Говоря просто, точечная техника – это рисование точками. Она известна под разными названиями: пуантель, пуантилизм, а также dotwork и stippling – на английском языке.
Причина, по которой я хочу остановиться на точечной технике, заключается в той огромной пользе, которую можно извлечь из использования этого приема.
Во-первых, точечная техника обычно очень нравится новичкам в тушевой графике.
Дело в том, что она дает тотальный контроль за происходящим на листе бумаги; если не совсем правильное применение штрихов может играючи нарушить баланс где-нибудь в самой деликатной части рисунка, то с точками такого не случится.
К тому же, на первых порах бывает сложно понять, как достичь однородности объекта (или фона), а штрихи, даже довольно тонкие, слишком «лезут» на передний план, особенно это заметно на отсканированной работе.
Во-вторых, точками можно добавить очень мелкие детали – иногда это важно, особенно если формат рисунка небольшой.
В-третьих, точки бывают незаменимы при создании некоторых текстур, особенно бархатистых и ровных по ощущениям, и рисовании материалов природного происхождения.
В-четвертых, точечная техника отлично подходит для изображения светлых объектов. Хотя и тень можно здорово усилить и акцентировать за счет точек.
В-пятых, точки – лучший прием для любых размытых, расплывчатых, туманных объектов.
И, наконец, точки позволяют создавать очень плавные и красивые светотеневые переходы.
Есть ли минусы у этой техники? Пожалуй, только один – времязатратность. Нужно много-много точек, чтобы закрыть мало-мальски вменяемую площадь бумаги. И, конечно, без терпения тут никуда.
Чтобы помочь себе в плане выдержки, можно отвлекать и завлекать свое внимание чем-нибудь интересным, например, аудиокнигой, фоновым видео или музыкой.:)
|
Я редко использую только точки, поскольку это всё же было бы слишком долго и кропотливо. К тому же, сочетание и штрихов, и точек дает большую четкость и разнообразие текстур в рисунке.
Базовые приёмы
В точечной технике многое зависит от нюансов. Например, точки и сформированные ими объекты выглядят очень по-разному в зависимости от максимальной толщины линии инструмента, которым эти точки сделаны.
На иллюстрации внизу Вы можете пронаблюдать эту взаимосвязь. Для каждого круга использовался отдельный линер, так что диаметр точек становится все больше и больше.
Последний круг сделан несколькими линерами (0.4, 0.5 и 0.8); точки в центре совсем небольшие по сравнению с точками на периферии.
Таким образом, сочетание точек разного диаметра может выглядеть более чем впечатляюще. Этот прием стоит использовать!:)
Некоторые инструменты оставляют на бумаге след вполне предсказуемой величины – конечно, это относится к тушевым линерам и рапидографам. Другие инструменты (например, перья) могут варьировать величину точек в зависимости от нажима и угла рисования. Поэтому важно тренировать свой контроль над пером, ведь далеко не во всех случаях точки разной величины, расположенные рядом, смотрятся хоть сколько-нибудь привлекательно.
Чтобы тренировать свои умения применительно к точечной технике, можно нарисовать на листе обычной писчей бумаги какую-нибудь геометрическую фигуру и заполнить ее точками. Для этого можно использовать линер любой толщины (например, 0.3) или перо.
|
Кроме того, можно использовать линеры разной толщины или просто варьировать величину точек, чтобы достичь интересных эффектов.
На иллюстрации ниже можно пронаблюдать как раз такой эффект. Я начала полоску линером 0.1, продолжила линерами 0.3, 0.4, 0.5, 0.8 и закончила линером 1.0.
Кажется, получилась весьма интересная сама по себе текстура!
Лучшие инструменты для точечной техники
Мы уже немного затронули эту тему выше – по сути, Вы можете использовать что угодно, что способно оставлять точки на бумаге. Я, как правило, работаю линерами (одноразовыми, незаправляемыми), реже – пером.
Не рекомендую использовать разве что заправляемые технические ручки (рапидографы, изографы). Дело в том, что многократное «клевание» бумаги кончиком инструмента способно со временем его «стоптать» и затупить. А в случае заправляемых инструментов, которые обычно стоят весьма недешево, хочется все же продлить им жизнь.
Несколько полезных советов
1. Обратите внимание на мелочи и их влияние на результат. То, какие точки у Вас получаются, зависит не только от инструмента и нажатия, но также и от угла рисования, его скорости, положения листа бумаги относительно стола и Вашей руки.
2. Найдите приятный ритм. Точки – это своего рода медитация.
3. Постарайтесь не нажимать слишком сильно – лучше работать в режиме более легкого давления. Чем дольше рисуешь, тем сильнее сказывается усталость, и тут возникает соблазн «припечатать» бумагу хорошенько. Однако это дает излишнее напряжение на руку, стоит этого избегать.
|
4. Перерывы – это очень важно.
5. Попробуйте располагать точки чуть хаотично, работая в рамках какого-то объекта или текстуры. Так рисунок будет смотреться естественнее. Ситуации, когда точки должны располагаться ровнехонько в рядок, встречаются не так уж часто.
6. Если хотите отличных результатов, приложите максимум усилий, чтоб научиться заполнять образец текстуры точками однородно. Это значит – без больших, бросающихся в глаза пробелов. Промежутки притягивают внимание, так что стоит вводить их в рисунок сознательно. Если сложить этот пункт с предыдущим, получается, что нужно сочетать спонтанность с точным пониманием, где должно случиться следующее касание пера или линера.
Примеры
Я уже упоминала о том, что редко использую только точки при создании рисунков; чаще они образуют союз с разного рода штрихами и линиями.
К примеру, этот рисунок окуня состоит по большей части из средних и крупных точек (рисовался пером).
.