План:
1.Цель и задачи нестандартных уроков
2.Виды нестандартных уроков
Нестандартный урок — это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Нестандартные уроки лучше запоминаются, поэтому такая форма урока реализуются, как правило, после изучения какой — либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Цель данной формы урока - найти новые формы и причины позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования учащихся па всех этапах обучения.
Важнейшими задачами являются:
1. Развитие интеллекта и интеллектуального потенциала
2. Формирование у учащихся глубоких и прочных знаний по трудовому обучению, вырабатывание навыков и умений применения их на практике.
3. Позволяет сформировать более глубокий интерес к предмету.
4. Стремление делать урок интересным.
5. Умение самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков:
– Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся _
– Слишком частое обращение к подобным формам оркяпизации учебного процесса нецелесообразно, так как это можегг привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения:
– Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
|
– При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
– При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Многообразие видов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования учащихся. А внедрение новых технологий в учебный процесс - компьютеризация школ, оснащение школ проекторами — позволяет придумывать новые нестандартные уроки. Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр, конкурс, турнир, эстафета, дуэль, KBН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
На таких уроках создается неформальная обстановка, они развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является го, что учебная даль ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах к методах работы, известных в общественной практике: | исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
|
З. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала? урок мудрости, откровения, урок "Дублер начинает действовать",
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: / пресс-
конференция, аукцион, беиефие5 митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, "живая газета", устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок "Подарок от Хотгабыча".
Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй - сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций] суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориептационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия, и в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Контрольные вопросы: