Из истории просвещения и церковной жизни




 

При открытии народных училищ в 1864 г. в Борисовском уезде было открыто 20, в том числе в Юрьево, Жодино, м. Смолевичи (21). В последнем занимались 84 мальчика и 6 девочек (учительница Евдокия Разумовская). В Жодинском училище учителем был А. В. Горячко, который окончил курс Минской духовной семинарии.

О состоянии большинства школ того времени свидетельствует и такой факт. В селе Верхнмень Смолевичской волости (по данным исторического архива) земское училище было открыто еще в 1803 г. Как сообщал в своем рапорте инспектор минской дирекции народных училищ С. Квасницкий, многие дети крестьян из-за тяжелого материального положения только считались учениками по списку, а на самом деле школу не посещали. В этом рапорте инспектор вынужден был констатировать, что здание школы в очень плохом состоянии, как и квартира учителя. С Верхменем связана деятельность народного поэта Беларуси Якуба Коласа. В 1906 г. он работал в Верхменском народном училище. Здесь им были написаны некоторые стихи и повесть «Слобода», в которых он показал тяжелую долю крестьян. В своей трилогии "на распутье", где Верхмень фигурирует как Верхань, Якуб Колас нарисовал жизнь и быт окрестных деревень, местную природу.

Однако после летних каникул 1906 г. в Верхнемень Колас уже не вернулся, так как был уволен за участие в нелегальном учительском съезде. На здании современной Верхменской средней школы установлена мемориальная доска.

Как свидетельствует Памятная книжка Минской епархии за 1901 г., на территории Смолевиччины находились следующие церкви:

"С. Жодино (приход Жодино — Упиревичский). Церковь Михайловская, дер., постр. 1863 г., требует ремонта; приписных к ней 3 церкви. Состав прихода: с. Жодино, 12 деревень и 4 поселка; прихожан 1558 муж.п., 1586 женск.п.

М. Смолевичи. Церковь Свято-Николаевская, деревян., постр. 1508 г., ветх.; приписных к ней 7 кладб. церквей. Состав прихода: м. Смолевичи, 6 деревьев и ок. 35 хут., прихожан 2378 муж.п., 2318 женск.п.

С. Юрьево. Церковь Георгиевская, дер., постр. 1782 г., ветх., к ней принадл. 3 церкви, в том числе 2 кладб. Состав прихода: с. Юрьево, 6 деревень и 8 застенков; прихожан 1279 муж.п., 1221 женск.п." (22)»

В книге «Минская старина» за 1909 г. сообщалось, что в марте 1909 г. был поднят вопрос о сносе обветшавшего храма в местечке Смолевичи. Комиссия из трех человек заключила, что деревянная церковь не раз перестраивалась и ремонтировалась. Это было довольно высокое прямоугольное здание длиной около 30 шагов и шириной около 14, обсаженное вековыми липами. Спереди имел башню с четырехскатной крышей и железным крестом. Алтарная часть была обращена на восток, над ней возвышался меньший купол.

Последний раз церковь перестраивалась в 1759 г., когда находилась в пользовании униатов. Рядом стояла двухъярусная часовня-звонница, в нижнем ярусе которой были ворота, а по обеим сторонам их — две клети. Над одной из них была колокольня с пятью колоколами, в другой — лестница на колокольню. Самый большой колокол отлил в XIX в. настоятель церкви Иосафат Зубович, о чем свидетельствовала надпись на звоне. На втором удалось разобрать только дату - 1707 г. на входной башне местными мастерами было вырезано по-польски: "эта колокольня построена в 1755 г».

К Смолевичской Свято-Микалаевской церкви относилось 1600 прихожан. Ей подчинялись семь филиалов-каплиц, построенных в Падыгрушше (1762), Озаричах (1772), Домашанах (1772), Городище (1792), Плисе (1797), Заболотье (1818) и Динаровке (1855). Прихожане католического вероисповедания относились к костелу Казимира в Логойске (23).

 

Источники:

1. Список населенных мест БССР б. Минске; губернии. Мн., 1924. 2. Нацыянальны гістарычны архіў Беларусі (НГАБ). Ф. 333. Воп. 1. Спр. 3609. Л. 24. 3. Волости и важнейшие селения Европ. России. СПб., 1886. С. 84. 4. Ястремский Ф. Поземельное устройство крестьян Минской губернии. Мн., 1901. С. 129. 5. НГАБ. Ф. 1595. Воп. 2. Спр. 1362. Л. 6872. 6. Ястремский Ф. Повинности крестьян Минской губернии. Мн., 1906. С. 6. 7. Крестьянское движение в России в 1861 —1869 гг. М., 1964. С. 795. 8. Разумов Г., Кузнецов О. Смолевичи. Мн., 1988. С.З. 9. Белоруссия в эпоху капитализма. Мн., 1983. Т. 1.С. 203. 10. Крестьянское движение в России в 1870 — 1880 гг. М., 1968. С. 496. 11. Революционное движение в Белоруссии в 19051907 гг. Мн., 1995. С. 420421. 12. Разумов Г., Кузнецов О. Указ. соч. С. 15. 13. Историко-статистическое описание девяти уездов Минской губернии. Мн., 1870. С. 304. 14. Соловьев Н. Мал золотник да дорог // Белорусский предприниматель. 1994. № 40. 15. Документы и материалы по истории Белоруссии. Мн., 1953. Т. 3. С. 410. 16. Документы и материалы по истории Белоруссии. Мн., 1953. Т. 3. С. 687. 17. Великая Октябрьская социалистическая революция в Белоруссии. Мн., 1957. Т. 1. С. 257. 18. Там же. С. 244. 19. Гiсторыя Беларускай ССР. Мн., 1979. Т. 2. С. 599600. 20. Победа Советской власти в Белоруссии. Мн., 1967.С. 195. 21. Историко-статистическое описание девяти уездов Минской губернии. Мн., 1870. С. 304. 22. Товаров А. Памятная книжка Минской епархии. Мн., 1901.С. 75. 23. Акулік С. Горад над Плісай // Помнікі гісторыі і культуры Беларусь 1989. № 1.

Источник: из книги «Память» https://pamyat.do.am/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: