Одним из первоначальных вариантов названия произведения было «Без солнца»; по ходу сюжета количество действующих лиц заметно убывает; последний из убывших, по мнению оставшихся, – «дурак» и «испортил песню».

По фрагментам из литературных манифестов рубежа XIX–XX вв. определите, поэтика каких модернистских течений в каждом из них охарактеризована. Напишите название литературного течения. (6 баллов)

А) Существо творчества в образах разделяется так же, как существо человека, на три вида – душа, плоть и разум. Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным и третий образ от разума ангелическим. Образ заставочный есть, так же как и метафора, уподобление одного предмета другому … Корабельный образ есть уловление в каком-либо предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывет, как ладья по воде. Ангелический образ есть сотворение или пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна…
Б) …Роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё. Звезда Маир, если она есть, прекрасна на своем месте, а не как невесомая точка опоры невесомой 2 мечты. Тройка удала и хороша своими бубенцами, ямщиком и конями, а не притянутой под её покров политикой. И не только роза, звезда Маир, тройка – хороши, т. е. не только хорошо всё уже давно прекрасное, но и уродство может быть прекрасно. После всех «неприятий» мир бесповоротно принят, во всей совокупности красот и безобразий.
В) Символ пробуждает музыку души. Когда мир придет в нашу душу, всегда она зазвучит. Когда душа станет миром, она будет вне мира. Если возможно влияние на расстоянии, если возможна магия, мы знаем, что ведёт к ней. Усилившееся до непомерного музыкальное звучание души – вот магия. Чарует душа, музыкально настроенная. В музыке чары. Музыка окно, из которого льют в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия.

5.Кто и о ком написал эти строки? Впишите фамилии авторов стихотворных фрагментов и тех поэтов, которым они посвящены. (6 баллов)

 

А) Были б живы – стали бы по Лефу соредактор, Я бы и агитки вам доверить мог. Раз бы показал: – вот так-то, мол, и так-то... Вы б смогли – у вас хороший слог. Я дал бы вам жиркость и сукна, в рекламу б выдал гумских дам. (Я даже ямбом подсюсюкнул, чтоб только быть приятней вам.) Б) Он, сам себя сравнивший с конским глазом, Косится, смотрит, видит, узнаёт, И вот уже расплавленным алмазом Сияют лужи, изнывает лёд.   В лиловой мгле покоятся задворки, Платформы, брёвна, листья, облака. Свист паровоза, хруст арбузной корки, В душистой лайке робкая рука.   Звенит, гремит, скрежещет, бьёт прибоем И вдруг притихнет, – это значит, он Пугливо пробирается по хвоям, Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.

 

6. Узнайте героя зарубежной литературы (А). Напишите его имя (первое обычно употребляется как два слова, одно из которых – титул представителя знати). Узнайте писателя (Б) (1,5 балла)

А) Дворянин, повредившийся в уме от чтения романов, защитник справедливости.
Б) Идут споры, был ли он автором всех произведений, которые ему приписывают; был актёром в собственных драмах; устами героя своей комедии объявил театром весь мир.

 

II-й уровень. Выполните задания (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

 

7. Решите литературно-культурологическую задачу. (10 баллов)

Вы куратор будущей выставки. Ниже представлены три картины. Ваша задача концептуально объединить предложенные объекты и написать проект выставки. В образце проекта дано филологическое название, указывающее на общую идею и расположение объектов. Каким названием объединил куратор эти три картины? Ответьте одним словом. Заполните пропуски в аннотации к этим художественным произведениям. Это поможет вам дать ответ на вопрос.

 

Оноре Домье. «Дон ______________ читает» (1865-1870). Дерево, масло. 33.6 × 26.0 см. Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия. _______________________. «Христос в пустыне» (1872). Холст, масло. 180×210 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва. РФ. Михаил Врубель. «Демон _____________» (1890). Холст, масло. 114 ×211 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва. РФ.

 

8. Выполните анализ стихотворения С.А. Есенина «Душа грустит о небесах…», кратко ответив на вопрос:как в данном стихотворении раскрывается внутренний мир поэта? Найдите общие точки соприкосновения с мыслями о предназначении поэта у А.С. Пушкина. (20 баллов)

 

Сергей Есенин Душа грустит о небесах… 1919 г.
Душа грустит о небесах, Она не здешних нив жилица. Люблю, когда на деревах Огонь зеленый шевелится.   То сучья золотых стволов, Как свечи, теплятся пред тайной, И расцветают звезды слов На их листве первоначальной. Понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту, Как отразивший в водах дол Вдруг в небе ставшую комету.   Так кони не стряхнут хвостами В хребты их пьющую луну… О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.

 

III -й уровень. Творческое задание (1 задание: 20 б. + 20б. = 40 баллов)

Напишите сочинение на одну из предложенных тем.

«...Я себя смирял, становясь на горло собственной песне» (В.В. Маяковский)

«...Мое поколение мало мёду вкусило...» (А.А. Ахматова)

Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

«И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство» (по лирике Б.Л. Пастернака).

«Единение всего народа – это условие победы в любой войне» (Л.Н. Толстой)

«Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться» (А. Дюма)

«Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир» (А. Камю)

«Всякий человек сам себя воспитать должен» (И.С. Тургенев)

«Искусство – это совесть человечества» (Г. Гебель)

«Мужество есть великое свойство души» (Н.М. Карамзин)

«Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом её единства, щитом нравственным» (Д.С. Лихачёв)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: