ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ
Профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.Профессия нужна для удовлетворения потребностей как общества, так и человека.
Мир профессий достаточно изменчив. Одни профессии возникают, другие упраздняются, третьи преобразуются, четвертые объединяются. Сестринский персонал может гордиться, что он принадлежит к одной из очень древних профессий. Конечно, меняются и сущность ухода, и названия специалистов, обеспечивающих уход. Однако потребность в уходе, осуществляемом посредством человеческих контактов, будет существовать всегда.
Профессиональный труд
Человек осуществляет разные виды труда — от самообслуживания и исполнения до творчества. Труд может стать средством не только поддержания существования, но и самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни.
А. К. Маркова рассматривает две стороны труда:
— объект труда. Это объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции, средства, условия;
— субъект труда (психограмма) — это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения профессиональных норм и эффективного выполнения труда.
Классификации профессий
Наиболее полная классификация профессий разработана Е.А. Климовым. Он выделяет 5 основных типов профессийпо объекту труда:
• профессии типа человек - человек: медицинские работники, учителя, психологи, милиционеры, работники сферы обслуживания (продавцы, парикмахеры и т.д.) и др.;
• профессии типа человек - природа: полеводы, животноводы, пчеловоды, ветеринары, агрономы и т.д.;
• профессии типа человек - техника: летчики, инженеры, механики, шоферы, машинисты, водители, слесари, швейники и т.д.;
• профессии типа человек - художественный образ: музыканты, писатели, художники, артисты, реставраторы и т.д.
• профессии типа человек - знаковая система: программисты, конструкторы, редакторы, лингвисты и т.д.
По субъекту труда, т.е. по требованиям к психофизиологическим особенностям человека, можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности (необходимы определенные природные данные), и профессии с относительной профпригодностью, где отсутствие тех или иных качеств может компенсироваться мотивацией и опытом.
Профпригодность — это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. Помимо способностей, профпригодность включает в себя мотивацию, удовлетворенность трудом.
Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.
Модель специалиста
По мере совершенствования работник превращается из простого исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. Иногда человек развивается и дальше, становится новатором, суперпрофессионалом и обогащает профессию.
Одно из направлений психологии труда — разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знании и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.
Модель специалиста может включать:
• профессиограмму — описание психологических норм и требований к деятельности специалиста;
• профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист1;
• квалификационный профиль — сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты.
Профессиограмма включает
психограмму — описание психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности и
трудограмму — описание труда.
Психограмма
Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
Характеристики операциональной сферы специалиста:
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реали-зовывать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.
Трудограмма
1. Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии — стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.
4. Профессиональные знания.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.
6. Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.
7. Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.
8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.
9. Результат (продукт) труда — это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.
12. Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.
13. Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.
14. Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.
Уровни профессионализма
Профессионал — это специалист:
• овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;
• сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;
• вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;
• нашедший свое индивидуальное предназначение;
• стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности;
• повышающий престиж своей профессии в обществе.
Человек становится профессионалом не сразу. А.К. Маркова
выделяет следующие уровни профессионализма.
/. Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, еще не овладев нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди долго задерживаются на нем.
2. Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.
3. Суперпрофессионализм. На этом уровне человек «выходит за пределы профессии» и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом либо допускает брак в работе; либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает свое и профессиональное, и личностное развитие; либо преследует лишь цели личного преуспевания. Все это — отсутствие профессионализма.
5. Послепрофессионализм. Этот термин относится к людям пенсионно-
го возраста. Существуют разные модели поведения в этом периоде. Человек может быть экспрофессионалом, а может — советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.
Становление профессионала
Становление профессионала опирается на общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрастезакладываются общечеловеческие способности (к познанию, к мышлению, к общению, к труду и т.д.),
в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.),
в юношеском возрастеначинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессий),
в зрелом возрастеформируются специальные профессиональные способности.
Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют:
• следование профессиональной этике;
• индивидуальная социальная и экономическая ответственность;
• внутренний локус контроля;
• помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;
• внутренняя диалогичность личности;
• адекватная самооценка;
• готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых профессиональных знаний, умений, навыков. Психологическое становление профессионала — это динамический процесс, имеющий несколько уровней, которые описаны выше.
Внутри уровня профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Он начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения, в основном завершаясь в первые 1—2 года трудовой деятельности1.
Хотя этап может растянуться на долгие годы и проходить болезненно. Мы считаем его наиболее важным для становления профессионала.
Когда молодые медсестры начинают работать, окружающая их реальность может вызвать настоящее потрясение. Врачи ничего не объясняют; старшая медсестра все время удивляется: «Чему вас учили?»; другие медсестры заставляют все время бегать по лабораториям; больные наглые, лечиться не хотят, а уж о их родственниках и говорить не хочется. Потрясение может вызвать состояние фрустрации (переживание неудачи), продолжающееся до тех пор, пока не удастся приспособиться к новой ситуации. Неспособность адаптироваться мешает последующему становлению профессионала. Трудности адаптационного периода может уменьшить наставник.
Профессиональная общность и профессиональная среда
Адаптационный период молодого специалиста зависит также от профессиональной общности, членом которой он становится. Профессиональная общность — это социальная общность, которая организована специально для эффективного решения единых профессиональных задач. На взаимодействие людей в общности существенно влияет профессиональная среда. Профессиональная среда — это совокупность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходимые действия, организация труда, иерархические отношения) и социальных (человеческие взаимоотношения, микроклимат, восприятие и осознание самими работниками своего труда) условий труда.
Медсестры заняты совместным организованным трудом. В профессиональной среде медсестра — член бригады. Основной цели профессиональной деятельности — обеспечения и поддержания оптимальной жизнедеятельности пациента — нельзя достичь в одиночку. Медсестры — это «соединительная ткань» ЛПУ.
Социальная подсистема создается участниками профессиональной общности, в том числе молодыми специалистами. С первых дней своей трудовой деятельности они должны чувствовать определенную долю ответственности за состояние профессиональной среды.
Важным компонентом социальной подсистемы является психологический климат — преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Согласно одной точке зрения, психологический климат в коллективе определяется типом кооперативных взаимоотношений членов профессиональной общности, согласно другой — личностными отношениями людей.
Существуют психологические характеристики целостной профессиональной общности, которые надо учитывать и вновь включаемому, и уже включенному в нее человеку. Это:
совместимость — оптимальное сочетание качеств людей, при котором обеспечивается наибольшая эффективность деятельности;
сплоченность — согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений;
сработанность — способность к согласованным действиям в процессе совместного труда;
стабильность — противоположность текучести кадров;
соревновательность — ревность, рвение, усердие;
организованность — способность коллектива действовать организованно в ситуации неопределенности.