Сейчас для всех, очевидно, что Россия находится в жесточайшем кризисе. Из него невозможно выйти, не дав, прежде всего, реалистичную оценку и не вскрыв причины пребывания страны в перманентном воспроизводственном коллапсе.
Как справедливо отмечают многие экономисты, российское правительство все эти годы вопреки фактам старательно избегало понятия “кризис”, постоянно твердило о “стабилизации” и “признаках роста”. Предпочитая говорить о “стабилизации”, Правительство РФ признавало кризис лишь в отдельных сферах: “кризис неплатежей”, “бюджетный кризис”, “финансовый кризис” и т.п.
Не рассматривая кризис всесторонне, правительство недооценивало ситуацию, не провело глубокого анализа, который позволил бы до конца понять причины кризиса и далее разработать систему взаимосвязанных всеобъемлющих мер по выходу из экономического тупика.
На протяжении достаточно длительного времени анализ положения дел в экономике России обычно связывался с оценкой финансов, денежного обращения, рынков ценных бумаг. И определяется это возрастающей ролью финансовой среды в функционировании экономических отношений как во внутристрановом, так и в мировом разрезе. Резко способствовала возрастанию всеобщего интереса к финансовой среде череда финансовых кризисов, разверзшихся в самое последнее время в различных регионах мира. В этой связи происходит существенное смещение исходных данных анализа экономической жизни. Реальный сектор экономики где-то уже не представляется опережающим, и формируется обманное впечатление, что исключительно мощь и развитость финансовой сферы делают государства и их народы богатыми, процветающими.
Однако, основой любой экономики является промышленность.
Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
1) выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
2) производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);
4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.
Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существующего машиностроительного комплекса, которая главным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России.
Проявившаяся в 1999 году положительная динамика спроса внугреннего рынка на машины и оборудование сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограниченным потенциалом импортозамещения отечественного машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реализации продукции на внутреннем рынке в результате импортозамещающего фактора ожидается по легковым автомобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализированных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Развитие российского экспорта машин и оборудования в прогнозируемом периоде до 2005г. может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза продукции российского тяжелого и общего машиностроения для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического содействия. Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономической поддержкой со стороны государства.
Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить достаточно весомым источником инвестиций в отрасль.
Одним из наиболее важных и реальных источников привлечения инвестиций в промышленные отрасли в современных условиях является международное сотрудничество, а авиационная промышленность обеспечивает до 2/3 объема экспорта оборонных отраслей промышленности, как по линии гражданской продукции, так и по линии авиационных вооружений и военной техники.
Авиационная промышленность России способна и должна стать одним из основных «локомотивов» возрождения нашей экономики, стать точкой роста. Однако для этого необходима реализация взвешенной и последовательной промышленной политики, в меру гибко адаптированной к меняющимся внешним условиям, но не упускающей глaвную цель - сохранение и развитие высокотехнологичной отрасли для обеспечения вопросов оборонной достаточности, безопасной эксплуатации авиационной техники, эффективной конкурентности в открытом авиационном сообществе. Стабилизация и развитие предприятий российской авиационной промышленности возможно при осуществлении комплекса необходимых, глубоко продуманных и конкретных мероприятий, затрагивающих как вопросы гocyдapcтвенной поддержки авиастроения, так и нaxoдящиecя в ведении ФСВТ России, МАК и Минторга России вопросы.
С целью обеспечения государственной поддержки российской aвиaциoнной промышленности и стимулирования продаж отечественной авиатехники Минэкономики России, по предложениям головных институтов авиационной промышленности, ведущих конструкторских бюро, специализирующихся в области создания гражданской и военной авиационной техники, разработало и внесло на рассмотрение Правительства пакет законодательных и других нормативно-правовых документов, предусматривающих:
-введение ряда налоговых льгот для российских лизинговых компаний и банков, финансирующих приобретение отечественных воздушных судов (освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог, частичное освобождение от уплаты налога на прибыль и т.д.);
-снижение величины госпошлины за регистрацию договоров залога воздушных судов;
-освобождение от НДС ввозимых комплектующих иностранного производства для отечественной авиатехники при условии, что ввозимые комплектующие не имеют российских аналогов;
-освобождение от уплаты таможенных пошлин ранее экспортированных отечественных воздушных судов и ввозимых обратно российскими авиакомпаниями на условиях временного ввоза;
-повышение до 85% лимита государственных гарантий по проектам лизинга отечественных воздушных судов.
Принятие этих документов позволит обеспечить действенную государственную поддержку авиационной промышленности, а также специализированным лизинговым компаниям, так как содержит глубоко продуманные и профессионально подготовленные экономические меры поддержки системе разработки, производства и поставок авиационной техники.
Особенности развития машиностроения в мире
В высокоразвитых странах на машиностроение приходится 1/3-2/5 и больше продукции обрабатывающей промышленности. Именно в этой сфере ярко проявляется лидерство этих стран.
Наибольшее разнообразие присуща машиностроению США, Японии, Великобритании, Франции, Германии. Они имеют все отрасли машиностроительного производства и непосредственно формируют мировой рынок. Найвичерпнише номенклатура машиностроительной продукции представлена в США; в Западной Европе это касается ФРГ, а четверть века назад к ним присоединилась и Япония. Остальные страны не в состоянии полностью обеспечить себя этой продукцией и поэтому зависит от поставок внешнего рынка.
Структура машиностроения Швейцарии, Канады, Швеции и ряда других стран ориентирована не на внутренний рынок, а на мировой. Она словно дополняет структуру машиностроения других стран. Речь идет о специализации на выпуск продукции небольшими партиями.
Развивающиеся страны, находятся на разных стадиях экономического развития. Некоторые по выпуску продукции машиностроения на душу населения близки к развитым, но здесь следует учитывать структуру производства. Машиностроение в них развивается за счет дешевого труда. Южной Кореи, Сингапура и др. свойственна ориентация на развитые страны как рынок сбыта, большая роль иностранного капитала в отрасли, дешевая рабочая сила.
Есть, например, группа (Бразилия, Индия, Мексика, Аргентина и др.), в которой благодаря развитию других отраслей, работающих на мировой рынок, созданы возможности для роста машиностроения, которое в большой степени контролируется иностранным капиталом.
В наименее развитых странах машиностроение представлено преимущественно ремонтными и уборочными предприятиями.
Западная Европа, Япония, США являются основными поставщиками изделий высокой сложности для мирового рынка. «Новые» машиностроительные страны производят массовые товары среднего технического уровня, у них происходит усложнение машиностроительных производств.
В мировом машиностроении сформировалось пять регионов:
Североамериканский регион производит более 30% продукции, имеет самую широкую номенклатуру изделий и специализируется на выпуске научно-й капиталоемких товаров. На него приходится 1 / 4 продукции мирового автомобилестроения, 2 / 3 гражданского самолетостроения и 70% больших ЭВМ. Регион выступает экспортером продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Наряду с этим он импортирует различную бытовую технику, автомобили, суда.