Проблемный вопрос.
Обратим внимание на цвет. Какое желание возникает, глядя на калейдоскоп петербургской жизни?
- Есть ли прямой выход из этого замкнутого пространства? (У Достоевского же действие только начинается.)
- Какой это путь?
Вывод учителя.
Деклассированные герои Достоевского обычно стоят на рубеже своей судьбы, когда они должны сделать решительный выбор поступка, жизненного пути. В обществе, где деньги контролируют мораль, личность становится примитивной. Поэтому выход из сложившегося положения – это путь «кривды», по которому и идут герои Достоевского. Современное общество и современный человек «ненормальны» и нездоровы.
- Так что же «спасёт мир»?
Подведение итогов урока.
Первые же страницы романа переносят читателей в один из переулков Петербурга близ Сенной площади. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль...» Духота петербургских трущоб – частица общей атмосферы романа, душной и безысходной. Есть какая-то связь между исступленными мыслями Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким, давящим потолком. Эта каморка - прообраз более грандиозной, но столь же душной «каморки» большого города. Недаром одна из героинь романа говорит о том, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушливой скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую историю своей жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. В романе возникает образ Петербурга мертвенно-холодного, равнодушного к судьбе человека. «Необъяснимым холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».
|
В духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир развертывается потрясающая драма жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных условиях. Достоевский воссоздает глазами Раскольникова особое, преступное состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру «оказываются неприложимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности». Герои попадают в ситуации, где «точное соблюдение этих правил и предписаний» невозможно. Не пойди Сонечка Мармеладова на улицу - умерли бы с голоду ее братишка и сестренка, чахоточная мачеха и пьяница отец. Даже самоубийство как достойный исход исключено в ее положении. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония тут попросту недостижима, а стремление к ней оборачивается, бесчеловечностью. По словам Сонечки, Катерина Ивановна «не замечает того, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Жизнь ставит героев романа в такие тупики, когда «безнравственным» становится неукоснительное требование нравственности. Любимая сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж не по любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить курс в университете: Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки Мармеладовой. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее...»
|
Таким образом, жизнь не только не уводит героя от обдуманного решения, а как будто специально еще и еще раз наталкивает на него.
Домашнее задание.
1. Ответить на вопрос: «Как же образ созданного Ф.М. Достоевским Петербурга влияет на ваше отношение к преступлению Р. Раскольникова?»
2. Подготовить материалы по теме: «Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума».
1) Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)
2) Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)
3) Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)
4) Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)
5) Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4)
6) Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)
7) Катерина, Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)
3. Подготовиться к беседе:
1) Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)
2) Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня. Так тому и быть!».)
3) Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков? Мотивы преступления?
4) Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл. 6.