Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ.
Обсуждение проблемной ситуации
«Андрей весь год с нетерпением ждал своего дня рождения, особенно подарков. Но за день до него он, как всегда, долго не ложился спать, плотно поел на ночь, а на утро у него разболелись живот и голова, поэтому никакие подарки не были ему в радость».
Что вы посоветовали бы Андрею, чтобы его следующий день рождения был по-настоящему радостным?
Принципы здорового способа жизни
Знаменитый философ Сократ как-то сказал: «Если вы достаточно умны, то позаботитесь о своем здоровье, поскольку здоровье — это не все, но без здоровья все — ничто».
Здоровый образ жизни включает в себя как биологические, так социальные составляющие.
На биологическую составляющую здорового образа жизни оказывают влияние: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение, игры.
Показателями социальной составляющей здорового образа жизни являются: проявление этичности, моральности, интеллекта, волевых качеств, способности к самоограничению.
В основе "здорового образа жизни лежат такие принципы:
— отсутствие вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания, употребление ненормативной лексики);
— рациональное питание;
— оптимальный двигательный режим;
— закаливание организма;
— личная гигиена;
— позитивные эмоции;
— интеллектуальное развитие;
— моральное и духовное развитие;
— формирование и развитие волевых качеств.
Образ жизни меняется с возрастом в связи с изменением потребностей.
Здоровый образ жизни — неврожденная черта. Он формируется постепенно, в течение всей жизни. Сначала формируются полезные для здоровья привычки, а затем потребность в здоровом образе жизни. Он заключается не только в наличии навыков гигиены тела и культуры питания, но и культуры общения, моральности, умения правильно оценить свои поступки и поступки сверстников, прогнозировать результаты своей собственной деятельности. Здоровый образ жизни позволяет наладить дружеские отношения с окружающими, природой и, наконец, с самим собой.
|
Как формируется здоровый образ жизни?
Здоровье — это высокая работоспособность, хорошее настроение, уверенность в себе. Физическое здоровье способствует хорошему самочувствию, бодрости, силе. Психическое здоровье дарит спокойствие, хорошее настроение, доброту. Социальное здоровье обеспечивает успешность в учебе. Для того чтобы сберечь свое здоровье, нужно приложить много усилий.
С чего стоит начать? Нужно выработать привычку делать то, что полезно для здоровья. Успеха достигает только тот, кто действует. Здоров будет тот, кто выполняет свое решение быть здоровым.
Например, практически все люди знают, что курение сокращает продолжительность жизни на 8—15 лет, увеличивает вероятность внезапной смерти, но курильщиков это не останавливает.
Соблюдение режима дня тоже одно из условий сохранения здоровья. Вовремя ложиться спать и просыпаться, регулярно питаться, чередовать работу и отдых — это совсем не случайные требования. Четкий режим дня соотносится с биоритмами организма и помогает ему оставаться здоровым. Именно поэтому соблюдение режима дня обязательно должно стать привычкой!
|
Из курса шестого класса вы знаете, что привычка появляется при многократном повторении одного и того же действия на протяжении некоторого времени. Привычка — это поведение, действия, склонности, которые стали для человека обычными, постоянными.
Каждый человек может приобретать привычки, которые будут укреплять его здоровье. Самое главное — это принять волевое решение и воспитать в себе полезную привычку.
Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
В основе привычки лежит навык выполнения соответствующего действия, однако, в отличие от навыка, решающим моментом в формировании привычки оказывается не столько освоение умения, или способа действия, сколько образование новой (функциональной) потребности в его реализации при определённых условиях (например, потребность мыть руки перед едой). Реализация привычки является обычно непроизвольной и в значительной мере бессознательной формой поведения. Привычка могут быть продуктом направленного воспитания, но часто складываются совершенно стихийно; могут быть узко ситуативными (например, привычка, уходя, гасить свет), но могут также представлять собой характерную особенность поведения человека в целом (привычка быстро ходить, тихо говорить и т.д.). Привычка возникают в любых сферах деятельности и захватывают все стороны жизни. С точки зрения социальных норм поведения, а также в отношении к процессу формирования личности одни привычки могут расцениваться как полезные, ведущие к формированию положительных черт характера, другие - как вредные, приводящие к дурным наклонностям. Отдельные привычки (прежде всего нравственные) могут непосредственно перерастать в устойчивые черты характера человека.