КРАТКИЙ СЛОВАРИК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА




(пособие для учащихся младших классов хореографических студий и школ)

Разработчик: преподаватель хореографических дисциплин МБУДО «ШТБ»

Писова Т.Я.

 

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела.

Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью начиная с бедренного сустава.


Хореографическая терминология - система специальных наименований предназначенныхдля обозначения упражнений или понятий.


Экзерсис (урок) - это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у станка и на середине зала.

 

1. demi plie - (демиплие)-неполное «приседание».


2. grand plie-(гранд плие)- глубокое, большое «приседание».


3. relevé-(релеве)-«поднимание», поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.


4. battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.


5. battement tendujeté-(батман тандю жете)«бросок», взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.


6. demi rond-(демиронд)- неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).


7. rond dejambparterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.


8. rond dejambenl'air-(ронд де жамб ан леер)- круг ногой в воздухе,стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.


9. en dehors -(андеор)- круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе,круговое движение внутрь.


11 .sur lecoudepied-(сюрле ку де пье)- положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.


12. battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.


13. battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.


14. petit battement-(пти батман)-«маленький удар»- поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.


15. battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.


16. double- (дубль)- «двойной», • battementtendu - двойной нажим пяткой • battementfondu -двойной полуприсед • battementfrapper - двойной удар.


17. passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.


18. relevelent- (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.


19. battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»- из стоики на носках с полуприседом на левои, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.


20. développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.


21. adajio-(адажио)- медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.


22. attitude-(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.


23. terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.


24. degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.


25. grand battement-(гранд батман) - «большой бросок,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.


26. tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.


27. picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.


28. pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой,правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.


29. balance-(балансе) - «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.


30. allongée-(аллянже) - «дотягивание », завершающее движение рукой, ногой, туловищем.


31. pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища »,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.


32. temps lie-(танлие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.


33. failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз.

 

34. allegro-(аллегро)- «веселый», «радостный,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: