График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (СРС)




Рабочая учебная программа (силлабус)

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины «Психолингвистика» код дисциплины Psi количество кредитов - 2 Курс Семестр
Наименование специальности: «иностранный язык: два иностранных языка» шифр специальности 5В011900 Кафедра Иностранных языков
Форма обучения дневная Язык обучения - русский
Время для консультации по согласованию преподавателя со студентами
Время, место проведения: ЕАГИ, ул. Жумабаева 4
Информация о преподавателе: Загатова Сауле Базыловна, к.ф.н., профессор (телефон, e-mail) раб.: 56 21 60, моб.: 807015168518 e-mail: zsaule13@rambler.ru
Обсуждено на методической секции кафедры протокол № 10 28.06.2018
Обсуждено на заседании научно-методического совета института протокол № 110 29.06.2018
Заведующий кафедрой Волкова Л.В., к.п.н., доцент Подпись    
             

Описание курса

Цель курса: формирование у студентов представления о закономерностях функционирования системы языка, способностях порождения и восприятия речи.

Пререквизиты дисциплины: иностранный язык, казахский язык, психология.

Ожидаемые результаты обучения (компетенции)

Изучив данный курс, студент должен:

- знать: причины появления психолингвистики как отдельной науки; модели порождения высказывания в психолингвистике; модель А.А.Леонтьева; закономерности функционирования языка в языковом сознании; - порождающую грамматику Н.Хомского;

- понимать: роль эксперимента в психолингвистике, способы порождения и восприятия речи; понятие о языковой способности; понятие билингва в психолингвистике.

- применять: типы психолингвистического эксперимента; методы и приемы психолингвистики;

- анализировать: теоретические знания по психолингвистике на практических и смежных занятиях и в сфере личных и общепрофессиональных интересов; психолингвистические проблемы восприятия речевого высказывания.

- оценивать: процессы реализации смысловой программы; проведение психолингвистических экспериментов.

Методика и формат

Формат курса представлен в основном лекционными занятиями, а также включает следующие материалы:

- презентация и обсуждения;

- кейсы, проблемная лекция;

- дополнительные материалы

Политика выставления баллов

Изучение дисциплины завершается экзаменом или другой формой контроля. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий к программе. Учитываются баллы, набранные по результатам 2-х рубежных контролей.

Критерии оценки

Итоговая оценка включает:

Рейтинговый контроль – 60%,

Экзамен – 40%.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле U = [(Р1+ Р2) / 2]*0,6 + Е*0,4

где

Р1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;

Р2 - цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;

Е – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице:

 

Оценка Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной форме
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94 Отлично
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84 Хорошо
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69 Удовлетворительно
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59 Удовлетворительно
D 1,0 50-54 Удовлетворительно
F   0-49 Неудовлетворительно

Виды контроля

- наличие конспектов изученных тем

- участие в семинарах

- активность на СРСП

- защита презентаций, эссе, рефератов

- осуществление СРС

Критерии оценки дисциплины

- наличие лекций – 20 %

- работа на семинарах и СРСП- 20%

- осуществление СРС – 20 %

-рубежный контроль – 20 %

- посещение – 20 %

Итого: 100 %

Примечание: 20% раскладываются на следующие оценки

18-20% - отлично

15-17 % - хорошо

10-14 % - удовлетворительно

ниже 10 % - неудовлетворительно

6. Политика и ожидания преподавателя:

  • Во время аудиторных занятий не разрешаются громкие разговоры, следует отключить звук мобильного телефона.
  • Посещение занятий обязательное, исключение составляют пропуски по уважительной причине, которые следует отработать.
  • Строго выполняется график сдачи заданий по самостоятельной работе.
  • За позднее предоставление заданий по СРС снижаются баллы. Активность на семинарах и СРСП поощряется в один балл.
  • Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

 

ПРОГРАММА КУРСА

Название тем     Формы организации обучения и количество часов
  лекция семинар СРСП СРС
Психолингвистика как вариант лингвистики            
История возникновения психолингвистики          
Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанистского направления в психолингвистике        
Становление советской психолингвистики        
Овладение языком как системой        
Языковое сознание        
Исследование детской речи        
Экспериментальное изучение речевой деятельности        
Становление языковой личности        
Разновидности речевого поведения        
Психолингвистика межличностного общения        
Проблема семантики в психолингвистике        
Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности        
Психолингвистика дискурса        
Психолингвистика и криминалистика        
Всего 90 часов        

ПЛАНЫСЕМИНАРОВ, СРСП

План практических занятий (семинаров)

Название темы Задание (вопросы) Рекомендуемая литература Неделя
1.     Психолингвистика как вариант лингвистики 1. Психолингвистика и лингвистика 2.Определение психолингвистики. 3.Предмет психолингвистики. 4.Отличительные черты психолингвистики.   [8], [13], [11],[12] Интернет-ресурсы  
2. История возникновения психолингвистики 1.Предпосылки появления психолингвистики. 2.Ассоцианисткое направление в психолингвистике 50-х годов. 3.Достоинства и недостатки ассоцианистского подхода к речевому поведению [8], [10] [12] [11],[17], [18] Интернет-ресурсы  
3. Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанистского направления в психолингвистике 1.Порождающая грамматика Н.Хомского. 2.Трансформационная грамматика Н.Хомского 3.Трансформационисткое направления в психолингвистике [8], [10] [12] [11],[17], [18] Интернет-ресурсы  
4. Становление советской психолингвистики 1. Лингвистические истоки советской психолингвистики. 2. Психологические истоки психолингвистики 3.Модель порождения высказывания А.А.Леонтьева [6], [8] [10], [12],[13], [17] Интернет-ресурсы  
5. Овладение языком как системой 1.Структура языка и строение мозга. 2. Врожденность языковой способности человека.   [6], [8] [10], [12],[13], [17], [22] Интернет-ресурсы  
6.   Языковое сознание 1. Слово в сознании человека. 2.Психолингвистический аспект грамматики. 3.Текст в речевой деятельности. [6], [7], [8] [12],[13], [16], [22] Интернет-ресурсы  
  Исследование детской речи 1.Функциональное развитие детской речи. 2. Формирование механизма внутренней речи 3.Детское словотворчество. [3], [10], [12] [13],[13], [17], [18], [22] Интернет-ресурсы  
8. Экспериментальное изучение речевой деятельности 1.Достоинства и недостатки эксперимента в языке. 2.Семантическое исследование в речевой деятельности. 3.Основные типы ассоциаций.   [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы  
9. Становление языковой личности 1.Формирование письменной речи. 2.Стратегия дискурсивного мышления 3. Формирование дискурсивной компетенции. [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы  
  Разновидности речевого поведения 1.Языковая личность и культура. 2. Речевое поведение и невербальное общение.   [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы  
  Психолингвистика межличностного общения 1.Статусно-ролевая структура межличностного общения. 2.Психолингвистическая конфликтология. 3. Языковая личность и речевые жанры. [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы  
  Проблема семантики в психолингвистике 1.Значение и смысл в психолингвистике. 2. Экспериментальное изучение значения. 3. Психолингвистика в переводе. . [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы    
  Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности 1.Понятие «социально дифференцированной» личности. 2.Речевая деятельность в структуре социальных отношений. 3.Социализация личности и социальные аспекты речевой деятельности.. [1], [4], [6], [8], [10], [12], [13], [15], [16], [22], Интернет-ресурсы    
  Психолингвистика дискурса 1. Невербальные компоненты устного дискурса. 2. Паралингвистика письменной речи [2], [8], [13], [14], [16], [22], Интернет-ресурсы    
  Психолингвистика и криминалистика 1.Психолингвистика в криминалистике 2. Психолингвистические невербальные компоненты в криминалистике [2], [8], [13], [14], [16], [22], Интернет-ресурсы    

План занятий в рамках СРСП

Название темы Цель занятия Задание и литература Форма проведения
  1.   Психолингвистика как вариант лингвистики Знакомство с соотношением психолингвистики и лингвистики. Изучить положения теоретические положения [15], [18], [23] Интернет-ресурсы Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме.
2. История возникновения психолингвистики Изучить историю и периодизацию возникновения психолингвистики.   Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. [15],[18],[23],[31 Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. 2. Опрос и индивидуальная беседа
3. Трансформационная грамматика Н. Хомского – основа трансформанистского направления в психолингвистике Показать роль порождающей (генеративной) грамматики в становлении психолингвистики Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. 14],[18],[19],[24] Интернет-ресурс 1.Консультирование по теоретическим вопросам по изучаемой теме. 2.Беседа на тему «Значение грамматики Н.Хомского для становления американской психолингвистики»
4. Становление советской психолингвистики Знакомство с советским периодом психолингвистики Изучить психологические и лингвистические истоки советской психолингвистики. [2],[14],[18],[23], [27],[29]. Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам поизучаемой теме. 2.Защита рефератов по теме «Истоки советской психолингвистики»
5. Овладение языком как системой Изучение теоретические и практические положения о структуре мозга: речевые зоны мозга. Нарушения речи. Изучить материалы лекции и других ресурсов по изучаемой теме. [2],[10],[15], [26],[29] Интернет-ресурсы   Доклады по изучению патологии речи
6.     Языковое сознание Рассмотрение понятий «языковое сознание», слово, грамматика и текст в психолингвистике. Изучить теоретические положения о языковом сознании [4], [6],[10], [14],[21],[22] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам 2.Беседа на тему «Проблемы семантики в психолингвистике»
7. Исследование детской речи Показать особенности формирования детской речи. Изучить механизмы формирования детской речи [2], [3],[6],[13],[22], [26],[33] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическим вопросам 2. Круглый стол «Детское словотворчество»
8. Экспериментальное изучение речевой деятельности Рассмотреть роль эксперимента для изучения речи   Изучить виды эксперимента в психолингвистике [4],[11],[15],[18], [27] Интернет-ресурсы Представление и обоснование психолингвистических экспериментов  
9. Становление языковой личности Показать основные этапы становления языковой личности Подготовиться по следующему вопросу: Формирование речевых компетенций [2],[5],[15], [23],[29] Интернет-ресурсы Беседа на тему «Формирование дискурсивной компетенции»
10. Разновидности речевого поведения Рассмотрение видов речевого общения Изучить соотношение языковой личности и культуры [2], [3],[6],[17],[20],[23] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическому материалу по теме. 2. Доклады на тему «Виды речевого поведения».
11. Психолингвистика межличностного общения Показать статусно-ролевую структуру межличностного общения Рассмотреть виды речевых жанров. Изучить теоретический материал. 3],[11],[15], [20] Интернет-ресурсы   Дискуссия на тему «Конфликтология в психолингвистике»  
12. Проблема семантики в психолингвистике Рассмотрение специфику экспериментального изучения значения. Изучить особенности психолингвистики в переводе [4],[15], [17], [25] Интернет-ресурсы Круглый стол «Значение и смысл в психолингвистике»  
13. Социолингвистические проблемы теории речевой деятельности Показать социальные аспекты речевой деятельности. Рассмотреть речевую деятельность в структуре социальных отношений 5],[6],[9],[11],[17], [23]Интернет-ресурсы Беседа на тему «Психолингвистические проблемы социализации личности»
14. Психолингвистика дискурса Рассмотреть компоненты устного дискурса.   Изучить особенности невербального устного дискурса [9],[16],[20],[21], [28] Интернет-ресурсы 1.Консультирование по теоретическому материалу по теме. 2. Доклады на тему «Психолингвистические особенности дискурса»
15. Психолингвистика и криминалистика Рассмотреть специфику психолингвистики в криминалистике [3],[15] Интернет-ресурсы Беседа на тему «Психолингвистика в криминалистике»

ГРАФИК СДАЧИ СРС

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (СРС)

Виды работ Цель и содержание задания Рекомендуемая литература Форма контроля Срок сдачи
           
    Рассмотрение учений Осгуда и Миллера. Изучить в сравнительном плане учения Осгуда и Миллера [14], [15],[18],[19],[23],[24],[31]. Интернет-ресурсы   Эссе «Осгуд и Миллер: общее и различия в их учениях» нед
    Изучение истоков советской психолингвистики   Анализ советского периода психолингвистики [2],[14],[18], [23], [27],[29]. Интернет-ресурсы Реферат на тему «Лингвистические и психологические истоки становления советской психолингвистики» 5нед
  Расмотрение дефектов и нарушений речи     Изучить механизм восстановления речи при ее нарушениях [2],[10],[15], [26],[29] Интернет-ресурсы Доклад по изучаемой теме с последующей презентацией на СРСП 7нед
  Формирование детской речи     Изучить в функциональное развитие детской речи [2], [6],[8],[19], [22],[25],[29] [32],[33]. Интернет-ресурсы Доклад на тему «Исследование детской речи» нед
    Эксперимент в психолингвистике Рассмотреть экспериментальное изучение речевой деятельности [3,[4],[11], [14], [26],[27]. Интернет-ресурсы Реферат на тему «Экспериментальные исследования речи в психолингвистике» 12нед
  Разновидности речевого поведения   Анализ речевого поведения [5],[6],[9], [13],[20], [28] Интернет-ресурсы Презентация доклада на тему «Речевое поведение. Речевые стратегии». 14нед


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: