Тема 2.12. А.П.Чехов.
Цель: изучение жизни и творчестваА.П.Чехова, научиться составлять план ответа, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя, составлять характеристику литературного героя, писать реферат.
Виды и формы самостоятельной работы:
-для овладения знаниями: работа над учебным материалом (учебника, с материалами, полученными по сети Интернет), подготовка рефератов (с презентациями);
-для формирования умений и владений: составление плана ответа, составление хронологической таблицу жизни и творчества писателя, составлять характеристику литературного героя, писать реферат.
-для закрепления и систематизации знаний: решение тестов, написание сочинения, защита рефератов с компьютерными презентациями.
Теоретическое обоснование.
1.Учебник. Литература. С.331 – 353.2. Схема хронологической таблицы:Даты | События в жизни писателя | Произведения |
4. Методические рекомендации по написанию сочинения (п. 2.9.)
Ход работы
Задание 1. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.П.Чехова».
Задание 2. (по группам). Чтение рассказов А.П. Чехова. Задание: подготовь ответы на вопросы в ходе чтения рассказов А.П. Чехова.
Задания для 1 группы по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».
Задание № 1.
В записной книжке Чехов отметил: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, может быть, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть».
Отразилась ли эта мысль Чехова в содержании повести «Ионыч»?
Задание № 2.
На протяжении всего повествования автор ни разу не назвал доктора Старцева Ионычем. Почему же именно так озаглавлена повесть?
Задание № 3.
Повествование об Ионыче завершено словами: «Вот и все, что можно сказать про него». Но рассказ не заканчивается на этом. Почему автор возвращается к семье Туркиных?
Задание № 4.
Что могло бы помешать превращению Дмитрия Старцева в Ионыча? Виноват ли он в своем духовном падении?
Задания для 2 группы по рассказу А.П. Чехова «О любви».
Задание № 1.
В чем суть рассказа? О чем он? Кто его герои?
Задание № 2.
Можно ли было предположить, как будут развиваться события? По каким приметам вы сделали такие выводы?
Задание № 3.
Какое значение для развития действия имел рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?
Задание № 4.
Каково ваше отношение к героям и их поступкам?
Задание № 5.
Что хотел сказать читателям автор? Как вы понимаете концовку рассказа?
Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки героев?
Задания для 3 группы по рассказу А.П. Чехов. «Человек в футляре».
Задание № 1.
Что находится в центре внимания Чехова — курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуй.
Задание № 2.
Один из знакомых Чехова заметил: «Вчера после прочтения «Человека в футляре» я более двух часов говорил об этом гнетущем, только в России возможном явлении». О каком явлении идет речь? Какие явления общественной жизни нашли отражение в рассказе?
Задание № 3.
В чем, на твой взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»? Как это раскрывается в образе главного героя?
Задание № 4.
С помощью каких приемов автор создает образ Беликова? Найди в тексте примеры использования гротеска.
Задание № 5.
Художественная деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Найди в тексте художественные детали и покажи их роль.
Задание 3. Чтение и анализ пьесы «Вишнёвый сад». Задание: ответь на вопросы при чтении пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
Задание № 1.
Прощаясь с Лопахиным, Петя Трофимов говорит о высшем счастье, к которому идет человечество. В это время «слышно, как вдали стучат топором по дереву».
Что подсказывает читателю автор этой деталью?
Задание № 2.
Почему в финальной сцене комедии повторяется «звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»? Почему автор не закончил этим пьесу, а добавил: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву»?
Задание № 3.
Зачем Лопахин купил вишневый сад? Почему он с иронией говорит о себе: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада!»? А следом сад «нового помещика» идет под топор? Есть ли у Лопахина и настоящих помещиков Гаева и Раневской общие черты?
Задание № 4.
Чехов считал, что центральный образ пьесы — Лопахин. Совпадает ли авторская точка зрения с твоим восприятием комедии? Какой образ произведения ты считаешь главным?
Задание № 5.
В. Г. Короленко считал, что в комедии «Вишневый сад» нет ни малейшей крупицы «надежды на лучшее будущее». А один из современников писал Чехову: «Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его страстный, бодрый и уверенный призыв к жизни, новой жизни,...призыв к деятельности, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе, —... я испытал такое наслаждение, такое счастье...»
Чем отличается это мнение от мнения В. Г. Короленко? Какую оценку комедии ты считаешь верной?
Задание № 6.
Чехов отмечал: «Аню может играть кто угодно,... лишь бы была молода, и походила бы на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Это роль не из важных».
Следовательно, драматург считал ее образ второстепенным. Согласен ли ты с автором? Аргументируй свой ответ.
Задание 4. Написать сочинение. Темы:
1) «Человек в футляре» в творчестве Чехова».
2) Почему доктор Старцев стал Ионычем?
3) Тема прошлого и будущего в пьесе «Вишнёвый сад».
Литература.
1. Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., Демидова Н.А. и др. Под ред. Курдюмовой Т.Ф. Литература 11 кл. В 2-х ч. Учеб. для общеобразов. учрежд., М., «Дрофа», 2013.
2. А.П.Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишнёвый сад».