Видеофильм о Симфонии №1 С.Прокофьева.




Конспект урока по музыке

Тема урока: «Музыка нового столетия. С.С.Прокофьев.»

Планируемые результаты:

предметные: раскроют значение понятия «симфония», «программное название»; определят особенности средств музыкальной выразительности в симфонических произведениях; узнают, почему Симфония №1 С.Прокофьева называется «классическая»;

метапредметные: регулятивные- смогут проявить стремление к самостоятельному общению с искусством, художественному самообразованию;
познавательные- смогут размышлять о взаимосвязи симфонических произведений с бытованием человека; коммуникативные- смогут применять полученные знания о строении симфонии для решения разнообразных художественно-творческих задач;

личностные: будут владеть: целостным представлением о поликультурной картине современного музыкального мира; способностью к решению различных музыкально-творческих задач; умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; навыками самооценки и рефлексии; более сложными вокально-хоровыми навыками.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, видеозаписи биографии С.Прокофьева.

Музыкальный материал: Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева

Лора Квин «Здравствуй, мир»,

 

Ход урока:

Организационно-мотивационный.

Приветствие учителя.

Актуализация знаний

Попробуйте ответить.

  1. Что такое симфония?
  2. Какой симфонией знакомились на прошлом уроке? Кто автор?
  3. Почему она называется «неоконченная»?
  4. Сколько частей в симфонии, как они называются?
  5. Кто исполняет симфонию?
  6. Какой состав симфонического оркестра?

Формулирование темы и цели урока

Давайте попытаемся определить тему нашего урока и задачи которые мы решим в течении урока.

Симфоническая музыка. Что такое симфония. Композиторы, писавшие симфонии Построение симфоний.

Тема урока звучит так: «Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева»

Новая тема

Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу.

Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.

Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.

В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.

Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».

Видеофильм.Биография С.Прокофьева

Беседа по содержанию.

-А сейчас мы узнаем прошлое и настоящее симфонии, и почему Симфонии №1

С.Прокофьева называется «классическая»;

Видеофильм о Симфонии №1 С.Прокофьева.

-Беседа по содержанию.

Иногда композиторы изменяют собственному стилю, имитируя музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его ранней Первой симфонии, известной как «Классическая». Он написал её в духе классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта. Эта оживлённая первая часть, как и симфония в целом, отмечена лёгкостью оркестровки и вызывает в памяти очарование более раннего музыкального стиля. К примеру, изысканная мелодия скрипок, звучащая под ритмичный аккомпанемент фагота, напоминает музыку Гайдна. Однако не стоит забывать, что это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.

Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна. Вы ведь помните, что «отца симфонии» в своё время обвиняли в «скандальной весёлости и нарушении правил строгого голосоведения».

Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу под Петроградом (так стал называться Петербург в 1914 году), где в первый раз сочинял без фортепиано и обнаружил, что «тематический материал, сочинённый без рояля, часто выходит лучшего качества».

Из-за событий, связанных с революцией, премьера произведения была отложена. Она состоялась в мае 1918 года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка.

Слушание симфонии.

• В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая».

• В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.

• Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов, новизны гармоний.

• В финале звучит ослепительная радость.

• Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.

Вокально-хоровая работа

-Сейчас мы исполним песню Лоры Квин «Здравствуй, мир», которая отражает мысли композитора о жизненно важных проблемах: мир и человек.

(Упражнение на дыхание, распевки, исполнение песни, работа над образом песни)

Закрепление знаний

Напишите свое отношение к музыке симфонии Сергея Прокофьева

Эссе на тему…

Работают в группах, в малых, индивидуально.

На доске опорные слова: оригинально, симфонизм, классическая форма, «колючие» темы, стремительные пассажи, яркие акценты, новизна гармоний, ослепительная радость, хореографические композиции.

В чем актуальность и современность этого произведения?

(события и действительность показанные в этом произведении, волнуют людей всегда обращались к теме человека его мыслям и чувствам,

Учитель помогает сделать работу по составлению небольшого рассказа о симфонии Прокофьева. Учащиеся зачитывают, обмениваются мнением.

Рефлексия

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке

--Что изучили, чего достигли?

--Что было самым интересным на уроке?

--Что сегодня удалось?

-- В чем были сложности?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: