Задания для контрольной работы
По дисциплине «Психология конфликта»
Контрольная работа состоит из двух блоков: теоретического и практического.
Блок 1 (теоретический). Студент выбирает из списка предложенных вопросов один и раскрывает его, оформляя в виде реферата. Реферат должен включать титульный лист, содержание, введение, основную часть (разделенную на параграфы), выводы, список использованных источников. При необходимости в реферате могут быть приложения (таблицы, схемы, иллюстрации и т.п.) Требования оформления ссылок, цитат, таблиц и рисунков – общенаучные. Реферат оформляется на листах формата А 4.
Блок 2 (практический). Студенты выполняют практические задания, демонстрируя умение применять полученные знания на практике, а также расширяя и углубляя свои компетенции в сфере диагностики и разрешения конфликтов. Оформление выполненного задания – свободное.
Задания к блоку 1 (теоретическому)
1. Конфликтология как отрасль научного знания.
2. Социологические теории конфликта.
3. Психологические теории конфликта.
4. Анализ понятия «конфликт». Основные структурные элементы конфликта, их характеристика.
5. Понятие «конфликтогенность». Конфликтогенные характеристики личности и общества.
6. Функции конфликта.
7. Типология конфликтов (общая).
8. Типология конфликтов в организации.
9. Динамика конфликта.
10. Социально-психологический контекст конфликта.
11. Внутригрупповой конфликт: понятие, причины, виды и типы.
12. Семейные конфликты, их специфика, особенности протекания и урегулирования.
13. Педагогические конфликты: специфика, особенности протекания и урегулирования.
14. Конфликты в подростковом возрасте: пути их преодоления и предупреждения.
|
15. Типичные особенности поведения субъекта в конфликтных ситуациях.
16. Конфликтные личности. Способы общения с ними.
17. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.
18. Классификация внутриличностных конфликтов.
19. Невротический конфликт: причины возникновения, особенности протекания.
20. Методы диагностики конфликтов.
21. Разрешение конфликта как многоступенчатый процесс. Конструктивное и деструктивное разрешение конфликтов.
22. Основные понятия и принципы управления конфликтами.
23. Содержание, основные этапы, методы управления конфликтами.
24. Методы профилактики и предупреждения конфликтов.
25. Переговоры как эффективный способ выхода из конфликтной ситуации.
26. Основное содержание переговорного процесса.
27. Стратегии ведения переговоров.
28. Медиация (разрешение конфликта с участием третьей стороны). Ее предназначение, сферы применения.
29. Стратегии медиации.
30. Требования к медиатору.
Задание к блоку 2 (практическому)
1) Выделите и проанализируйте следующие элементы и факторы конфликта в любой известной Вам конфликтной ситуации (конфликтная ситуация может быть взята из личного опыта, из книги, кинофильма и т.п.):
· объект конфликта;
· предмет конфликта;
· участники конфликта;
· среда конфликта (макро- и микросреда)
· личностные элементы конфликта, образ конфликта у его участников;
· границы конфликта
2) Проанализируйте ситуацию с точки зрения причин возникновения конфликта, возможности его предупреждения и урегулирования (в случае, если конфликт все-таки возникнет):
|
На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».
3) Проанализируйте с точки зрения причин возникновения, особенностей протекания, возможности урегулирования один из межгрупповых конфликтов в современном мире или в историческом прошлом.
4) Выявите наличие (отсутствие) у себя внутриличностных конфликтов, пройдя психологическое тестирование по следующей методике:
МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ «ЦЕННОСТИ» И «ДОСТУПНОСТИ» В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ» (Е.Б. ФАНТАЛОВА).
Шкалы: «Ценность» и «доступность» для человека каждой из общечеловеческих ценностей: активная, деятельная жизнь; здоровье (физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком; материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности).
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Диагностика рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также уровня самореализации, интегрированности, гармонии.
|
Описание теста
Данная методика рассматривает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) для человека каждой из этих ценностей. Для любой жизненно важной сферы можно выделить несколько типичных вариантов взаимосвязи Ц и Д, а именно:
1) Ц и Д полностью совпадают;
2) Ц и Д в значительной степени совпадают;
3) Ц и Д в значительной степени расходятся, и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц>Д), Д превышает Ц (Д>Ц);
4) Ц и Д полностью расходятся.
Таким образом, основной психометрической характеристикой данного теста является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии с другой стороны.
Инструкция к тесту
К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца!
Перед вами список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:
1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;