Памятка родителям по развитию речи ребенка
Развитие речи ребёнка в норме
1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).
2 - 3 месяца – гуление;
4 - 6 месяцев – лепет;
9 - 12 месяцев – первые слова.
2. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
1,5 - 2 года – фраза;
к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).
К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.
6 - 7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.
4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.
Особенности речевого развития детей 6-7 лет
· Правильно произносят все звуки родного языка;
· Производят простейший звуковой анализ слов;
· Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
· Грамматически правильно строят фразу;
· Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
· Свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
· Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Предпосылки нормального развития речи ребёнка
1. Психологическое и физическое здоровье.
2. Нормальные умственные способности.
3. Нормально развитый слух и зрение.
4. Потребность в речевом общении.
5. Полноценное речевое окружение.
Предпосылки для успешного овладения грамотой
1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
|
2. Психическое и физическое здоровье.
3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
5. Полноценное речевое окружение.
6. Нормальное развитие двигательной сферы.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии.
Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.
Комплекс № 1 (общий)
1.Удерживание губ в улыбке;
2. Вытягивание губ вперёд трубочкой;
3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
5. Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
6. Удерживание узкого языка (иголочка);
7. Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.
Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих)
1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… (упражнение делается на одном выдохе);
3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).
|
Комплекс № 3 (для звуков [р-л])
1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…(следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).
Упражнения для развития связной речи
· Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
· Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
· Подбирать действия к предметам и наоборот (Птица что делает? Летает);
· Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
· Назвать слова с определённым слогом, звуком;
· Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
· «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
· «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
· «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
· «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
· «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
· Переделать известную сказку;
· Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
· Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
· Придумать продолжение сказки;
· «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
· Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).