Рабочая учебная программа (силлабус)
Информация о дисциплине
Наименование дисциплины «Психолингвистика» | код дисциплины Psi | количество кредитов - 2 | Курс | Семестр | ||
Наименование специальности: «иностранный язык: два иностранных языка» | шифр специальности 5В011900 | Кафедра Иностранных языков | ||||
Форма обучения дневная | Язык обучения - русский | |||||
Время для консультации по согласованию преподавателя со студентами | ||||||
Время, место проведения: ЕАГИ, ул. Жумабаева 4 | ||||||
Информация о преподавателе: | Загатова Сауле Базыловна, к.ф.н., профессор | (телефон, e-mail) раб.: 56 21 60, моб.: 807015168518 e-mail: zsaule13@rambler.ru | ||||
Обсуждено на методической секции кафедры | протокол № 10 | 28.06.2018 | ||||
Обсуждено на заседании научно-методического совета института | протокол № 110 | 29.06.2018 | ||||
Заведующий кафедрой | Волкова Л.В., к.п.н., доцент | Подпись | ||||
Описание курса
Цель курса: формирование у студентов представления о закономерностях функционирования системы языка, способностях порождения и восприятия речи.
Пререквизиты дисциплины: иностранный язык, казахский язык, психология.
Ожидаемые результаты обучения (компетенции)
Изучив данный курс, студент должен:
- знать: причины появления психолингвистики как отдельной науки; модели порождения высказывания в психолингвистике; модель А.А.Леонтьева; закономерности функционирования языка в языковом сознании; - порождающую грамматику Н.Хомского;
- понимать: роль эксперимента в психолингвистике, способы порождения и восприятия речи; понятие о языковой способности; понятие билингва в психолингвистике.
- применять: типы психолингвистического эксперимента; методы и приемы психолингвистики;
- анализировать: теоретические знания по психолингвистике на практических и смежных занятиях и в сфере личных и общепрофессиональных интересов; психолингвистические проблемы восприятия речевого высказывания.
- оценивать: процессы реализации смысловой программы; проведение психолингвистических экспериментов.
Методика и формат
Формат курса представлен в основном лекционными занятиями, а также включает следующие материалы:
- презентация и обсуждения;
- кейсы, проблемная лекция;
- дополнительные материалы
Политика выставления баллов
Изучение дисциплины завершается экзаменом или другой формой контроля. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий к программе. Учитываются баллы, набранные по результатам 2-х рубежных контролей.
Критерии оценки
Итоговая оценка включает:
Рейтинговый контроль – 60%,
Экзамен – 40%.
Итоговая оценка подсчитывается по формуле U = [(Р1+ Р2) / 2]*0,6 + Е*0,4
где
Р1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;
Р2 - цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;
Е – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице:
Оценка | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной форме |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | Отлично |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | Хорошо |
В- | 2,67 | 75-79 | Хорошо |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | Удовлетворительно |
С- | 1,67 | 60-64 | Удовлетворительно |
D+ | 1,33 | 55-59 | Удовлетворительно |
D | 1,0 | 50-54 | Удовлетворительно |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Виды контроля
- наличие конспектов изученных тем
- участие в семинарах
- активность на СРСП
- защита презентаций, эссе, рефератов
- осуществление СРС
Критерии оценки дисциплины
- наличие лекций – 20 %
- работа на семинарах и СРСП- 20%
- осуществление СРС – 20 %
-рубежный контроль – 20 %
- посещение – 20 %
Итого: 100 %
Примечание: 20% раскладываются на следующие оценки
18-20% - отлично
15-17 % - хорошо
10-14 % - удовлетворительно
ниже 10 % - неудовлетворительно
6. Политика и ожидания преподавателя:
- Во время аудиторных занятий не разрешаются громкие разговоры, следует отключить звук мобильного телефона.
- Посещение занятий обязательное, исключение составляют пропуски по уважительной причине, которые следует отработать.
- Строго выполняется график сдачи заданий по самостоятельной работе.
- За позднее предоставление заданий по СРС снижаются баллы. Активность на семинарах и СРСП поощряется в один балл.
- Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.
