Часть 2. Сравнительный анализ




Социальные проекты, ориентированные на беременных, проводятся по всему миру, особенно в развитых странах. Их тематическая направленность разнообразна: от проблемы занятости беременных (датский «Gravid med job»[3]) до грудного вскармливания (американский «National WIC Breastfeeding Promotion Project»[4], новозеландский «Healthy Eating Healthy Action»[5], проводятся международные акции типа «World Breastfeeding Week»[6]). Проводятся даже конкурсы красоты среди беременных (в Красноярске, например, конкурс «Молодая мама»[7]), цель которых – формирование образа активной беременной женщины, пропаганда семейных ценностей.

На разнообразных Интернет-ресурсах в большом количестве размещена информация о питании беременных, однако отыскать описание социальных проектов, посвященных этой проблематике, оказалось непросто.

Некоторые социальные кампании затрагивают эту тему, но она является лишь небольшой их частью. Например, английская «Teenage Pregnancy Health Campaign» [8], проводившаяся по инициативе некоммерческой организации Tommy’s, главной целью которой являлось мотивация беременных подростков в возрасте до 20 лет на ведение здорового образа жизни, включая их информирование о питании, курении, употреблении алкоголя, наркотиков, а также о сексуальном здоровье. Средства на ее проведение были получены от Министерства здравоохранения и благотворительных фондов. Среди преимуществ данной кампании можно выделить следующие:

1. Ориентация не только на беременных, но и на их ближайшее окружение – целевой аудиторией являлись также специалисты, чья профессиональная деятельность связана с подростковой беременностью, а также непосредственно работающие с ними.

2. В рамках кампании были разработаны специальные материалы для целевых аудиторий (книга для беременных «The Young Woman’s Guide To pregnancy», руководство для специалистов «Pregnant Teenagers and Diet: A Guide for Professionals»), к подготовке которых привлекались также матери беременных подростков.

3. Проведению кампании предшествовало исследование нужд целевой аудитории (что конкретно они хотят узнать о беременности), в ходе которого был выявлен наиболее удобный способ подачи информации.

4. Была проведена оценка кампании, показавшая, в том числе, что книга помогла задуматься о правильном питании.

В качестве примера социальной кампании, в которой проблема питания беременных является центральной, можно привести канадскую «Canada Prenatal Nutrition Program» [9], которая действует с 1994 года и одной из своих главных целей провозглашает снижение доли новорожденных с недостаточной массой тела. Особенность этой программы заключается в том, что она объединяет множество местных инициатив, что позволяет повысить оказывать помощь беременным более адресно, с учетом нужд конкретных сообществ и женщин.

Одной из таких инициатив является программа «Healthy Moms, Healthy Babies» [10] в Уайтхорсе (Юкон). Основное внимание уделяется проблеме правильного питания: во время семинаров женщины могут получить информацию о способах приготовления пищи и ее правильном хранении, поделиться кулинарными советами и научиться управлять расходами на питание. Во время каждого занятия есть возможность попробовать здоровые блюда. Женщины, испытывающие финансовые трудности, могут получить ваучер на 25 долларов, который она может потратить на покупку фруктов, овощей, хлеба и молочных продуктов.

Несколько иной подход реализован в программе «Food for Thought» [11] в городе Саскатун (Саскачеван): беременные женщины и молодые мамы вместе готовят разнообразные блюда из недорогих и питательных продуктов. После окончания занятий все блюда делятся между участницами, которые могут забрать их домой.

Возможности заимствования зарубежного опыта и его внедрения в российскую практику ограничены. Низкая активность гражданского общества ведет к тому, что на данном этапе оно не сможет подхватить и эффективно реализовать идущие «сверху» инициативы, как это было в Канаде. Оценка программ государственного сектора и механизмы общественного контроля также неразвиты, поэтому существует реальная опасность нецелевого использования выделенных на социальные проекты ресурсов. Нестабильная правовая среда и значительное влияние политики на экономику накладывают ограничения на возможность привлечения внебюджетных средств. В таких условиях стоимость социальных программ значительно выше, а их эффективность – ниже, поэтому перенять можно лишь что-то конкретное, например, форму подачи информации целевой аудитории.

 

Приложение 1.

Распределение родившихся в 2008 году по возрасту матери [12]

Возраст матери до 19 лет 20-24 25-29 30-35 36 и старше
Родившихся, тыс. чел.          
Доля родившихся, % 6.56 32.19 31.88 22.19 7.19

Источники:

  1. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с. [Электронный документ: https://www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf].
  2. Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru.
  3. Сайты с информацией о социальных проектах:

a. https://www.eurofound.europa.eu/

b. https://www.social-marketing.org/

c. https://www.moh.govt.nz/

d. https://worldbreastfeedingweek.org/

e. https://www.admkrsk.ru/

f. https://www.tommys.org/

g. https://www.phac-aspc.gc.ca/


[1] Фертильным в демографии принято считать возраст от 15 до 49 лет. В 2008 году в России 86,26% детей родилось у матерей в возрасте от 20 до 35 лет – см. Приложение 1.

[2] Примерная величина прожиточного минимума в 2010 году. По данным Росстата: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_41kv.htm.

[3] https://www.eurofound.europa.eu/ewco/2004/12/DK0412NU02.htm.

[4] https://www.social-marketing.org/success/cs-nationalwic.html.

[5] https://www.moh.govt.nz/moh.nsf/indexmh/heha-newsletters-breastfeeding.

[6] https://worldbreastfeedingweek.org/

[7] https://www.admkrsk.ru/citytoday/socialpolicy/projects/Pages/molmama.aspx

[8] https://www.tommys.org/Document.Doc?id=172.

[9] https://www.phac-aspc.gc.ca/hp-ps/dca-dea/prog-ini/cpnp-pcnp/index-eng.php.

[10] https://www.phac-aspc.gc.ca/hp-ps/dca-dea/prog-ini/cpnp-pcnp/yukon-whitehorse/index-eng.php.

[11] https://www.phac-aspc.gc.ca/hp-ps/dca-dea/prog-ini/cpnp-pcnp/food-for-thought/index-eng.php

[12] Расчеты по данным Росстата: https://www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: