Становление профессионала




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ

Профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие спо­собности и профессионально важные качества.Профессия нужна для удовлетворения потребностей как общества, так и человека.

Мир профессий достаточно изменчив. Одни профессии возни­кают, другие упраздняются, третьи преобразуются, четвертые объе­диняются. Сестринский персонал может гордиться, что он принад­лежит к одной из очень древних профессий. Конечно, меняются и сущность ухода, и названия специалистов, обеспечи­вающих уход. Однако потребность в уходе, осуществляемом по­средством человеческих контактов, будет существовать всегда.

 

Профессиональный труд

Человек осуществляет разные виды труда — от самообслужива­ния и исполнения до творчества. Труд может стать средством не только поддержания существования, но и самовыражения, саморе­ализации, поиска и достижения смысла жизни.

А. К. Маркова рассматривает две стороны труда:

объект труда. Это объек­тивный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции, средства, условия;

субъект труда (психограмма) — это те психологические характе­ристики, которые необходимы конкретному человеку для усвое­ния профессиональных норм и эффективного выполнения тру­да.

 

Классификации профессий

Наиболее полная классификация профессий разработана Е.А. Кли­мовым. Он выделяет 5 основных типов профессийпо объекту труда:

• профессии типа человек - человек: медицинские работники, учителя, психологи, милиционеры, работники сферы обслужи­вания (продавцы, парикмахеры и т.д.) и др.;

• профессии типа человек - природа: полеводы, животноводы, пчеловоды, ветеринары, агрономы и т.д.;

• профессии типа человек - техника: летчики, инженеры, меха­ники, шоферы, машинисты, водители, слесари, швейники и т.д.;

• профессии типа человек - художественный образ: музыканты, писатели, художники, артисты, реставраторы и т.д.

• профессии типа человек - знаковая система: программисты, конструкторы, редакторы, лингвисты и т.д.

 

 

По субъекту труда, т.е. по требованиям к психофизиологичес­ким особенностям человека, можно выделить профессии, требую­щие абсолютной профпригодности (необходимы определенные при­родные данные), и профессии с относительной профпригодностью, где отсутствие тех или иных качеств может компенсироваться мо­тивацией и опытом.

Профпригодность это совокупность психологических и психо­физиологических особенностей человека, необходимых и достаточ­ных для достижения им при наличии специальных знаний, уме­ний, навыков общественно приемлемой эффективности труда. Помимо способностей, профпригодность включает в себя мотива­цию, удовлетворенность трудом.

Человеку приходится постоянно работать над профпригоднос­тью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.

Модель специалиста

По мере совершенствования работник превращается из просто­го исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. Иногда человек развивается и дальше, становится новатором, суперпрофес­сионалом и обогащает профессию.

Одно из направлений психологии труда — разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знании и уме­ний, в совокупности представляющих специалиста как члена об­щества.

Модель специалиста может включать:

профессиограмму — описание психологических норм и требова­ний к деятельности специалиста;

профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист1;

квалификационный профиль — сочетание видов профессиональ­ной деятельности и степени их квалификации и оплаты.

Профессиограмма включает

психограмму — описание психоло­гических качеств, желательных для эффективного выполнения про­фессиональной деятельности и

трудограмму — описание труда.

 

Психограмма

 

Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы спе­циалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценно­стные ориентации человека, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результа­том.

Характеристики операциональной сферы специалиста:

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт про­фессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реали-зовывать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также ка­чества, отсутствие которых может быть компенсировано.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональ­ной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Психологическая сторона труда может устанавливаться только с уча­стием психолога.

 

Трудограмма

1. Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направ­ленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии — стороны окружающей действитель­ности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное виде­ние предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.

4. Профессиональные знания.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необ­ходимые для успешного достижения результата.

6. Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.

7. Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совме­стной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нор­мы выполнения; субординация.

9. Результат (продукт) труда — это изменения, которые человек при­вносит в предмет труда; критерии оценки результатов.

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные раз­ряды в профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные га­рантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного про­движения и поощрения.

12. Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ве­дение документации, ограничения, должностные обязанности.

13. Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.

14. Негативные стороны профессии: возможные материальные и мо­ральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыс­кания.

 

Уровни профессионализма

Профессионал — это специалист:

• овладевший высокими уровнями профессиональной деятельно­сти;

• сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;

• вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;

• нашедший свое индивидуальное предназначение;

• стимулирующий в обществе интерес к результатам своей дея­тельности;

• повышающий престиж своей профессии в обществе.

Человек становится профессионалом не сразу. А.К. Маркова

выделяет следующие уровни профессионализма.

/. Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как нови­чок, еще не овладев нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди долго задерживаются на нем.

2. Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также начинает осозна­вать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.

3. Суперпрофессионализм. На этом уровне человек «выходит за преде­лы профессии» и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уро­вень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом либо допускает брак в работе; либо отдает всю жизнь работе и при этом искажа­ет свое и профессиональное, и личностное развитие; либо пре­следует лишь цели личного преуспевания. Все это — отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этот термин относится к людям пенсионно-

го возраста. Существуют разные модели поведения в этом периоде. Человек может быть экспрофессионалом, а может — советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.

 

Становление профессионала

Становление профессионала опирается на общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрастезакладываются общече­ловеческие способности (к познанию, к мышлению, к общению, к труду и т.д.),

в школьном возрасте возникают специальные способно­сти (гуманитарные, технические и т.д.),

в юношеском возрастена­чинают складываться общие профессиональные способности (к раз­ным типам профессий),

в зрелом возрастеформируются специальные профессиональные способности.

 

Становление человека как профессионала тесно связано с раз­витием его личности. В сегодняшнем обществе становлению про­фессионала наиболее способствуют:

• следование профессиональной этике;

• индивидуальная социальная и экономическая ответственность;

• внутренний локус контроля;

• помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и опе­ративность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;

• внутренняя диалогичность личности;

• адекватная самооценка;

• готовность к дифференцированной оценке уровня своего про­фессионализма и т.д.

Психологическое становление профессионала означает появле­ние новых качеств в психике человека, новых профессиональных знаний, умений, навыков. Психологическое становление профес­сионала — это динамический процесс, имеющий несколько уров­ней, которые описаны выше.

Внутри уровня профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Он начинается в процессе про­фориентации, продолжается в ходе профессионального обучения, в основном завершаясь в первые 1—2 года трудовой деятельности1.

Хотя этап может растянуться на долгие годы и проходить болез­ненно. Мы считаем его наиболее важным для становления профес­сионала.

Когда молодые медсестры начинают работать, окружающая их реальность может вызвать настоящее потрясение. Врачи ничего не объясняют; старшая медсестра все время удивляется: «Чему вас учи­ли?»; другие медсестры заставляют все время бегать по лаборатори­ям; больные наглые, лечиться не хотят, а уж о их родственниках и говорить не хочется. Потрясение может вызвать состояние фруст­рации (переживание неудачи), продолжающееся до тех пор, пока не удастся приспособиться к новой ситуации. Неспособность адап­тироваться мешает последующему становлению профессионала. Трудности адаптационного периода может уменьшить наставник.

 

Профессиональная общность и профессиональ­ная среда

Адаптационный период молодого специалиста зависит также от профессиональной общности, членом которой он становится. Про­фессиональная общность — это социальная общность, которая орга­низована специально для эффективного решения единых професси­ональных задач. На взаимодействие людей в общности существенно влияет профессиональная среда. Профессиональная среда — это сово­купность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходи­мые действия, организация труда, иерархические отношения) и со­циальных (человеческие взаимоотношения, микроклимат, восприятие и осознание самими работниками своего труда) условий труда.

Медсестры заняты совместным организованным трудом. В про­фессиональной среде медсестра — член бригады. Основной цели профессиональной деятельности — обеспечения и поддержания оптимальной жизнедеятельности пациента — нельзя достичь в одиночку. Медсестры — это «соединительная ткань» ЛПУ.

Социальная подсистема создается участниками профессиональ­ной общности, в том числе молодыми специалистами. С первых дней своей трудовой деятельности они должны чувствовать определен­ную долю ответственности за состояние профессиональной среды.

Важным компонентом социальной подсистемы является психо­логический климат — преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Согласно одной точке зрения, психологический климат в коллективе определяется типом коопе­ративных взаимоотношений членов профессиональной общности, согласно другой — личностными отношениями людей.

Существуют психологические характеристики целостной професси­ональной общности, которые надо учитывать и вновь включаемому, и уже включенному в нее человеку. Это:

совместимость — оптималь­ное сочетание качеств людей, при котором обеспечивается наиболь­шая эффективность деятельности;

сплоченность — согласие, едино­мыслие, взаимное принятие мнений;

сработанность — способность к согласованным действиям в процессе совместного труда;

стабиль­ность — противоположность текучести кадров;

соревновательность — ревность, рвение, усердие;

организованность — способность коллек­тива действовать организованно в ситуации неопределенности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: