ЗАДАНИЯ І ЭТАПА
ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
Учебный год
ЛИТЕРАТУРА
Класс
Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский
1 уровень (6 заданий: 5+2+3+10+5+5 =30 баллов)
1. «Бюро забытых вещей». Верните литературным героям забытые ими вещи, узнайте писателей. (1б.*5= 5 баллов)
А) шинель
Б) пять копеек
В) план Московского университета
Г) письмо на имя Тряпичкина.
Д) щит червлёный
Историко-литературное задание. (2 балла). Что связывает Черную речку и гору Машук?
3. Назовите авторов произведений.(1б.*3=3 балла)
3.1 «Светлана», «Людмила», «Перчатка»
3.2 «Памятник», «Властителям и судиям»
3.3 «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Я вас любил…»
4. Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). (1б.*10= 10 баллов)
А) Поэт и писатель, реформатор русского литературного языка, ученый, историк, был лично знаком с царской особой – А.С.Пушкин.
Б) Н.М. Карамзин – один из ярких представителей русского сентиментализма.
В) А.С.Пушкин в ссылке в Михайловском читал «Горе от ума» А.С.Грибоедова, привезенное другом И.Пущиным.
Г) А.С.Грибоедов был арестован за принадлежность к тайному обществу декабристов, оправдан и восстановлен в правах и должностных обязанностях.
Д) Размер стихотворения «Море» В.А. Жуковского — трёхстопный амфибрахий:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Е) Ода относится к высоким жанрам.
Ж) Для басни характерна аллегория.
З) Князь Игорь «изронил златое слово».
И) Одинаковое начало строк, предложений, абзацев – оксюморон.
К) В.А.Жуковский – царский наставник
Заполните таблицу соответственно логике её составления. (5 баллов)
А. С. Пушкин | реализм | «Евгений Онегин» | |
Г.Р.Державин | сатира | «Властителям и судиям» | |
Н.М.Карамзин | повесть | сентиментализм | |
В. А. Жуковский | романтизм | «Светлана» | |
стихотворение | Реализм и романтизм | «Парус» |
6. Ответьте на тестовые вопросы, правильный вариант ответа занесите в таблицу. (1б.*5=5 баллов)
6.1. | 6.2. | 6.3. | 6.4. | 6.5. |
6.1. Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»?
А) ясные зори
Б) кровавые зори
В) румяные зори
6.2. Стихотворение А. С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:
А) М. Н. Раевской
Б) Е. Н. Карамзиной
В) А. П. Керн
6.3. Назовите годы жизни А. С. Пушкина
А) 1799 — 1837
Б) 1799 — 1825
В) 1812 — 1837
6.4. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит: « Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
А) Молчалин
Б) Чацкий
В) Скалозуб
6.5. Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:
а) пролог - экспозиция - завязка - развитие действия - развязка - эпилог;
б) завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация -
развязка;
в)экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка.
2 уровень (3 задания: 5+15+10=30 баллов)
7. Выпишите тропы и фигуры речи, использованные в тексте (не менее 5). (5баллов)
Пушкин умирал…
Поэт лежал в кабинете, на диване, окруженный книгами своей библиотеки.Он окинул их угасающим взглядом. Для него каждая стоявшая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью. Томик Байрона с короткой дружеской надписью: «Байрона Пушкину дарит почитатель обоих А. Мицкевич» – рождал в душе воспоминания тех лет, когда он от английского поэта «с ума сходил», а вместе с польским поэтом мечтал о «временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
И томик Байрона на английском языке, полученный в декабре 1825 года от Анны Керн, напомнил о «чудном мгновении», пережитом поэтом в дни Михайловской ссылки…
Друзья и книги были неизменными спутниками его короткой бурной жизни. Выходя из дома, он всегда брал с собой какую-нибудь книгу.
Заходил в книжные лавки, к Смирдину или Сленину, встречал друзей и, беседуя с ними, иногда проводил там часы.
Тема дружбы пронизывала многие произведения Пушкина. Друзьям посвятил он ряд своих стихотворений. И в своем творчестве часто обращался к ним.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, – писал он в «Элегии» за шесть лет до смерти.
В другой своей ранней «Элегии» Пушкин назвал дружбу «отрадной звездой», способной довести страдальца до «пристани надежной».
Друзья и книги… Обернувшись к книгам, Пушкин тихо промолвил:
- Прощайте, друзья!
(А. Гессен)
8. Анализ прозаического текста. (15 баллов)
Анализируя текст, обратите внимание на следующие аспекты:
· Каковы особенности композиции? (2 б.)
· Какие черты характера проявляет герой? Как, в чем он проявляет себя: в поступках, в отношении к другим, в выражении чувств или др.? (2 б.)
· Как вы думаете, почему в этом рассказе все герои безымянные? (2 б.)
· Укажите средства выразительности речи, которые использует автор. (2 б.)
· Хотелось бы назвать рассказ иначе? Как? Почему именно так? (2 б.)
· Выскажите свое отношение к теме, поставленной в тексте. (5б.)
Человек – птица
У него была мечта – летать!
Он мечтал утром, днем, вечером, мечтал изо всех сил, и однажды к утру у него выросли крылья. Не бог весть какие, но крылья. Он замахал ими и полетел. Честное слово, полетел!
Ах, какое это было счастье – лететь!
Увидев в небе стаю птиц, человек полетел к ним. «Привет, птицы!» - крикнул он и засмеялся. Птицы переглянулись и спросили:
- А ты кто такой?
-Я человек, который мечтал летать.
-Ах, человек… Ну так мечтай, где положено. Лети на землю!
Человек полетел на землю. Там были люди. «Привет вам, люди!» - закричал он и засмеялся.
-А ты кто такой? Спросили люди, подозрительно заглядывая ему за спину.
-Я человек, который мечтал летать.
-Еще один,- сказали люди.
–А ну, дуй отсюда, пока не забрали! Тетерев!
Человек полетел. Он летел над морями и лесами, горами и линиями высоковольтных передач, летел, пока хватило сил. Опустился на крохотный остров, которого не было ни на одной карте. Там на скалах сидели люди с крыльями за спиной. «Привет! А вот и я!»- сказал человек и засмеялся.
-Привет! – сказал кто-то. – Только не ори, понял?
-Но я человек, который мечтал летать. Братцы, я…
-Тсс! Ты здесь не один, понял? Мечтал, пока не полетел. А раз полетел, значит, мечты больше нет. Отдыхай, и говоривший устало спрятал голову под крыло.
-Вот чудаки! – человек засмеялся. – Когда есть крылья, как не махнуть за линию горизонта? Интересно, что там?
И человек полетел.
Потому что одним даны крылья, чтобы прятать голову под крыло, а другим дана голова, чтобы летать. С крыльями или без. Крылья обязательно вырастут за время полета.
(С. Альтов)
9. Классики русской литературы в ребусах. (5*2б.=10 баллов)