Устройство и подготовка к эксплуатации. Техническое обслуживание




СОДЕРЖАНИЕ

№ раздела, подраздела, приложения   Наименование раздела, подраздела, приложения   Стр.
1. Предисловие  
2. Область применения  
3. Нормативные ссылки  
4. Определения  
5. Обозначения и сокращения  
6. Общие положения  
7. Устройство и подготовка к эксплуатации. Техническое обслуживание  
8. Устранение последствий отказов и повреждений  
9. Обслуживание по окончании сезона  
10. Требования безопасности при управлении велосипедом  
11. Требования безопасности по завершению движения на велосипеде, завершению поездки.  
12. Требования в аварийных ситуациях  
13. Ответственность  

Предисловие

 

Настоящая инструкция разработана отделом промышленной безопасности и охраны труда в соответствии с СТО СМ-01, СТО СМ-02.

Область применения

Инструкция устанавливает требования по техническому обслуживанию и безопасной эксплуатации велосипедов на территории ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

Нормативные ссылки

- СТО СМ-01 Управление документами. Основные положения.
- СТО СМ-02 - Инструкция завода изготовителя - письмо № ТМ-297Л от 12.12.2013 - ПДД Порядок разработки стандартов предприятия. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию велосипеда. Письмо ОАО «ЛУКОЙЛ» «О внедрении корпоративных мероприятий по предотвращению происшествий». Правила дорожного движения, утверждённые Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с учётом изменений от 17.12.2013г.)

Определения

 

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Водитель – лицо, управляющее транспортным средством.

Главная дорога – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, (согласно ПДД) по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Железнодорожный переезд –пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Недостаточная видимость – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1, либо 1.2.2, (согласно ПДД) используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Перекресток –место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Тротуар –элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Обозначения и сокращения

ПДД – правила дорожного движения.

СТО СМ – стандарт организации системы менеджмента.

Общие положения

К обслуживанию велосипеда допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, прошедшие обучение, сдавшие экзамены и допущенные к самостоятельной работе. При проведении осмотров, технического обслуживания и ремонта велосипеда работать в спецодежде, перчатках, защитных очках, спецобуви. При проведении работ использовать исправный инструмент.

К эксплуатации (вождению) велосипеда допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медкомиссию, инструктаж на рабочем месте по данной инструкции и Правилам дорожного движения, имеющие навыки вождения велосипеда.

Устройство и подготовка к эксплуатации. Техническое обслуживание

7.1. Устройство велосипеда приведено на рисунке №1.

Принадлежности и оборудование, прикладываемые к велосипеду, устанавливаются следующим образом (Рис. 1):

· звонок и зеркало - на левой стороне руля;

· рукоятка переднего тормоза - на правой стороне руля;

· насос - в держатели на раме;

· сумка для инструмента - на седле или на раме на ремешках;

· световозвращатели боковые крепятся на спицах колес (по 1 шт);

· световозвращатель белого цвета (или фара) на кронштейне рулевой колонки;

· задний световозвращатель красного цвета на кронштейне заднего щитка (или фонарь задний);

· генератор устанавливается на передней вилке;

· соединение электрооборудования производится согласно инструкции, прилагаемой к комплекту.

 

7.2. Рекомендуемый температурный режим эксплуатации от 0 град. С0 до плюс 45 град. С°.

7.3. Безопасность при эксплуатации велосипеда обеспечивается его технически исправным состоянием, практическими навыками езды и неукоснительным соблюдением Правил дорожного движения.

 

7.4. Для безопасной езды следует проводить регулярный контроль тормозов, шин, рулевого управления и электрооборудования.

7.5. В процессе эксплуатации происходит износ тормозных колодок. При износе колодок до металлического держателя их следует заменить. Следует помнить, что в мокрую погоду длина тормозного пути значительно увеличивается, а поэтому торможение надо начинать заблаговременно. При мокром покрытии дороги необходимо избегать резких торможений.

7.6. Шины должны быть накачаны воздухом так, чтобы под весом велосипедиста прогиб шин не превышал од­ного сантиметра. Максимальное давление в шинах не должно превышать давления, указанного на боковой поверхности шины.

7.7. В темное время суток или в условиях ограниченной видимости, в соответствии с Правилами дорожного движения на велосипеде должны быть включены: спереди - фара белого цвета, сзади - фонарь красного цвета (или велосипед должен оснащён светоотражателями).

7.8. Для безопасной езды убедиться в:

- надежности крепления колес;

- надёжности крепления осей педалей;

- состоянии покрышек, при необходимости замените их;

- отсутствие биения колес;

- исправности тормоза;

- натяжение спиц;

- исправности защиты цепи от попадания посторонних предметов;

- надёжности крепления задней подвески;

- натяжение цепи и наличие смазки на цепи;

- надёжности крепления седла;

- надёжности крепления рулевого управления;

- надёжности крепления светотехники, крыльев, багажника;

- отсутствии люфта подшипников втулок колес и рулевой колонки.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления.

7.9.Требования при подготовке к использованию велосипеда:

  • удалите консервирующую смазку с поверхности велосипеда. Отрегулируйте узлы, под­тяните все резьбовые соединения;
  • надежно затяните оси педалей. Рекомендуемый крутящий момент затяжки: 31,4 - 39,2 Н-м;
  • ось правой педали имеет правую резьбу, ось левой педали - левую резьбу (по ходу движения велосипеда). На оси левой педали стоит буква «Л»;

7.10. Установка седла и руля:
При установке седла и руля их выдвижение за пределы ограничительных меток (в виде кольцевой канавки или риски) на седлодержателе и стержне руля недопустимо. Регулировкой положения руля и седла обеспечивается наиболее удобная посадка велосипедиста.

Седло устанавливается по высоте так, чтобы велосипедист, сидящий на нем, касался педали при ее нижнем положении пяткой вытянутой ноги.
Рекомендуемый крутящий момент затяжки гаек крепления седла и седлодержателя в раме от 19,6 до 24,51 Н-м.
Для регулировки руля отверните стяжной болт на три - четыре оборота, установите руль на нужную высоту, затяните стяжной болт так, чтобы стержень руля не проворачивался в стержне вилки Рекомен­дуемый крутящий момент затяжки болта от 19 до 21 Н/м. Регулировку положения ручек руля проводите при ослабленной затяжке гайки крепления трубы руля в выносе. После установки ручек руля в нужное положение затяните гайку так, чтобы труба руля не проворачивалась в выносе. Рекомендуемый крутящий момент затяжки — от 8 до 12 Н-м.

7.11. Рулевая колонка
Для устранения люфта (или тугого хода) в подшипниках рулевой колонки отверните контргайку на 1-2 оборота, затем подтяните или ослабьте конус и снова затяните контргайку. Рекомендуемый крутящий момент затяжки контргайки от 26 до 32 Н-м.

7.12. Колеса
Спицы колес должны быть натянуты. Не допускайте их ослабления, которое может привести к торцевому и радиальному биению обода. После подтяжки концы спиц, выступающие над ниппелем, необходимо спилить во избежание повреждения камеры

7.13. Втулки колес
Втулка переднего колеса со стальным корпусом.
Регулировка подшипников втулки производится конусом, который имеет лыски под ключ (с левой стороны по ходу велосипеда). Второй конус (с правой стороны) должен быть завернут на оси до упора, регулировать зазоры с его помощью не допускается.
Для регулировки втулки отверните контргайку на 1- 2 оборота, подтяните или ослабьте соединение и снова затяните контргайку.
Втулка переднего колеса с алюминиевым корпусом.
В конструкции применены стандартные радиальные подшипники, запрессованные в алюминиевый корпус, которые в процессе эксплуатации не требуют регулировки. Для смазки подшипни­ков снимите колесо с передней вилки, отвернув гайки крепления в вилке, затем отверните контргайки и снимите пыльник. Сборку произведите в обратной последовательности. Выпрессовку и запрессовку под­шипников с целью замены следует производить в мастерской по ремонту велосипедов.
Гайки при установке колеса в переднюю вилку должны быть надежно затянуты. Рекомендуемый крутя­щий момент затяжки от 9,8 до11,7 Н-м.

7.14. Тормозная втулка заднего колеса
Для разборки втулки (рис. 2) с целью замены поврежденной детали или смазки необходимо: снять ко­лесо, предварительно освободив тормозной рычаг 1 от хомута 15 путем отворачивания гайки 14 и снятия болта 13 и шайбы 16, затем отверните гайку 8 и, придерживая ось втулки ключом за квадратный конец, отверните гайку 2 и снимите шайбу с усом 3, и придерживая тормозной рычаг 1, выверните ось из' левого конуса 4, вращая ключом за квадратный конец, После этого вынуть из корпуса 11 сборочные единицы: ведущий конус в сборе 7, тормозной конус в сборе 6 и тормозной барабан 5.
Дальнейшая разборка сборочных единиц производятся только с целью замены поврежденной детали.
Регулировка подшипников производится следующим образом: ослабьте затяжку гайки 2, затем, вращая ось за квадратный конец, подтяните или ослабьте левый конус 4, после чего снова затяните гайку 2.
Регулировка с помощью правого конуса 10, завернутого на ось до упора - не допус­кается.


.При установке колеса в раму надежно затяните гайки 8. Рекомендуемый крутящий момент затяжки гаек - от 20 до 27 Н-м.
Для разборки втулки с целью смазки подшипников, снимите колесо, предвари­тельно отвернув гайки крепления колес к раме, затем сверните с резьбы контргайки, извлеките пыль­ники

7.15. Натяжение цепи.
Натяжение цепи в велосипедах, оснащенных колесами, имеющих тормозную (рис. 2) или без тормозную втулку с одноступенчатой трещоткой должно быть не слишком тугим, чтобы не было набегания цепи на вершины зубьев звездочки, и не слишком свободным во избежание сбрасывания цепи при движении.
Натяжение цепи в велосипедах, оснащенных втулками с многоступенчатой трещоткой, обеспечивается переключателем передач

7.16. Обслуживание и ремонт трещоток производится в специализированных мастерских.

 

7.17. Тормоз передний и задний.
Тормоз (рис. 3) должен быть отрегулирован таким образом, чтобы расстояние между тормозными колодками 1 и ободом было 2... 4 мм, контакт тормозных колодок с ободом должен происходить по всей их рабочей поверхно­сти.
Регулировка положения колодок относительно обода производится поворотом оси 3 вместе со скобами 4 в отвер­стии вилки или верхнего мостика рамы, а также передвижением колодок по пазам скоб, при отпущенных гайках 5 и б соответственно.
Расстояние между колодками грубо регулируется при ослаблении зажима конца троса гайкой 7, более точная регулировка достигается штуцером 8.
При появлении люфта скоб на оси отверните гайку 5 на 1-2 оборота, вверните отверткой ось 3 в шайбу с насечкой 10 до устранения люфта. Следите при этом, чтобы не пережать скобы. При нажатии и отпускании рычага 2 ско­бы 4 под действием пружины 9 должны без заедания возвращаться в исходное положение. После этого, уста­новив колодки симметрично относительно обода, затяните гайку 5.
Рекомендуемый крутящий момент затяжки гайки 5 - от 4 до 5 Н-м. Перед затяжкой гайки 5 не забудьте под нее положить пружинную шайбу 11. При достижении износа колодок заднего тормоза до 50% рекомендуется поменять их местами с колодками переднего тормоза.

 

7.18. Переключатель передач.
При нарушении переключения передач, регулировка переключателя осуществляется согласно инструкции, прилагаемой к вашему велосипеду, или в специализированных мастерских.


7.19. Каретка.
Подшипники каретки (рис. 4) регулируются с левой стороны, Для этого необходимо выбить клин 2 с левой стороны, снять левый шатун 6
При выбивании клина, с целью предохранения резьбы от смятия, удары следует наносить через деревянную подставку. Снять пыльник 5, отвернуть контргайку 3 и отвинчивая или завинчивая конус 4 отрегу­лировать зазор в подшипниках.


Проверку регулировки производить после затяжки контргайки.
При правильно отрегулированных подшипниках вал каретки должен вращаться без люфта и
заеданий.
Регулируя каретку, следует помнить, что резьба на валу каретки левая.
После окончания регулировки поставить на место пыльник 5, шатун б, легкими ударами забить клин 2 и за­тянуть гайку 1.
Рекомендуемый крутящий момент затяжки контргайки 3 - от 7 до 16 Н-м,

 

 

7.20. Шины.
Велосипеды могут комплектоваться шинами иностранного производства. Максимально допустимое давление в шине, указанное на боковой поверхности, может быть указано в единицах, принятых в стране-производителе.
Соотношение единиц:
1 ктс/см2 = 14РSI;
1 кгс/см2 =100 кРа
Для снятия шины с колеса необходимо отвернуть и снять гайку вентиля, выпустить воздух из камеры, ключом (с противоположной от вентиля стороны) поддеть борт покрышки (не повредив камеру) и перетянуть его через край обода по всему периметру Нажимом пальца вытолкнуть вентиль из отверстия обода и снять камеру, второй борт покрышки и ободную ленту

7.21. Установка подшипников.

При сборке узлов, имеющих регулируемые подшипники, следует помнить, что в каретке и педа­лях подшипники устанавливаются так, чтобы стенка сепаратора с прорезями была направлена в сто­рону чашек, а в передней вилке — в сторону конусов (рис. 5).

 

Неправильная установка подшипников ведет к быстрому разрушению сепаратора и появлению не­устранимых дефектов на дорожках качения подшипников.

7.22. Обслуживание, осмотр и чистка:
В период эксплуатации систематически проверяйте затяжку крепежных деталей, своевременно выяв­ляйте поврежденные детали и заменяйте их.
Очищайте регулярно цепь от песка и грязи, после очистки цепь следует смазать.

7.23. Смазка.
Смазывать необходимо переднюю и заднюю втулки, каретку, педали, рулевую колонку, цепь, оси и троса тормозов, переключатель передач. Рекомендуется смазку производить один раз в сезон в условиях уме­ренного климата и не реже двух раз в условиях жаркого климата.
Для дорожек качения подшипников применяйте тугоплавкую смазку (литол или солидол), а для смазки поверхностей деталей втулок — индустриальное масло.
Заполнять или смазывать внутреннюю полость тормозного барабана задней тормозной втулки густой смаз­кой категорически запрещается во избежание отказа втулки в работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: