Часть I
Задание 6(2 балл) Задания на обращения к социальным реалиям: осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка |
1.3 Виды знаний |
1. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Для её описания использован метод теоретического объяснения. 2) Она сложна для самостоятельного изучения. 3) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости. 4) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные. 5) Её открытие произошло на основе полученного опыта. 6) Она изложена специальным языком математики. Ответ: |
2. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми эти черты указаны. 1) теоретическое обоснование 2) экспериментальная проверка 3) опора на авторитеты 4) использование специальных понятий 5) сложность усвоения 6) опора на повседневный опыт Ответ: |
3. Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства. 2) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами. 3) Содержание книги изложено профессиональным языком. 4) Все гипотезы исследователей были обоснованы. 5) Книга была напечатана в крупном издательстве. 6) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца. Ответ: |
4. Студент работает над рефератом о знаниях, полученных преимущественно эмпирическим путем. Какие примеры, иллюстрирующие этот вид знаний, он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которым они указаны. 1) создание теории происхождения космических черных дыр 2) получение данных об уровне загрязненности вод Байкала 3) получение данных об изменении курса валют 4) создание теории информационного общества 5) открытие явления магнитного притяжения 6) определение температуры плавления различных металлов Ответ: |
5. Студенты-третьекурсники Медицинской академии привлечены к эмпирическому исследованию особенностей протекания одной из детских болезней. Найдите в приведенном ниже списке характеристики исследовательской деятельности этих студентов. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений 2) выдвижение и обоснование гипотез 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных 5) разработка научных теорий 6) объяснение существующих взаимосвязей Ответ: |
6. Учащиеся профильного биологического класса приняли участие в научном исследовании. Предметом изучения были поведенческие особенности рыжих муравьев. Какие факты свидетельствуют, что школьники использовали эмпирические методы научного познания? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) участники исследования прошли обязательное собеседование с научным руководителем 2) школьники читали специализированную литературу 3) школьники выдвинули гипотезу о взаимосвязи светового дня и активности муравьев 4) наблюдение за муравейником проходило круглосуточно 5) в начале и конце исследования школьники измерили диаметр муравейника 6) была сделана попытка подсчитать количество рабочих муравьев Ответ: |
7. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.) 1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества 2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств 3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей 5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества Ответ: |
8. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности. Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) опора на данные наблюдений. 2) экспериментальное подтверждение выводов. 3) учет накопленного опыта 4) использование форм рационального познания 5) разработка обоснованных теорий 6) применение строго определенных понятий. Ответ: |
9. Учёные-социологи страны Z проводили исследование современной молодёжи. Они использовали различные методы. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) анкетирование молодых людей 2) наблюдение за поведением разных групп молодёжи 3) описание внешнего вида представителей разных молодёжных субкультур 4) выявление закономерностей поведения разных групп молодёжи 5) выдвижение гипотез о связи выявленных фактов 6) формулирование выводов Ответ: |
10. Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое исследование. Какие из приведённых фактов свидетельствует о том, что, в исследовании были использованы теоретические методы познания? Запишите цифры. под которыми указаны эти факты. 1) Школьники сформулировали и обосновали выводы. 2) Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений. 3) Школьники выдвинули гипотезу исследования. 4) Перед началом исследования были сформулированы прогнозируемые результаты. 5) Школьники описывали наблюдаемые явления. 6) В ходе исследования был проведён опрос учащихся школы Ответ: |
11. Ольга и Татьяна написали книгу о современном обществе. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Все выводы теоретически обоснованы. 2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом. 3. Содержание книги изложено специальным языком. 4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства. 5. Книга была напечатана в крупном издательстве 6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца. Ответ: |
12. Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции в государстве. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Все выводы теоретически обоснованы. 2) Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом 3) Содержание книги изложено специальным языком. 4) Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства. 5) Книга была напечатана в крупном издательстве. 6) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца. Ответ: |
13. Ньютон математически доказал, что законы движения планет Кеплера являются прямыми следствиями закона тяготения. По каким основаниям это доказательство можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Оно сформулировано на основе наблюдений. 2) Его истинность была установлена путем обобщения народной мудрости. 3) Для его описания использован метод теоретического объяснения. 4) Оно изложено специальным языком математики. 5) Оно описано последовательно и ясно. 6) Оно опирается на опытно установленные данные. Ответ: |
14. Учёные исследуют социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономического кризиса 2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов 3) теоретическое обоснование полученных данных 4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей 5) описание случаев социальной дифференциации населения 6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости Ответ: |
15. Герберт Спенсер является учёным-агностиком. Выберите верные суждения, отражающие его отношение к процессу познания, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) «Первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано». 2) «Истинность знания обеспечивается опытом». 3) «В действительности существует много явлений, не поддающихся оценке с точки зрения истинности или ложности». 4) «Критерием истинности является разум». 5) «Мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания». Ответ: |
16. Особым и наиболее древним видом познания является народная мудрость. Найдите в предложенном списке высказывания, в которых проявляется народная мудрость. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) «Цыплят по осени считают». 2) «При пересечении двух параллельных прямых секущей накрест лежащие углы равны». 3) «Чем выше температура, тем больше скорость движения молекул». 4) «Красный закат солнца — к сильному ветру». 5) «Птицы низко летают перед дождём». 6) «В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет». Ответ: |
17. Народная мудрость — результат обобщения результатов познания мира в повседневной жизни коллективным сознанием. Какие примеры иллюстрируют проявления народной мудрости? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) «Видит око далёко, а думка ещё дальше». 2) «Чем выше температура тела, тем больше скорость движения молекул». 3) «Одно делай, другое не порть». 4) «По серпу Луны можно определить, в какой фазе она находится: если он похож на букву «С» — Луна стареет, уменьшается, и впереди новолуние; если, мысленно присоединив к серпу палочку, мы получим букву «Р» — Луна растёт, впереди полнолуние». 5) «Дважды два - четыре». 6) «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны». Ответ: |
18. Найдите в приведенном ниже списке примеры знания, основанного на народной мудрости. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Из березы течет много сока — к дождливому лету. 2) Тише едешь — дальше будешь. 3) Шестью восемь — сорок восемь. 4) Практика — критерий истины. 5) Воробьи купаются в песке — к дождю. 6) Облака плывут высоко — к хорошей погоде. Ответ: |