ЗАДАНИЯ I (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебный год
ЛИТЕРАТУРА
Класс
I-й уровень. Дайте ответы на вопросы (6 заданий = 30 баллов)
1. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 г. до н.э.) впервые сформулированы определения множества теоретико-литературных понятий. Какому термину соответствует каждое приведенное описание? (6 баллов)
А) | Это воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде. Смешное – частица безобразного. Смешное – это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда... Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания. |
Б) | Перенесение слова с измененным значением из рода в вид, или из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии… Пример перенесения из вида в вид: “отчерпнув душу мечом” и “отрубив (воды от источников) несокрушимой медью”. В первом случае “отчерпнуть” – значит “отрубить”, во втором – “отрубить” поэт поставил вместо “отчерпнуть”. Нужно заметить, что оба слова обозначают что-нибудь отнять. |
В) | Сходство с трагедией [кроме величественного метра] – в изображении серьезных характеров, а отличие от нее – в том, что имеет простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются длительностью. Трагедия старается, насколько возможно, оставаться в пределах одного круговорота солнца или немного выходить из него, а не имеет ограничений во времени. |
Кто и о ком написал эти строки? Напишите фамилии авторов стихотворных фрагментов и тех поэтов, которым эти строки посвящены. (6 баллов)
А) | Чёрного не перекрасить В белого – неисправим! Недурён российский классик, Небо Африки – своим Звавший, невское – проклятым! | Б) | Эпоха робкого дыханья... Где Твоё очарованье? Где твой шёпот? Практичность производит в лёгких опыт, Чтоб вздох стал наглым, современным-де <…> Теперь – природы праздный соглядатай – О чём бы написал под жуткой датой Росистым, перламутровым стихом? В век, деловой красою безобразный, Он был бы не у дел, помещик праздный, Свиставший тунеядным соловьём... |
Определите литературное произведение по трём деталям / фактам / эпизодам. Напишите фамилию автора, жанр и название произведения. (4,5 балла)
А) | Ежевечерний маршрут главного героя пролегает от Красных ворот к храму Христа Спасителя; с героиней он знакомится на лекции Андрея Белого по теории стиха; в одну из своих прогулок по городу они ищут, но не находят дом Грибоедова. |
Б) | Другая жизнь, вероятно, существует, но только за Зеленой Стеной; расписание железных дорог объявлено литературным памятником; в детстве герой заплакал, когда узнал о существовании иррациональных чисел. |
В) | Одним из первоначальных вариантов названия произведения было «Без солнца»; по ходу сюжета количество действующих лиц заметно убывает; последний из убывших, по мнению оставшихся, – «дурак» и «испортил песню». |
По фрагментам из литературных манифестов рубежа XIX–XX вв. определите, поэтика каких модернистских течений в каждом из них охарактеризована. Напишите название литературного течения. (6 баллов)
А) | Существо творчества в образах разделяется так же, как существо человека, на три вида – душа, плоть и разум. Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным и третий образ от разума ангелическим. Образ заставочный есть, так же как и метафора, уподобление одного предмета другому … Корабельный образ есть уловление в каком-либо предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывет, как ладья по воде. Ангелический образ есть сотворение или пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна… |
Б) | …Роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё. Звезда Маир, если она есть, прекрасна на своем месте, а не как невесомая точка опоры невесомой 2 мечты. Тройка удала и хороша своими бубенцами, ямщиком и конями, а не притянутой под её покров политикой. И не только роза, звезда Маир, тройка – хороши, т. е. не только хорошо всё уже давно прекрасное, но и уродство может быть прекрасно. После всех «неприятий» мир бесповоротно принят, во всей совокупности красот и безобразий. |
В) | Символ пробуждает музыку души. Когда мир придет в нашу душу, всегда она зазвучит. Когда душа станет миром, она будет вне мира. Если возможно влияние на расстоянии, если возможна магия, мы знаем, что ведёт к ней. Усилившееся до непомерного музыкальное звучание души – вот магия. Чарует душа, музыкально настроенная. В музыке чары. Музыка окно, из которого льют в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия. |
5.Кто и о ком написал эти строки? Впишите фамилии авторов стихотворных фрагментов и тех поэтов, которым они посвящены. (6 баллов)
А) | Были б живы – стали бы по Лефу соредактор, Я бы и агитки вам доверить мог. Раз бы показал: – вот так-то, мол, и так-то... Вы б смогли – у вас хороший слог. Я дал бы вам жиркость и сукна, в рекламу б выдал гумских дам. (Я даже ямбом подсюсюкнул, чтоб только быть приятней вам.) | Б) | Он, сам себя сравнивший с конским глазом, Косится, смотрит, видит, узнаёт, И вот уже расплавленным алмазом Сияют лужи, изнывает лёд. В лиловой мгле покоятся задворки, Платформы, брёвна, листья, облака. Свист паровоза, хруст арбузной корки, В душистой лайке робкая рука. Звенит, гремит, скрежещет, бьёт прибоем И вдруг притихнет, – это значит, он Пугливо пробирается по хвоям, Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон. |
6. Узнайте героя зарубежной литературы (А). Напишите его имя (первое обычно употребляется как два слова, одно из которых – титул представителя знати). Узнайте писателя (Б) (1,5 балла)
А) | Дворянин, повредившийся в уме от чтения романов, защитник справедливости. |
Б) | Идут споры, был ли он автором всех произведений, которые ему приписывают; был актёром в собственных драмах; устами героя своей комедии объявил театром весь мир. |
II-й уровень. Выполните задания (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературно-культурологическую задачу. (10 баллов)
Вы куратор будущей выставки. Ниже представлены три картины. Ваша задача концептуально объединить предложенные объекты и написать проект выставки. В образце проекта дано филологическое название, указывающее на общую идею и расположение объектов. Каким названием объединил куратор эти три картины? Ответьте одним словом. Заполните пропуски в аннотации к этим художественным произведениям. Это поможет вам дать ответ на вопрос.
![]() | ![]() | ![]() |
Оноре Домье. «Дон ______________ читает» (1865-1870). Дерево, масло. 33.6 × 26.0 см. Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия. | _______________________. «Христос в пустыне» (1872). Холст, масло. 180×210 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва. РФ. | Михаил Врубель. «Демон _____________» (1890). Холст, масло. 114 ×211 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва. РФ. |
8. Выполните анализ стихотворения С.А. Есенина «Душа грустит о небесах…», кратко ответив на вопрос:как в данном стихотворении раскрывается внутренний мир поэта? Найдите общие точки соприкосновения с мыслями о предназначении поэта у А.С. Пушкина. (20 баллов)
Сергей Есенин Душа грустит о небесах… 1919 г. | |
Душа грустит о небесах, Она не здешних нив жилица. Люблю, когда на деревах Огонь зеленый шевелится. То сучья золотых стволов, Как свечи, теплятся пред тайной, И расцветают звезды слов На их листве первоначальной. | Понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту, Как отразивший в водах дол Вдруг в небе ставшую комету. Так кони не стряхнут хвостами В хребты их пьющую луну… О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину. |
III -й уровень. Творческое задание (1 задание: 20 б. + 20б. = 40 баллов)
Напишите сочинение на одну из предложенных тем.
«...Я себя смирял, становясь на горло собственной песне» (В.В. Маяковский)
«...Мое поколение мало мёду вкусило...» (А.А. Ахматова)
Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
«И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство» (по лирике Б.Л. Пастернака).
«Единение всего народа – это условие победы в любой войне» (Л.Н. Толстой)
«Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться» (А. Дюма)
«Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир» (А. Камю)
«Всякий человек сам себя воспитать должен» (И.С. Тургенев)
«Искусство – это совесть человечества» (Г. Гебель)
«Мужество есть великое свойство души» (Н.М. Карамзин)
«Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом её единства, щитом нравственным» (Д.С. Лихачёв)