ПРОГРАММА КУРСА
Название тем | Формы организации обучения и количество часов | |||
лекция | семинар | СРСП | СРС | |
Психолингвистика как вариант лингвистики | ||||
История возникновения психолингвистики | ||||
Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанистского направления в психолингвистике | ||||
Становление советской психолингвистики | ||||
Овладение языком как системой | ||||
Языковое сознание | ||||
Исследование детской речи | ||||
Экспериментальное изучение речевой деятельности | ||||
Становление языковой личности | ||||
Разновидности речевого поведения | ||||
Психолингвистика межличностного общения | ||||
Проблема семантики в психолингвистике | ||||
Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности | ||||
Психолингвистика дискурса | ||||
Психолингвистика и криминалистика | ||||
Всего 90 часов |
ПЛАНЫСЕМИНАРОВ, СРСП
План практических занятий (семинаров)
№ | Название темы | Задание (вопросы) | Рекомендуемая литература | Неделя | |
1. | Психолингвистика как вариант лингвистики | 1. Психолингвистика и лингвистика 2.Определение психолингвистики. 3.Предмет психолингвистики. 4.Отличительные черты психолингвистики. | [8], [13], [11],[12] Интернет-ресурсы | ||
2. | История возникновения психолингвистики | 1.Предпосылки появления психолингвистики. 2.Ассоцианисткое направление в психолингвистике 50-х годов. 3.Достоинства и недостатки ассоцианистского подхода к речевому поведению | [8], [10] [12] [11],[17], [18] Интернет-ресурсы | ||
3. | Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанистского направления в психолингвистике | 1.Порождающая грамматика Н.Хомского. 2.Трансформационная грамматика Н.Хомского 3.Трансформационисткое направления в психолингвистике | [8], [10] [12] [11],[17], [18] Интернет-ресурсы | ||
4. | Становление советской психолингвистики | 1. Лингвистические истоки советской психолингвистики. 2. Психологические истоки психолингвистики 3.Модель порождения высказывания А.А.Леонтьева | [6], [8] [10], [12],[13], [17] Интернет-ресурсы | ||
5. | Овладение языком как системой | 1.Структура языка и строение мозга. 2. Врожденность языковой способности человека. | [6], [8] [10], [12],[13], [17], [22] Интернет-ресурсы | ||
6. | Языковое сознание | 1. Слово в сознании человека. 2.Психолингвистический аспект грамматики. 3.Текст в речевой деятельности. | [6], [7], [8] [12],[13], [16], [22] Интернет-ресурсы | ||
Исследование детской речи | 1.Функциональное развитие детской речи. 2. Формирование механизма внутренней речи 3.Детское словотворчество. | [3], [10], [12] [13],[13], [17], [18], [22] Интернет-ресурсы | |||
8. | Экспериментальное изучение речевой деятельности | 1.Достоинства и недостатки эксперимента в языке. 2.Семантическое исследование в речевой деятельности. 3.Основные типы ассоциаций. | [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы | ||
9. | Становление языковой личности | 1.Формирование письменной речи. 2.Стратегия дискурсивного мышления 3. Формирование дискурсивной компетенции. | [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы | ||
Разновидности речевого поведения | 1.Языковая личность и культура. 2. Речевое поведение и невербальное общение. | [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы | |||
Психолингвистика межличностного общения | 1.Статусно-ролевая структура межличностного общения. 2.Психолингвистическая конфликтология. 3. Языковая личность и речевые жанры. | [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы | |||
Проблема семантики в психолингвистике | 1.Значение и смысл в психолингвистике. 2. Экспериментальное изучение значения. 3. Психолингвистика в переводе. . | [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы | |||
Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности | 1.Понятие «социально дифференцированной» личности. 2.Речевая деятельность в структуре социальных отношений. 3.Социализация личности и социальные аспекты речевой деятельности.. | [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы | |||
Психолингвистика дискурса | 1. Невербальные компоненты устного дискурса. 2. Паралингвистика письменной речи | [2], [8], [13], [14], [16], [22], Интернет-ресурсы | |||
Психолингвистика и криминалистика | 1.Психолингвистика в криминалистике 2. Психолингвистические невербальные компоненты в криминалистике | [2], [8], [13], [14], [16], [22], Интернет-ресурсы |
План занятий в рамках СРСП
№ | Название темы | Цель занятия | Задание и литература | Форма проведения |
1. | Психолингвистика как вариант лингвистики | Знакомство с соотношением психолингвистики и лингвистики. | Изучить положения теоретические положения [15], [18], [23] Интернет-ресурсы | Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. |
2. | История возникновения психолингвистики | Изучить историю и периодизацию возникновения психолингвистики. | Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. [15],[18],[23],[31 Интернет-ресурсы | 1.Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. 2. Опрос и индивидуальная беседа |
3. | Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанистского направления в психолингвистике | Показать роль порождающей (генеративной) грамматики в становлении психолингвистики | Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. 14],[18],[19],[24] Интернет-ресурс | 1.Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. 2.Беседа на тему «Значение грамматики Н.Хомского для становления американской психолингвистики» |
4. | Становление советской психолингвистики | Знакомство с советским периодом психолингвистики | Изучить психологические и лингвистические истоки советской психолингвистики. [2],[14],[18],[23], [27],[29]. Интернет-ресурсы | 1.Консультирование по теоретическим вопросам поизучаемой теме. 2.Защита рефератов по теме «Истоки советской психолингвистики» |
5. | Овладение языком как системой | Изучение теоретические и практические положения о структуре мозга: речевые зоны мозга. Нарушения речи. | Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. [2],[10],[15], [26],[29] Интернет-ресурсы | Доклады по изучению патологии речи |
6. | Языковое сознание | Рассмотрение понятий «языковое сознание», слово, грамматика и текст в психолингвистике. | Изучить теоретические положения о языковом сознании [4], [6],[10], [14],[21],[22] Интернет-ресурсы | 1.Консультирование по теоретическим вопросам 2.Беседа на тему «Проблемы семантики в психолингвистике» |
7. | Исследование детской речи | Показать особенности формирования детской речи. | Изучить механизмы формирования детской речи [2], [3],[6],[13],[22], [26],[33] Интернет-ресурсы | 1.Консультирование по теоретическим вопросам 2. Круглый стол «Детское словотворчество» |
8. | Экспериментальное изучение речевой деятельности | Рассмотреть роль эксперимента для изучения речи | Изучить виды эксперимента в психолингвистике [4],[11],[15],[18], [27] Интернет-ресурсы | Представление и обоснование психолингвистических экспериментов |
9. | Становление языковой личности | Показать основные этапы становления языковой личности | Подготовиться по следующему вопросу: Формирование речевых компетенций [2],[5],[15], [23],[29] Интернет-ресурсы | Беседа на тему «Формирование дискурсивной компетенции» |
10. | Разновидности речевого поведения | Рассмотрение видов речевого общения | Изучить соотношение языковой личности и культуры [2], [3],[6],[17],[20],[23] Интернет-ресурсы | 1.Консультирование по теоретическому материалу по теме. 2. Доклады на тему «Виды речевого поведения». |
11. | Психолингвистика межличностного общения | Показать статусно-ролевую структуру межличностного общения | Рассмотреть виды речевых жанров. Изучить теоретический материал. 3],[11],[15], [20] Интернет-ресурсы | Дискуссия на тему «Конфликтология в психолингвистике» |
12. | Проблема семантики в психолингвистике | Рассмотрение специфику экспериментального изучения значения. | Изучить особенности психолингвистики в переводе [4],[15], [17], [25] Интернет-ресурсы | Круглый стол «Значение и смысл в психолингвистике» |
13. | Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности | Показать социальные аспекты речевой деятельности. | Рассмотреть речевую деятельность в структуре социальных отношений 5],[6],[9],[11],[17], [23]Интернет-ресурсы | Беседа на тему «Психолингвистические проблемы социализации личности» |
14. | Психолингвистика дискурса | Рассмотреть компоненты устного дискурса. | Изучить особенности невербального устного дискурса [9],[16],[20],[21], [28] Интернет-ресурсы | 1.Консультирование по теоретическому материалу по теме. 2. Доклады на тему «Психолингвистические особенности дискурса» |
15. | Психолингвистика и криминалистика | Рассмотреть специфику психолингвистики в криминалистике | [3],[15] Интернет-ресурсы | Беседа на тему «Психолингвистика в криминалистике» |
ГРАФИК СДАЧИ СРС
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (СРС)
№ | Виды работ | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Форма контроля | Срок сдачи |
Рассмотрение учений Осгуда и Миллера. | Изучить в сравнительном плане учения Осгуда и Миллера | [14], [15],[18],[19],[23],[24],[31]. Интернет-ресурсы | Эссе «Осгуд и Миллер: общее и различия в их учениях» | нед | |
Изучение истоков советской психолингвистики | Анализ советского периода психолингвистики | [2],[14],[18], [23], [27],[29]. Интернет-ресурсы | Реферат на тему «Лингвистические и психологические истоки становления советской психолингвистики» | 5нед | |
Расмотрение дефектов и нарушений речи | Изучить механизм восстановления речи при ее нарушениях | [2],[10],[15], [26],[29] Интернет-ресурсы | Доклад по изучаемой теме с последующей презентацией на СРСП | 7нед | |
Формирование детской речи | Изучить в функциональное развитие детской речи | [2], [6],[8],[19], [22],[25],[29] [32],[33]. Интернет-ресурсы | Доклад на тему «Исследование детской речи» | нед | |
Эксперимент в психолингвистике | Рассмотреть экспериментальное изучение речевой деятельности | [3,[4],[11], [14], [26],[27]. Интернет-ресурсы | Реферат на тему «Экспериментальные исследования речи в психолингвистике» | 12нед | |
Разновидности речевого поведения | Анализ речевого поведения | [5],[6],[9], [13],[20], [28] Интернет-ресурсы | Презентация доклада на тему «Речевое поведение. Речевые стратегии». | 14нед |