Беседа «Подростковый возраст. Свобода: грани и границы»




Но всё очень многому может научить книга. Настоящая литература учит жизни. Известный прозаик и кинодраматург Юрий Коротков - автор популярных повестей «Азария», «Виллиса», «Абориген», «Дикая любовь». В остросюжетных, полных драматизма повестях Юрия Короткова рассказывается о трудной судьбе подростков, молодых людей сталкивающихся с жестокостью, непониманием окружающего мира, который зачастую калечит их жизни.


И сегодня я хочу познакомить вас с повестью Юрия Короткова «Абориген» и обсудить прочитанное.

Герой повести Юрия Короткова «Абориген» четырнадцатилетний Борька, проводящий большую часть жизни на Оби (аборигеном его прозвали студенты стройотряда). Знакомство с Борькой происходит утром, на Оби, где мальчишка ночевал в лодке. Он по-хозяйски оглядывается вокруг, потом выбирает сеть с уловом, сортирует пойманную рыбу и плывет в город: продать рыбу (скупщица берет ее у мальчишки за бесценок) деньги нужны на соль, чай, а главное бензин кончается. И еще Борька копит деньги на «мореходку», откладывая по рублику, по два: «мечта о мореходном училище греет его душу, вселяет надежду на избавление от теперешней жизни. Все теплое время, с ранней весны до глубокой осени, он проводит на реке. Зимой дом и школа. «Но думать об этом не надо. Чего помирать раньше смерти...» Река, природа занимают особое место в жизни подростка: он сросся с ними душой. Борька жалеет понапрасну загубленную рыбу, позже возмутится Степаном, студентом стройотряда, ради забавы выстрелившим в птицу: «Она же живая...» С рекой связаны самые светлые воспоминания — о рыбалках с отцом, и горестные гибель отца, и свое одиночество, необходимость рассчитывать только на свои силы. В повести нет последовательного ретроспективного освещения предыдущей жизни мальчика, представление складывается из разговоров, рассказов окружающих, а главное из воспоминаний и размышлений самого Борьки. Постепенно накапливаются впечатления, помогающие понять поступки, весь образ его жизни. В жизни Борьки, еще подростка, условно можно выделить несколько этапов: сначала, как у всех его товарищей, веселое, безмятежное детство, когда отец знакомит его с рекой, обучает рыболовным премудростям и, сын поймет это позже, дружескому, доброму отношению к людям. Не случайно ему помогают, когда узнают, чей он сын: «На реке Борька был свой». Но и сам Борька мог оставить свои дела, чтобы помочь попавшему в беду рыбаку, передать весть вниз по реке (существовал такой «речной телефон»)... С появлением в жизни матери другого мужчины, рождением ребенка рушится мир в семье. Об этом знал отец, знали окружающие. Отец запил и бесславно погиб на реке. Формально у Борьки есть семья: мать, отчим, маленькая сестренка. Но мальчик чувствует нарастающее с каждым днем отчуждение. Отчим его едва терпит, мать мужу во всем потакает: без ведома Борьки они продали новенький мотор «Буран», на который они с отцом долго копили деньги, но воспользоваться так и не успели. «Им» нужны были деньги на мебель. А сейчас Феликсу не хватает денег на машину и он требует продать лодку единственную Борькину отраду, память об отце и основу его самостоятельного существования. Теперь становится понятно, почему у мальчика портится настроение при мысли, что нужно зайти домой он ходит туда раз в неделю. Окончательно чужим в семье, одиноким он почувствовал себя после того, как мать буквально вытолкала его со своего дня рождения. Борька сделал все так, как прежде делал отец: принес французские духи, цветы (потратил последние деньги, вместо того чтобы заменить развалившиеся ботинки), сам умылся, причесался. Но мать закрыла дверь в комнату, где были гости, сунула ему кастрюлю с остатками салата, наказав не трогать пирог: «потом, что останется». Она ушла, плотно закрыв дверь. «Борька сидел в полутемной кухне — свет пробивался только через матовую дверь комнаты. Положил в рот ложку салата, стал жевать. По щекам поползли крупные слезы.

     

И чем громче и веселее звучали голоса в комнате, тем ниже наклонялся над столом Борька. И все никак не мог прожевать, давился слезами и салатом... из комнаты послышался громкий смех матери, и Борька, затыкая рот кулаком, натянул ботинки и побежал вниз по лестнице». Мальчишка с завистью смотрит в освещенные окна домов, где идет обычная жизнь: отец читает газету, мать возится у плиты, мальчишки втихаря тузят друг дружку; молодая мать с ребенком на руках, смеясь, разговаривает по телефону...

«Тепло было там, за окнами». Вот то, чего ему не хватало. В этом во многом кроется его зависть ненависть к благополучным детям яхтклуба: драки, стремление навредить, доказать их беспомощность. Ведь для него река не утеха, не развлечение.

В этом состоянии неприкаянности, осознания своей ненужности мальчишке очень нужна опора, поддержка со стороны взрослых: понял состояние его души только руководитель клуба яхтсменов. Он отказался подавать жалобу на Борьку, хотя Феликс настаивал, требуя отправить мальчишку в специнтернат избавиться от пасынка "обузы, да и лодку можно будет продать. Борьку удивило предательское молчание матери.

Тренер из яхтклуба зовет Борьку к себе: «Нельзя тебе одному совсем одичаешь». Но ребята отказались его принять. У Борьки есть «запасной причал» студенты из московского стройотряда. Борька подружился со стройотрядовцами в прошлом году и нынешним летом с нетерпением ждал их приезда. Студенты приехали, но другие, из другого института. Но Борька быстро подружился и с ними. Он снабжал их рыбой, знакомил с местными условиями, помогал в строительных работах. Студенты платили ему вниманием, в какой-то мере заботой. Для мальчишки было важно, что его считали своим. Он с тоской считал дни до их отъезда: «Еще три недели можно жить». Ближе всех, казалось, ему был Степан: взрослый, отслуживший во флоте, он постоянно в разговоре с Борькой подчеркивал, что он не такой, как остальные, они, дескать, все из обеспеченных семей, а ему, как и Борьке, приходится пробиваться самому (впоследствии оказалось он наговаривал). Степан старался внушить ему: всем, кроме него, наплевать на мальчишку, их внимание показное. Он преследовал свою выгоду: ему нужно было уговорить Борьку пойти назапрещенный лов.

Достаточно сопоставить две сцены:

— Слышь, Абориген. Ты говорил, здесь можно на муксуне прилично заработать?

— Но.

— Ты места эти знаешь? Где муксун идет?

— Пески-то? Вслепую пройду.

— Может, попробуем, а, на двоих?

Несмотря на Борькин отказ, Степан не унимается: он упрекает мальчишку в трусости. Этого тот не выдерживает и соглашается. Но главный довод: «Надо не мне — человеку хорошему помочь».

Им удалось уйти от рыбнадзора, но Степан взял спрятанную в «бардачке» водку (Борька выменивал на нее бензин), напился, пьяный поднял в лагере шум.

А вот вторая сцена, когда стройотрядовцы обсуждают поведение Степана:

— Виноват, — сокрушенно сказал он. Что уж тут говорить...

И там, с браконьерами, — тоже я. Мы вот, вдвоем... С первого дня приставал: пойдем на пески, за ночь посотне на брата возьмем...

Водка у него была...

— Да как же... — Борька вскинул голову, не веря собственным ушам, растерянно огляделся. — Я ж...

Степан продолжает все валить на Борьку:

—Для него же, помочь хотел! Сами знаете, он на мореходку копит — много по рублю насобирает? Я ж тоже без родного отца рос, мне-то его не понять!

Студенты Степану не поверили, отчислили из отряда, а заодно удалили и Борьку, двое - трое пытались заступиться за него.

Борьку же больше всего поразило равнодушие Алены, девушки, которая, казалось, принимала участие в его судьбе: «Борька посмотрел на Алену. Она сидела, опустив голову, волосы затеняли лицо. Борька на деревянных ногах двинулся за Степаном».

     

Наученный жизнью полагаться во всем только на себя, Борька пытается устроить свою судьбу: просится на буксир юнгой.

Но мальчишке с семью классами отказывают:

— Кончай восьмой, поступай в речное, а там милости просим.

— Тогда меня любой возьмет. Вы сейчас возьмите.

Борьке нельзя и домой возвращаться: по «речному телефону» передали, что его разыскивает милиция за угон лодки (владелицей после смерти отца считалась мать), видно, Феликс уговорил ее. Борьку захлестнула обида его предали: мать, отчим, студенты. А отец? Подумал ли он о сыне, почти добровольно уходя из жизни?

Символична последняя встреча с героем: она, как и первая, на Оби. Но если там Борька чувствует себя своим, у него планы и на сегодняшний день и на дальнейшую жизнь, то теперь Борька в одиночестве, он действительно предоставлен сам себе. Его попутчик Степан, попросивший подвезти его до города.

Борька проявляет твердость характера, высаживает Степана на берег, когда тот начал поливать грязью стройотрядовцев.

На Оби кипела жизнь: «Борька круто развернулся и пошел от города дальше, дальше. Куда? Все одно куда. Вон сколько народу кругом... Не может пропасть человек среди людей. Пусть недоучка, пусть без документов но человек же! А человек должен быть кому-то нужен».

Финал повести открыт. Но остается вера, что Борька не пропадет, выстоит. Многое зависит оттого, кто попадется на его пути.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: