Житие святого равноапостольного великого царя Константина и святой Христолюбивой матери его Елены




[1]Конста, прозываемый Флор, царь Римский, внук прежнего царя Клавдия, от дочери того рожденный, отцом был великого Константина, которого родил от Елены. Имел же Конста и иных детей от иной жены, именем Феодора, которая была дочерью царя Максимиана Еркулеа – она родила Консте Константиа (отца Галлиева и Иулианова), Далматия Аннибала и дочь Констанцию, которая была дана за Ликиния. А от Елены один только Константин великий рожден был, который и был наследником царствия отца.

[2]О Консте отце Константиновом повествуется, что хотя он и идолопоклонником по древнему обычаю римскому показывался, но не прилежен был к службе идольской как прочие идолопоклонники, но на вышнего Бога полагался и уповал на Него. Учил он и сына своего Константина от горнего промышления искать и просить помощи, а не от идолов. Милосердовал же он о христианах мучимых тогда и убиваемых от иных царей нечестивых, и не гнал он Церкви Христовой и даже защищал от гонения. И имели верные покой под державою его в странах западных. На востоке же не переставали еще гонения, ибо Максимиан Галерий[3], зять Диоклитиана восточными тогда обладал странами.

Было же у царя Консты множество христиан в различных санах при дворе его служащих ему. И захотев царь явно узнать которые от них мужи добрые, совершенные и постоянные в вере, сотворил следующее испытание. Созвал весь двор свой царский и сказал: «Если кто мне верен и хочет в палатах моих быть, то да поклонится богам моим и жертвы со мною вместе да принесет им, и будет мне другом искренним, и послужит нам в сане своем, сподобляясь от нас большей чести. Если же кто не изволит богам моим поклониться, то да отойдет от двора моего, куда хочет – не могу ведь с неединоверными быть вместе». То сказав, царь увидел как на две части разделился его двор: которые были истинными рабами Христовыми, те отделялись особо и, оставляя свои великие саны и почет, начали исходить из палат царских; а те, которые любили мир сей и славу его более, нежели Христа Бога, те соизволяли словам царским и ко идолопоклонению приставали. Царь же истинных христиан удержал, сказав им: «Так как вижу вас верно Богу вашему служащих, то вас хочу иметь мне слугами и друзьями, и советниками – ибо надеюсь, что каким образом верны вашему Богу, так и мне верны будете». Ко изволившим же уклониться от Христа и поклониться идолам, сказал: «Вас же совсем не хочу иметь во дворе моем – если Богу вашему не соблюдаете веры, то как мне верными будете», - и так постыженных отринул от лица своего. Из этого явно есть, сколь был добр царь тот и милостив к истинным христианам. Был же он в Британии и в болезнь смертную впавши, царство свое Константину сыну, от Елены рожденному вручил (так ка того более всех детей своих от иной жены рожденных любил) и скончался.

Когда же принял Константин по смерти отца своего власть царскую, с соизволением всего воинства – всем же был он любезен, быв как доброго корня добрая отрасль, - услышал о том Максенций (сын усыновленный Максимиана Еркулея) и, завистью объятый быв, обольстил некоторых сенаторов в Риме, дав им многие дары и большие дать обещавший, и похитивши престол царский сделался самовластно царем Римским, хотя и не благоволил о нем народ римский и все войны. Когда об этом стало известно Константину – не прогневался на него, но и даже соизволил тому и послал к нему послов своих миротворных, попуская Максенцию царствовать в Риме, сам же довольствуясь Британией и сопредельными ей странами. Но Максенций не хотел с Константином мира и не хотел царем его называть, сам желая быть всех Римских области земель и стран самодержец. Укрепившись же в Риме, начал многие злобные дела творить людям, не только христиан гоня [4], но и своих поганых (язычников) муча, и убивая честн`ых сенаторов и разграбляя имения их и благородные дома насилию подвергая нечестиво жил. Похищал же он сенаторских жен и девиц на нечистоту свою. Волхвованию же и чародеянию сильно прилежал, и был всему Риму очень тяжек и мерзостен, из-за лютого мучительства и прескверной своей жизни. Послали же римляне тайно к царю Константину, пребывающему в Британии с материю своею Еленою, моля его, да придет и избавит их от этого мучительства. Константин же написал сперва к Максенцию, дружески увещевая его, да такое мучительства делать перестанет. А Максенций не только не послушал его и не исправился, но и горшая сотворил, и на самого Константина готовя брань, весьма не хотел иметь его равным себе царем. Константин же слышав, что Максенций неисправленный пребывает, даже и горшая делает и против него полки воинственные многою мздою собирает, восстал и пошел на него бранью. Видя же не многую воинства своего силу, к сему же и о чарованиях злых Максенция размышляя, начал сомневаться, зная, что Максенций много крови человеческой на творимые волхвования пролил, многие отроки и девицы и беременные жены на жертву бесам заклал, милостивыми себе творя суетные боги своя, на них же надеялся. Видя же Константин, что с Максенцием великая сила была бесовская, начал единому молиться Богу, небом и землею обладающему, Его же христианский род почитает, да дарует ему образ победы на мучителя. Усердно же молившемуся ему явился в полудни образ Креста Господня, изображенный звездами, сияющий паче солнца и написание на нем: «Сим побеждай». Видели же это и все войны, среди них был Артемий [5], дукс (который потом от Иулиана Отступника мучен был за Христа) и удивлялись они и многие же из них начали бояться, ибо у язычников образ Крестный был знамением злополучия и смерти, так как на Кресте разбойников и злодеев казнили смертью. Боялись же войны – да не будет брань их злополучна, и царь Константин в недоумении был великом. Ночью же ему спавшему явился Сам Христос Господь и снова показал являющееся знамение Честного Креста и сказал ему: «Сотвори подобие знамения сего и повели перед полками носить и не только Максенция, но и вся враги твои победишь. Восстав же царь поведал боярам своим видение свое и, призвав знатных златорей, повелел им сотворить Честный Крест по образу явленного знамения из золота и бисера, и драгоценных камней. Еще же и всему воинству своему повелел знамение Крестное на всех оружиях, шлемах и щитах изобразить. Злочестивый же Максенций, увидев шествие Константина по Италии на Рим, со многою дерзостью римских воинов вывел и ополчился против великого Константина. Константин же повелел носить честный Крест пред полками воинов своих. И когда сошлись с Максенцием, тогда силою Честного Креста был побежден Максенций, и множество его воинов иссечено было. И сам Максенций начал убегать гонимый Константином царем и бежавшему ему мостом через реку Тибр, который сам же создал, разрушился мост силою Божией и потонул окаянный в реке с воинами своими, как древний фараон и исполнилась река всадниками и конями с оружием. Великий же Константин с победою пошел в Рим, и встретили его все люди с радостью великою честно, он же великое благодарение воссылая Богу, давшему ему победу на мучителя силою честного и животворящего Креста. На память же преславной той победы поставил Крест посреди города Рима на высоком столбе каменном и написал на нем: «Сим спасительным знамением град сей от ига мучительского был освобожден».

Втору брань он имел против византийцев, их же малый город ранее называемый Византион (Византий -?), некий грек Визас во время Манассии царя иудейского во имя свое создал. От них же Константин дважды побежденный, в печали был великой и вечером очи свои на небо возведя, увидел писание звездами сложенное, изображающее сие: «Призови Меня в день скорби твоей и изыму тебя и прославишь Меня». Устрашенный же быв, он снова очи на небо возвел и увидел Крест звездами как и прежде изображенный на небе, и написание возле него следующее: «С сим знамением победишь». И так пронесли перед полком Крест и после этого победил врагов своих и взял город их Византион.

Третью же брань имел он со скифами на Дунае реке, снова на небе спасительное оружие Крестное явилось ему, и победа как и прежде наступила. И из этого царь Константин силу на Кресте Распятого Христа разумев и Его единого веровав истинного быть Бога, крестился в Него с достохвальною материю своею Еленою.

[6]О крещении же Константиновом повествуется так: Божиим смотрением, строящим все на пользу человеческую, царь Константин впал в проказу очень лютую и неисцельную и был от ног даже до головы обложен струпьями. Многие же врачи премудрые и волхвы приводимы были к нему, не только от области Римской, но и от Персии, но никакой не получил в болезни своей отрады. После же и жрецы Юпитеровы от Капитолия к царю приступив, сказали: «Если не сделаешь себе купели из крови малых детей и не измоешься в ней пока она теплая, то невозможно тебе исцелиться. Если же так сделаешь, то здрав будешь. И нет тебе другого врачества, кроме этого». Царь же послал всюду собрать малых детей для приготовления себе купели из крови их, и собрано было в Капитолии множество детей, питающихся от грудей матерей своих. В подошедший же день, в который назначено было заколоть детей, пришел царь в Капитолий, ибо там жрецы готовились приготовить ему кровавую купель. И туда же множество женщин собрались, которые терзали волосы свои, ногтями лица свои расцарапывали, вопия и горько рыдая. Спросившему же царю, какая причина такого их плача и узнавшему, что это матери детей на заколение собранных, и умилился, видя их горькое рыдание и слезы и сказал: «О, коль великое бесчеловечие советовавших мне пролить кровь неповинную! Не известно, здоров ли буду, измывшись в крови неповинной; да если бы и известно ведал, что исцелюсь, то лучше, да я один потерплю болезнь, чем у стольких многих младенцев, никакого зла мне не сотворивших, кровь пролить и печалью их матерей исполнить». То сказав, возвратился в палату, матерям же повелел отдать детей их целых, еще же и золота каждой от царских сокровищ дав, отпустил их с миром. Преблагой же Бог такое видев милосердие, воздал ему сугубым здравием – телесным и душевным, ибо послал к нему верховных Своих апостолов святых, Петра и Павла, которые спавшему ему, явились в видении, стоявшие перед одром его. И спросил их царь:

- Кто вы и откуда?

Они же сказали:

- Мы Петр и Павел, апостолы Иисуса Христа, посланы к тебе от Него – да наставим тебя на путь спасения и скажем тебе баню, в которой получишь тела и души здравие. И да обещаем тебе жизнь вечную от Бога, временных ради жизней, дарованных от тебя детям, так как пощадил их – призови епископа Сильвестра, скрывающегося в горе Сорактес, из-за страха от тебя и его учения послушай, он же покажет тебе купель, в которой от всех скверн очистишься, душою и телом здоров выйдешь. – То сказав, святые апостолы отошли от него.

Царь же, проснувшись, удивлялся виденному и вот зашел к нему как обычно врач, он же сказал врачу: «Не требую уже врачевания вашего, так как надеюсь на Божественную помощь». И отослал его от себя. Повелел же немедленно икать всюду епископа Сильвестра и привести к себе с почестью. Был же обретен Сильвестр и к царю введен – принял его царь с почетом и любезно – сам встал, встретил и дружески обнял его. Также спросил его:

-Есть ли у вас некие боги, нарекающиеся Петр и Павел?

Сильвестр отвечал:

- Един у нас Бог, о, царь, Который создал небо и землю и все, что на них, а их же ты называешь Петр и Павел, так они не боги, но рабы Божии, проповедовавшие имя Христово по вселенной, после же и кровь свою за Господа своего от Нерона пролившие.

Царь же, услышав это, рад был и сказал:

-Молю тебя, о, епископ, покажи мне тех подобия, если имеешь на иконе изображённые, да явственнее узнаю, они ли, которые мне во сне явились.

Сильвестр же тотчас послал диакона, да принесет икону святых апостолов Петра и Павла. И видев царь изображенные лица апостольские произнес:

- Воистину они есть виденные мною, - и сказал все видение свое епископу подробно и молил его да покажет ему такую купель, в которой бы возмог очиститься от проказы душевной и телесной по речению явившихся ему в видении апостолов.

Святой же епископ Сильвестр сказал царю:

- Не как иначе подобает тебе, о, царю, в купель ту войти, если, во-первых, не уверуешь несомненно в Бога, Того, Его же проповедовали явившиеся тебе апостолы.

Отвечал царь:

- Если бы не веровал, что Иисус Христос есть единый Бог, то никогда бы не призвал к себе твою святыню.

Сказал ему святой:

- Подобает тебе сначала поститься, молитвою же и слезами и исповеданием грехов умилостивить Бога. Отложи же порфиру и венец твой на семь дней и во внутренних спальных палатах твоих затворись и во вретище и пепле сотвори покаяние, плача и на землю себя пометая; повели же затворить идольские храмы и жертвам их перестать, находящихся же в изгнании христиан освободи и во узах сидящим послабление даруй, благ будь к просящим у тебя и всякое благое прошение исполни и дай от твоего имения убогим милостыню достаточную.

И обещал царь все это делом исполнить. Епископ же, возложив на него руку, помолился и, огласив его, отошел. И собрав всех верных, повелел им также поститься и молиться да перестанут гонения на Церковь Божию и тьма идолопоклонения да истребится и свет спасительный всем да воссияет. В подоспевший же седьмой день пришел святой к царю и, поучив его много о тайнах святой в Пресвятую Троицу веры, приготовил ему купель для крещения святого. В которую, когда вошел царь, и погрузил его святой Сильвестр, призывая над ним имя Пресвятой Троицы; внезапно облистал его свет великий с небес, сильнейший солнечных лучей и исполнилась храмина неизреченного сияния. Очистился же царь тут же и от проказы, которая вся в воде осталась, отпавши от тела его как чешуя от рыбы и вышел из купели здрав, яко ни следа от бывших язв на теле его не являлось. Одев же белые по святом крещении одежды, исповедал сам, говоря, что когда погрузился: «в воде почувствовал руку свыше простершуюся и коснувшуюся меня». И тотчас дал заповедь, да никто же дерзнет хулить Христа и злодействовать к христианам. Создал же в царском дворе своем церковь во имя Спасителя Христа и повелел да крестятся невозбранно все хотящие быть христианами, одежды же ко крещению белые да берут от царских сокровищ. И крестилось в тот час людей множество многое, и день от дня разрасталась и множилась Церковь Христова, идолопоклонение же умалялось. И была радость великая верным, их же такое уже множество было в Риме, что хотели изгнать из города всех, не хотящих быть христианами. Но царь запретил народу, говоря: «Не хочет наш Бог, чтобы кто-нибудь неволей и нуждою убежден был к Нему приходить, но если кто вольною волею и благим намерением приступает к Нему, о том Он и благоволит и милостиво его приемлет; почему как кто хочет, так да верует свободно и да не гонит один другого. Тем царским ответом много возвеселились люди, что свободно жить всех оставляет, каждого при своей вере и вольной воле. Не только же в Риме радость была верным, но и по всей вселенной – так как всюду испускаемы были от уз и темниц верные, за Христа мучимые, возвращались из заточения исповедники Христовы, укрывающиеся в горах и пустынях из-за страха мучителей, безбоязненно приходили ко своим, и всюду гонения умолкли и мучительство перестало.

После сего благочестивый царь Константин восхотел создать во имя свое город во Илии, где (как повествуют) была брань троян и эллинов. Но Божием извещением возбранено ему было созидать там город, повелено же, да лучше созиждет его в Византии. Повинуясь изволению Божию, создал град в Византии великий и преславный и всякими узорами украсил и нарек его в свое имя Константинополь, в который и престол свой из старого Рима перенес и новым Римом называть повелел и возложил его на защищение Божие и Пречистой Его Божией Матери.

Смущал же тогда злочестивый Арий ересью своей Церковь Христову. Восхотел благоверный сей царь явно испытать о святой вере и повелел быть великому Вселенскому в Никее собору, и сошлись святые отцы триста восемнадцать и составили православные догматы святой веры, Ария же и ересь его прокляли. Был же тот собор Вселенский первый. После его завершения, царь Константин блаженную матерь свою Елену как очень боголюбивую во Иерусалим на изыскание Честного Креста Господня послал со имением многим. [7]Она же пойдя во Иерусалим святые места видела и от скверн идольских те очистила и честные мощи различных святых на свет произвела. Был же тогда во Иерусалиме патриарх Макарий, который с подобающей честью царицу встретил. Блаженная же царица Елена, желая взыскать сокровенный от иудеев животворящий Крест Господень, призвала всех иудеев и вопрошала их – да покажут ей место, где скрыт был честной Крест Господень. Отрицающимся же им, что не знают, царица Елена муками и смертью грозила. Они же показали ей некоего старого мужа, Иуда именем, говоря, что «сей может показать тебе искомое, так как честного пророка он есть сын». И по многому допросу бывшему, Иуда же отрицался поведать, - повелела его царица поместить в глубокий ров, в котором, пребыв некоторое время, обещался сказать. Достав его, пришли на место где была гора великая, насыпанная прахом земным и камнем, на которой Адриан царь Римский уже создал храм богине Венере, и в нем поставил ее кумира, и там Иуда оный показал, что сокровен Крест Господень. Царица же Елена повелела храм идольский разломать, прах земной и камни рассыпать и копать. Макарию же патриарху, помолившемуся на том месте, изошёл запах благоуханный и тотчас гроб и место лобное явились к востоку и возле них обрели погребенные три креста и потом обрели честные гвозди. Недоумевали же все, который бы Крест был Христов. Случилось в то время несомому быть некоторому мертвецу на погребение. Тогда Макарий патриарх повелел несущим остановиться. И полагаемы были кресты на мертвеца по одному, когда же был положен Крест Христов, тут же мертвец воскрес, и восстал живой силою Божественного Креста Господня. Царица же с радостью приняла честной Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и весь синклит царский, которые были с нею. Иные же не могли видеть и лобызать Креста святого в то время из-за тесноты, и просили, по крайней мере, издалека видеть его. Тогда Макарий патриарх Иерусалимский на высочайшем став месте, сотворил воздвижение, показывая честной Крест народу, они же взывали: «Господи помилуй». И с того времени начался праздник Воздвижения Честного Креста. Царица же Елена часть сего честного древа у себя сохранила, также и святые гвозди. А прочее вложивши в серебряный ковчег, дала Макарию патриарху на сохранение впредь будущим поколениям. Тогда Иуда этот с множеством жидов веровал и крестился и наречен был во святом крещении Кириак[8], который потом патриархом Иерусалимским был и при Юлиане законопреступнике мученный за Христа скончался. Святая же царица Елена повелела во Иерусалиме по святым местам церкви созидать. Первой повелела создать церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, где святой гроб Христов и где честной Крест обретен был. И также повелела создать в Гефсимании, где гроб Пресвятой Богородицы честного Ее Успения. Также и прочих восемнадцать церквей создала и всякими узорами украсила, и достаточной утварью одарив, в Константинополь пришла, неся с собою часть древа животворящего Креста и святые гвозди, которыми пригвождено было тело Христово. Затем по немногом времени преставилась к Богу, красиво Тому угодивши и погребена была честно. Великий же царь Константин, по преставлении святой матери своей Елены, пожив около десяти лет или побольше, на брань против персов вышел. И в некотором селе Никомидийском впал в болезнь и, познав приближающееся ему кончину, сотворил завещание, разделяя царство трем сыновьям своим, и, недомогая телом, предал святую свою душу в руки небесного Царя Христа Бога, и принесен был в Константинополь и славно погребен в храме святых апостолов. Скончался в тридцать второй год царствования своего. Всех же лет от рождения имел шестьдесят пять. Ныне же бесконечною живет жизнью в вечном Царстве Христа Бога нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь.

В тотже день память святого благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев.

И преподобного отца нашего Кассиана Грека, Угличского чцдотворца, о них же в Прологе.


[1] От Евсевия (Памфила, епископа Кесарийского), Никифора и иных различных историографов вкратце. зеленый

[2] Евсевий и Созомен

[3] Никифор

[4] От слова на Воздвижение Честнаго Креста, 14 сентября (27 по н.ст.)

[5] Память его от 20 октября. Дукс (лат. dux; мн. duces) — в Римской республике, Римской империи и Византии звание военного вождя. Впоследствии слово перешло в другие европейские языки: англ. duke со значением герцог, итал. doge дож и итал. duce дуче. Также так назывались военные вожди[en] лангобардов.

[6] От жития святого Сельвестра епископа Римского, 02 января

[7] От слова на воздвижение Честного Креста

[8] Память его октября 28



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: