Упражнения для развития связной речи




Памятка родителям по развитию речи ребенка

Развитие речи ребёнка в норме

1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

2 - 3 месяца – гуление;

4 - 6 месяцев – лепет;

9 - 12 месяцев – первые слова.

2. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).

1,5 - 2 года – фраза;

к 3 годам – связная речь (несколько фраз).

3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6 - 7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет

· Правильно произносят все звуки родного языка;

· Производят простейший звуковой анализ слов;

· Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);

· Грамматически правильно строят фразу;

· Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;

· Свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);

· Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка

1. Психологическое и физическое здоровье.

2. Нормальные умственные способности.

3. Нормально развитый слух и зрение.

4. Потребность в речевом общении.

5. Полноценное речевое окружение.

Предпосылки для успешного овладения грамотой

1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).

2. Психическое и физическое здоровье.

3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.

4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.

5. Полноценное речевое окружение.

6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии.

Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс № 1 (общий)

1.Удерживание губ в улыбке;

2. Вытягивание губ вперёд трубочкой;

3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

5. Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;

6. Удерживание узкого языка (иголочка);

7. Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих)

1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);

2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… (упражнение делается на одном выдохе);

3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л])

1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;

2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;

3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…(следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).

Упражнения для развития связной речи

· Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

· Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

· Подбирать действия к предметам и наоборот (Птица что делает? Летает);

· Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…

· Назвать слова с определённым слогом, звуком;

· Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

· «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

· «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

· «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

· «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

· «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

· Переделать известную сказку;

· Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

· Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;

· Придумать продолжение сказки;

· «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

· Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: