Энциклопедическая справка




ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ [1] — основан на введении понятия «тип» и типо­логическом обобщении и описании. Принадлежит к од­ной из форм обобщения и идеализации, важному мето­дологическому средству научного познания и социально-гуманитарных наук в частности. Является более высокой формой обобщения в сравнении с классификацией и сис­тематизацией. Классификация группирует объекты на основе сходства и различия, выделяя группы сходных или тождественных и отделяя их от отличающихся и не­похожих. Систематизация группирует и связывает полу­ченные классы объектов. Типологическое обобщение и описание осуществляется разными способами в зависи­мости от того, как трактуется тип. Это понятие имеет не­сколько значений.

1. Нечто, окончательно сформировавшееся, застыв­шее, даже если имеет исторические корни своего проис­хождения. Напр., употребляя выражение «культурный архетип» имеют в виду, что в культуре того или иного на­рода достигнуты такие содержания, которые являются относительно постоянными при всех изменениях обще­ства и культуры. Это находит подтверждение в том, что при радикальных социальных изменениях общество удерживается как раз на архаических, архетипических, наиболее древних и устойчивых слоях культуры.

2. Характеристика исторически определенной иден­тичности, самотождественности объекта, сменяемая др. его определенностью. Как правило, на эмпирическом уровне эта смена типов фиксируется на уровне классифи­каций и систематизаций. Типология осуществляется, как правило, в рамках и на основе определенной теории. Так, классическая теория модернизации выделяет такие типы, как традиционная и современная эпоха, традиционная и современная культура, традиционное и современное об­щество. Вне рамок модернизационной теории термины «традиционное» и «современное» совпадают со словами обыденного языка и не являются характеристиками типа эпохи, культуры или общества. Модернизационная тео­рия находит ряд исторических и сущностных отличий указанных типов эпохи и культуры, прежде всего, на ос­нове преобладания традиций в первом типе и инноваций во втором. Любая теория развития пользуется выделени­ем типов общества, которые одновременно являются стадиями развития. Так, понятие общественно-экономи­ческой формации К. Маркса характеризует тип конкрет­ного общества (первобытно-общинный, феодальный, капиталистический, коммунистический), который в его теории одновременно является стадией развития всего человечества. У Ростоу в своей теории «стадий роста» выделяет такие типы общества как: традиционное; обще­ство предпосылок перехода к капитализму и домонопо­листического капитализма; общество «сдвига» — перехо­да к монополистическому капитализму; период зрелого (индустриального) капитализма; общество потребления. Это же относится к такой типологии, как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Типология используется и при сравнительно-историче­ском изучении обществ и культур. Н.Я. Данилевский вы­делял понятие культурно-исторических типов, характе­ризуя тем самым те локальные культуры, которые обрели всемирноисторическое значение (древнегреческую, иу­дейскую, древнеримскую, западную, в потенциале — сла­вянскую). О. Шпенглер типологизировал культуры на основе присущей им души — аполлоновская культура античности, мистическая культура Востока, фаустовская культура Запада.

3. Помимо исторической типологии существует ре­гиональная: Запад, Восток, Север, Юг. В политологиче­ской теории характеризуют не только регион, но и ха­рактер развития.

4. И, наконец, тип рассматривается как элемент теоре­тической идеализации объекта или процесса на основе выделения его сущностных черт, теоретической реконст­рукции. При такой трактовке выделяемый тип не предполагает наивно-реалистического отождествления с рас­сматриваемым объектом, а является отображением сущ­ности объекта путем рационализации и логического упрощения, отсечения второстепенных свойств. Наибо­лее разработанным этот подход является в концепции идеальных типов М. Вебера. Т. м. в с. н. у Вебера стано­вится методом по существу, принципиально отделяясь от классификации и систематизации. Не покидая историче­ской и региональной почвы, Вебер создает идеализиро­ванные объекты, которые не замещают эмпирическую реальность, а служат инструментом исследования, обес­печивающим переход на теоретический уровень.

В.Г.Федотова

Лит.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1.991; Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. Виноградов В.А. Методы типологии // Общее языкознание: Методы лингвистических исследований. М., 1973; Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005; Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002; Стёпин B.C. Теоретическое знание. Струк­тура, историческая эволюция. М., 2000; Федотова ВТ. Модерни­зация «другой» Европы. М., 1997; Weber M. The Methodology of Social Sciences. Glencoe (III), 1949.

 

ТИПОЛОГИЯ [2] (от греч. , – отпечаток, образец, форма). – 1. Метод научного познания, в основе которо­го лежит расчленение множества дискретных объектов и их группировка с помощью типа — обобщенной идеали­зированной модели. 2. Результат типологического описа­ния и сопоставления. — Т. используется в целях сравни­тельного изучения существенных признаков, связей, функций, уровней организации объектов — как сосуще­ствующих, так и разделенных во времени. По способу по­строения разделяют эмпирическую и теоретическую Т. В основе эмпирической Т. лежит количественная обра­ботка и обобщение опытных данных, фиксация устойчи­вых признаков сходства и различия, систематизация и интерпретация полученного материала. Теоретическая Т. предполагает построение идеальной модели объекта, фиксацию принципов таксономического описания мно­жества изучаемых объектов (напр., гомологии в систе­матике животных, принципа симметрии в физике эле­ментарных частиц). Теоретическая Т. опирается на пони­мание объекта как системы и его структурных уровней, будучи одним из главных средств объяснения исследуе­мых объектов и создания теории.

История Т. как метода обуславливается интерпрета­цией типа. Уже в античности сформировалось эссенциалистское понимание типа как неизменной сущности, предшествующей существованию вещей (Платон) или существующей в вещах (Аристотель) и обнаруживаемой в видовых и индивидуальных различиях в качестве иде­ального прообраза, образца, нормы. С этим связаны по­иски архетипа, плана строения, морфотипа, неизменной структуры различных объектов. Эта линия в понимании Т. нашла свое воплощение в так называемой «морфоло­гической Т.» (или «идеалистической морфологии»), ста­вившей целью отыскание некоего пратипа («прарастение» И.В. Гёте, «архетип» Р. Оуэна), а изменчивость трактовавшей как несовершенное выражение реально существовавшего пратипа. Это понимание Т. сохрани­лось и в 19 в. (Г. Тейхмюллер) и в 20 в. (зоолог А. Неф, бо­таник В. Тролль, психоаналитик К.Г. Юнг, психопатолог Э. Кречмер). С утверждением эволюционизма в научном знании возникает вторая линия в интерпретации Т., в ко­торой Т. совпадает с отображением системы в ее эволю­ции; здесь речь идет о построении филогенетической Т., где существенна роль времени. В этой версии Т. гомоло­гическое сходство трактуется как критерий генетическо­го родства, а систематика органического мира — как ото­бражение филогении. В языкознании 19 в. на базе соеди­нения сравнительно-исторического метода с Т. были выделены различные группы языков и построено генеа­логическое древо индоевропейских языков (А. Шлейхер), где морфологические типы языков трактовались как ста­дии их эволюции. Формирование третьей линии в пони­мании Т. связано с критикой филогенетической Т. и с по­ниманием Т. как особого методологического средства, позволяющего реконструировать существенные призна­ки исследуемого множества объектов. Это привело к осознанию границ Т., к отказу от трактовки Т. как полно­го и однозначного отображения системы, к построению многообразных Т., где тип понимается как сложная, идеальная конструкция, размещенная в многомерном таксономическом пространстве. Сдвиг проблем Т. в об­ласть методологии повлек за собой отказ от глобальных сравнительно-исторических Т. языков, филогенетиче­ских Т. биологических организмов и к построению мно­гообразных Т. как в языкознании — функциональная Т. (Э. Сепир), количественная Т. (Д. Тринберг), струк­турная Т. (Б.А. Успенский, В.В. Иванов), — так и в био­логии — числовая таксономия в энтомологии (Р. Сокал), конструкционная морфологическая Т. в зоологии (Г. Вебер), гомологическая морфологическая Т. (А. Ремане), конгрегационная систематика (Е.С. Смирнов), номоге-нетическая Т. (А.А. Любищев). В социологии произошел поворот от сравнительно-исторической Т. к построе­нию идеальной Т., которая, начиная с М. Вебера, тракту­ется как предельное понятие, логическая фикция, не имеющая аналогов в действительности и служащая для исследования степени отклонения от идеального типа и его причин. Развитие методов идеальной Т. привело к формированию амер. социологом X. Беккером метода конструированной Т., в которой отдельный случай или событие принимается в качестве типа и осуществляется анализ отклонений реальности от этого выбранного типа. Логическое учение о Т. развил Б. Рассел, для которо­го математика и математическая логика основаны на тео­рии типов, а тип определяется как ранговое значение пропозициональной функции. Метод Т. позволяет пред­сказать возможные и ожидаемые объекты, выявить «не­занятые» участки в таксономическом пространстве, где будут помещены вновь открытые формы (напр., химиче­ских элементов в периодической системе). Перенос про­блем Т. в область теории ставит ряд методологических проблем: эмпирическая интерпретация Т., соотнесение Т. с эмпирической реальностью, нахождение определен­ных правил запрета на те или иные комбинации, сопос­тавления Т. с эмпирическими показателями.

А.Л. Огурцов


[1] Федотова В.Г. Типологический метод в социальных науках //Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с. С. 983-984.

[2] Огурцов А.П. Статья: типология //Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с. С. 984-985.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: