В целом, необходимо отметить. На всех стадиях принятия управленческого решения (получение задачи; оценка ситуации; разработка альтернативных решений; выбор альтернатив; принятие решения) целесообразно выделить три вида управленческой деятельности. Аналитическая позволяет на основе многофакторного анализа исследовать сложившуюся ситуацию. Политическая предусматривает рассмотрение субъектом принятия решения с учетом информации по проблеме и подготовленные проекты с установкой социально-политических приоритетов. А организационно-административная задействует управленческий потенциал, формируя группы, коллективы, организовывая их работу по выработке и принятию решения.
Первая особенность принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления - это преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.
Вторая особенность связана с наличием у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона. Здесь важно уметь разглядеть в гуще будничных дел ростки нового и поддержать их, взять на себя ответственность и риск, когда еще нет полной определенности и уверенности в успешном исходе.
Третья особенность заключается в том, что надо уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов государственного и муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за показателями контрольных индикаторов, сигнализирующих об экстремальных ситуациях: замечена опасная тенденция - начинается подготовка стратегического решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.
|
Четвертая особенность - низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется следующее:
· своевременное доведение решений до исполнителей;
· повышение мотивации через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, стратегий;
· формирование общественного мнения по проблемам через средства массовой информации, проведение конференций, семинаров;
· создание системы кадрового обеспечения реализации решений;
· организация контроля за движением решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно коррективы в принятые решения.
Процесс творчества обычно связывают с личностными характеристиками менеджера. Эффективность плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уровнем определенных личных качеств плановика, сколько его интуицией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству.
Структура процесса творчества схожа со структурой процесса решения проблемы. Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуиция, которые не тождественны творчеству, а являются его составными частями и могут его стимулировать.
|
4. Карта ключевых событий и план график
План реализации и детальный план-график могут формироваться с учетом данных из планов проекта государственной программы, представляющих собой подробное описание ожидаемых результатов проекта государственных программ, календарный график выполнения работ по проекту государственной программы и достижения его контрольных событий, ресурсного плана, а также иных планов, повышающих качество проработки проекта государственной программы на этапе планирования (например, план закупок, план рисков и т.п.).
При планировании необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность выполнения мероприятий и контрольных событий программы.
Карта ключевых событий и план-график.
Ключевые события – создают основу для планирования как текущей деятельности, так и одноразового проекта. Они как каркас плана.
План-график – указывается не сроки выполнения действий, а лишь даты и названия ключевых событий.
5. Особенности планирования при разных политических режимах
Процесс принятия политических решений в демократических режимах представляется по сравнению с тоталитарными и авторитарными более гибким, рациональным и сбалансированным. По мнению Дж. Сартори, прямая демократия всегда оказывается настоящим раем для активного меньшинства, которое обычно составляет не более 10%. Политическая практика подтверждает тезис Г. Моски о том, что в обществе всегда управляет меньшинство. Большинство может быть монолитным и даже осуществлять управление - то есть быть "напряженным большинством" - лишь по очень ограниченному кругу проблем, именно поэтому большие группы в принятии решений являются "эфемерными совокупностями".
|
Как считают политические аналитики, процесс принятия решения в развитых демо-кратиях имеет форму некоторого соглашения. В комитетах по принятию политических решений происходит довольно сложная процедура согласования (механизм группового соглашения состоит в подчинении "неинтенсивных интенсивным"). Но феномен полити-ческого лоббирования легко позволяет устранять подобные явления, регулируя как принятие, так и непринятие политического решения: отправить какой-то проект на дора-ботку в различные комитеты и подкомитеты, поручить окончательный вариант решения принять комиссии, либо чрезвычайно загруженной своими проектами и своими пробле-мами, либо не имеющей реального политического веса во властных структурах.
Комитет, в котором происходит процедура голосования, представляет собой, по мнению Дж. Сартори, (435) малую взаимодействующую закрытую группу. По численно-сти эта группа может иметь не менее трех членов, максимальное число может быть размытым и неопределенным (и 10, и 30 и т.д.).Это будет определяться способностью к операционности (то есть возможности решать или не решать). Такой комитет является достаточно устойчивой и организованной группой. Он занимается выработкой текущих решений, то есть находится в непрерывном потоке политических решений, что Дж. Capтори называет "решенческим контекстом" (дискретные решения или радикальные по глобальным проблемам могут приниматься на референдуме). Решения прежде всего изучаются, обсуждаются внутри одного или (что бывает гораздо чаще) нескольких комитетов, и только правительство, которому принадлежит право окончательного слова, его принимает.
Чтобы решение было эффективным, техника его принятия должна базироваться не на мажоритарном принципе, а на принципе единогласия.Единогласно же, с точки зрения Дж. Сартори, решение принимается потому, что каждый входящий в данную группу ожидает взамен на свою уступку ответную уступку, как награду за лояльность и терпимость при обсуждении другого вопроса. Дж. Сартори называет это "оперативным ходом": я даю, чтобы получить взамен. Таким образом, путем взаимных услуг, сделок, компромиссов каждый член группы молчаливо ожидает достижения некоей "золотой середины". "Оперативный ход" предполагает, что никто из членов комитета не будет накладывать вето во время процедуры принятия политического решения. Если же кто-то начинает пользоваться этим правом и препятствует принятию решения, то рано или поздно он исключается из процесса взаимного обмена постоянными уступками. Данный процесс предполагает соблюдение некоторых условий: неравная интенсивность предпочтений, поток поступающих решений.
Система принятия решений с большим числом условий является достаточно гибкой, работающей, то есть способной производить решения в политическом процессе. Она основывается на реальных стимулах и вознаграждениях, "на отложенной или отсроченной
взаимной компенсации, это развивает и укрепляет уверенность каждого члена комитета в том, что рано или (436) поздно он будет вознагражден за свои компромиссы. Это поддерживает заинтересованность в конечных позитивах и эффективных результатах" (Дж.Сартори).
Частое использование мажоритарного принципа говорит о нарастании дисфункциональных тенденций в центрах по принятию политических решений. Нулевой итог, получаемый в результате использования этого принципа, создает благоприятные условия для роста недовольства внутри самого комитета или центра власти.
Принятие государственных решений в авторитарном политическом режиме
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий,организаций и движений.
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
Авторитарный режим отличается тем, что:
- народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;
- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;
- устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов.
- решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;
- личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.
С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран - с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании - на все население.
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.