1. Паук крестовик относится к классу паукообразных, так как у него
1) тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка
2) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка
3) на голове нет усиков 4) на голове одна пара усиков 5) три пары ног 6) четыре пары ног
2. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?
1) нерестовые миграции рыб 2) реакции инфузории на поваренную соль
3) сбор нектара и пыльцы пчелами 4) передвижение эвглены зеленой в освещенное место
5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки 6) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц
3. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития2) четыре стадии развития3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка непохожа на взрослое насекомое5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) во взрослое насекомое превращается личинка
4. Какие признаки характерны для животных?
1) по способу питания — автотрофы 2) питаются готовыми органическими веществами
3) большинство активно передвигаются 4) большинство практически неподвижны
5) по способу питания — гетеротрофы 6) клетки имеют хлоропласты и оболочку из клетчатки
5. Выбрать три утверждения из шести предложенных. Какие признаки характерны для речных раков1) тело разделено на головогрудь и брюшко2) тело покрыто раковиной
3) органы выделения — зелёные железы 4) имеют три пары ходильных ног
5) питание хемотрофное, продуценты 6) дышат растворённым в воде кислородом
6. Выбрать три утверждения из шести предложенных. Признаками насекомых являются
1) дыхание растворённым в воде кислородом 2) деление тела на головогрудь и брюшко
3) трахейное дыхание 4) одна пара сложных (фасеточных) глаз 5) четыре пары ходильный конечностейи6) деление тела на голову, грудь и брюшко
|
7. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития 2) четыре стадии развития 3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка не похожа на взрослое насекомое 5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) во взрослое насекомое превращается личинка
8. У насекомых с неполным превращением 1) три стадии развития 2) внешнее оплодотворение 3) личинка похожа на кольчатого червя 4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым 5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) личинка превращается во взрослое насекомое
9. Выберите признаки, являющиеся общими для членистоногих и моллюсков. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) лучевая симметрия тела 2) двусторонняя симметрия тела 3) трехслойное строение тела
4) сегментация тела 5) хитиновый покров 6) незамкнутая кровеносная система
10. Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них
1) тело состоит из отделов 2) нервная система в виде трубки 3) конечности разделены на сегменты 4) покров состоит из хитина 5) одинаковое количество усиков 6) замкнутая кровеносная система
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются характерными для изображённого животного?
1) дышит лёгкими и трахеями
2) у животного одна пара усиков
3) оплодотворение наружное
4) тело разделено на голову, грудь и брюшко
5) у животного 4 пары ходильных ног
6) развивается с полным превращением
12. Речной рак относится к типу членистоногих и имеет характерные для этого типа общие признаки. Рак имеет хорошо развитые органы обоняния, осязания, зрения и равновесия. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию перечисленных выше, и выделенных шрифтом, признаков.
|
(1) Тело рака сегментировано и покрыто хитиновым покровом. (2) Дышит рак кислородом, растворённым в воде. (3) Кровеносная система рака не замкнута, нервная представлена брюшной нервной цепочкой. (4) На голове в основании антенн находится ямочка, в которой помещаются свободно колеблющиеся песчинки — отолиты. (5) Рак периодически линяет и после линьки сам поднимает песчинки и кладёт их в эти ямочки. (6) Питается рак падалью, мелкими животными и растениями.
13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Общими признаками для животных, изображённых на рисунке, являются
1. двусторонняя симметрия 2. выделительная система метанефридиального тела
3. кровеносная система замкнутого типа 4. пищеварительная система сквозного типа
5. брюшная нервная цепочка 6. хитиновый покров
14. Известно, что скорпионы – отряд хищных наземных членистоногих, относящихся к классу Паукообразные. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Скорпионы встречаются главным образом в жарком поясе и в более тёплых областях умеренного пояса – на юге Европы. (2)У скорпионов на головогруди располагаются до восьми простых глаз, четыре пары членистых конечностей служат для передвижения, брюшко заканчивается ядовитым жалом. (3)Эти животные, обитающие в засушливых зонах, легко переносят зной, холод, голод и даже радиацию. (4)Важной особенностью для жизни в таких зонах является способность скорпиона обходиться без жидкости в течение нескольких месяцев. (5)Плотный хитиновый покров тела препятствует потере влаги. (6)Скорпионы питаются насекомыми, мелкими ящерицами и грызунами, которых хватают при помощи клешней и уколов ядовитым жалом – сначала парализуют, а потом убивают.
|
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Насекомые, в отличие от ракообразных, имеют
1) трахейное дыхание 2) хитиновый наружный скелет 3) три пары ходильных ног
4) тело, разделённое на голову, грудь и брюшко 5) незамкнутую кровеносную систему
6) сложные фасеточные глаза
16. Установите соответствие между признаком членистоногих и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ЧЛЕНИСТОНОГИХ | КЛАСС |
А) тело имеет три отдела: голову, грудь, брюшко Б) тело состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка В) органы дыхания — трахеи и лёгочные мешки Г) четыре пары ходильных ног Д) на груди три пары ног, у многих крылья | 1) паукообразные 2) насекомые |
17. Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их относят.
ПРИЗНАК ЧЛЕНИСТОНОГИХ | КЛАСС |
А) пара усиков Б) органы дыхания — только трахеи В) 3 пары грудных конечностей Г) сложные глаза отсутствуют Д) у большинства видов имеются крылья Е) тело разделено на головогрудь и брюшко | 1) паукообразные 2) насекомые |
18. Установите соответствие между признаком и типом животных
ПРИЗНАК | ТИП ЖИВОТНЫХ |
А) незамкнутая кровеносная система Б) внутренний скелет — хорда В) нервная трубка расположена на спинной стороне тела Г) брюшная нервная цепочка Д) замкнутая кровеносная система Е) членистые конечности | 1) Членистоногие 2) Хордовые |
19. Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие
ПРИЗНАК | КЛАСС ТИПА ЧЛЕНИСТОНОГИЕ | |
А) головогрудь и брюшко Б) выделительная система — антеннальные железы В) органы дыхания — трахеи Г) органы дыхания — жабры Д) три пары ходильных конечностей Е) голова, грудь и брюшко | 1) Ракообразные 2) Насекомые |
20. Установите соответствие между особенностями членистоногих и классом, для которых они характерны
ОСОБЕННОСТИ | КЛАСС | |
А) отделы тела: голова, грудь и брюшко Б) три пары ходильных ног В) наличие паутинных желез Г) четыре пары ходильных ног Д) отделы тела: головогрудь и брюшко Е) наличие усиков | 1) Паукообразные 2) Насекомые |
21. Установите соответствие между характерными особенностями членистоногих и их эволюционных предков — кольчатых червей
ОСОБЕННОСТИ | ОРГАНИЗМ | |
А) замкнутая кровеносная система Б) конечности в виде многоколенчатых рычагов В) незамкнутая кровеносная система Г) наружный хитиновый скелет Д) поперечнополосатая мускулатура в аппарате движения Е) наличие кожно — мускульного мешка | 1) Членистоногие 2) Кольчатые черви |
22. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ | КЛАСС ЖИВОТНЫХ | |
А) пищеварение внекишечное Б) глаза простые В) дыхание трахейное Г) ходильных ног шесть Д) тело разделено на голову, грудь и брюшко Е) ходильных ног восемь | 1) пауки 2) насекомые |
23. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК | КЛАСС ЖИВОТНОГО | |
А) предварительное переваривание пищи вне организма Б) разделение тела на головогрудь и брюшко В) глаза простые, от двух до восьми пар Г) наличие одной пары усиков на голове Д) наличие трёх пар конечностей на груди Е) глаза фасеточные, сложного строения | 1) Паукообразные 2) Насекомые |
24. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | КЛАСС | |
А) наличие шейного позвонка Б) отсутствие рёбер В) непрямое развитие Г) наличие рычажных конечностей Д) двухкамерное сердце Е) отсутствие лёгких | 1) Рыбы 2) Земноводные |
25. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КЛАССЫЧЛЕНИСТОНОГИХ | |
А) наличие двух пар усиков Б) перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний B) внешнее пищеварение Г) регулирование численности насекомых Д) очищение водоёмов от органических остатков Е) наличие четырёх пар конечностей | 1) Ракообразные 2) Паукообразные |
26. Установите соответствие между организмом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ОРГАНИЗМ | |
А) органы выделения — мальпигиевы сосуды Б) кровь транспортирует кислород к тканям В) кровеносная система замкнутая Г) есть кожно-мускульный мешок с кольцевыми и продольными мышцами Д) сердце на спинной стороне тела Е) животное раздельнополое |
27. Установите соответствие между группами животных и особенностями их индивидуального развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ГРУППЫ | |
А) развиваются из трёх зародышевых листков Б) некоторые проходят стадию полипа В) некоторые органы развиваются из мезодермы Г) особи раздельнополы Д) размножаются почкованием и половым путём Е) развиваются из двух зародышевых листков | 1) Кишечнополостные 2) Насекомые |
28. Установите соответствие между характеристиками и типами животных, представители которых изображены на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП | |
А) имеют мантию и мантийную полость Б) имеют одну ногу В) тело сегментировано Г) тело покрыто хитиновым панцирем Д) имеют ходильные конечности Е) в глотке есть радула |
29. Установите соответствие между признаками и типами животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫЖИВОТНЫХ | |
А) сопровождение роста и развития линькой Б) наличие хитинового покрова В) наличие кожно-мускульного мешка Г) членистое строение тела без объединения в крупные отделы Д) незамкнутая кровеносная система | 1) Кольчатые черви 2) Членистоногие |
30. Установите соответствие между признаками и классами членистоногих: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.
ПРИЗНАК | КЛАСС | |
А) наличие хелицер Б) две пары антенн В) четыре пары ходильных ног Г) тело состоит из головы, груди и брюшка Д) разнообразные ротовые аппараты Е) органы выделения — зелёная железа | 1) Паукообразные 2) Ракообразные 3) Насекомые |
31. Установите соответствие между характеристиками классов типа Членистоногие и представителями, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | |
А) имеют три пары ходильных ног Б) большинство имеет паутинные железы В) имеют несколько пар простых глаз Г) тело разделено на голову, грудь и брюшко Д) встречаются отряды с полным превращением Е) дыхание с помощью трахей и лёгких |
32. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КЛАССЫ | |
А) не имеют антенн на передних сегментах Б) имеют фасеточные глаза В) тело делится на головогрудь и брюшко Г) дыхание трахейно-лёгочное Д) в грудном отделе находятся три пары конечностей Е) могут иметь жизненный цикл с полным или неполным превращением | 1) Насекомые 2) Паукообразные |
33. Установите соответствие между характеристиками классов типа членистоногие и классами, представители которых изображены на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | |
А) имеет одну пару антенн Б) имеет несколько пар простых глаз В) подавляющее большинство представителей — хищники Г) имеют одну или две пары крыльев Д) имеют разнообразные ротовые аппараты Е) имеют паутинные железы |
34. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Если у животного в процессе эволюции сформировался орган, представленный на рисунке, то это животное
1) имеет простые светочувствительные глазки
2) выделяет продукты обмена с помощью мальпигиевых сосудов
3) имеет прямое эмбриональное развитие
4) имеет тело, разделённое на голову, грудь и брюшко
5) дышит атмосферным кислородом
6) питается исключительно мальками рыб
35. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.Какие особенности нервной системы имеет большинство организмов класса, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) есть окологлоточное нервное кольцо
2) по брюшной стороне проходит нервная цепочка из ганглиев
3) нервная система диффузного типа
4) нервная система узлового типа
5) полушария мозга лишены коры
6) нервная система трубчатого типа
36. Установите соответствие между характеристиками и органами дыхания членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ НАСЕКОМЫХ | |
А) встречаются только у пауков Б) тонкие ветвистые трубочки В) углубление в теле с листовидными пластинками Г) пронизывают всё тело Д) свойственны ракообразным Е) плёнчатые выросты на конечностях | 1) трахеи 2) жабры 3) лёгочные мешки |
37. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
1) класс Насекомые 2) вид Капустная белянка 3) отряд Чешуекрылые 4) тип Членистоногие
5) род Огородные белянки 6) семейство Белянки
38. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
1) отряд Двукрылые 2) тип Членистоногие 3) род Мухи 4) царство Животные
5) вид Комнатная муха 6) класс Насекомые
39. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наивысшей категории.
1) класс Насекомые 2) вид Капустная белянка 3) отряд Чешуекрылые 4) тип Членистоногие
5) род Огородная белянка 6) семейство Белянки
40. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Комар 2) Членистоногие 3) Двукрылые 4) Насекомые 5) Комар малярийный 6) Животные
41. Установите последовательность таксонов, к которым относится речной рак, начиная с высшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Членистоногие 2) Ракообразные 3) Широкопалый речной рак 4) Десятиногие раки
5) Животные 6) Эукариоты
42. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Членистоногие 2) Дрозофилы 3) Животные 4) Двукрылые 5) Эукариоты 6) Насекомые
43. Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого мелкого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Насекомые 2) Животные 3) Двукрылые 4) Членистоногие 5) Дрозофилы 6) Дрозофила фруктовая.
44. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных.
1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов
45. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных.
1) Членистоногие 2) Кольчатые черви 3) Бесчерепные 4) Плоские черви 5) Кишечнополостные
46. Определенные стадии развития насекомых, развивающихся с полным превращением, выполняют разные функции.На каких стадиях развития майский жук приносит вред растениям?
47. Почему кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов?
48. Какую роль играют животные в поддержании качества воды в водоёмах?
Приведите примеры таких животных.
49. Значение животных для покрытосеменных растений? Приведите не менее четырёх значений.
50. Назовите тип и классы животных, изображённых на рисунках. Укажите два основных признака, общих для этих животных.
51. Какие организмы изображены на рисунке? В чём заключается биологический смысл их отношений?
52. Рассмотрите рисунок рака. Какой орган отмечен знаком, к какой системе органов относится указанный орган? Какую функцию он выполняет?
53. Определите по рисунку тип и класс изображённого животного. По каким признакам это можно сделать? В чём особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните.
54. На рисунке изображены конечности насекомых. Определите, под каким номером прыгательная конечность, а под каким копательная. Укажите под действием какого пути эволюции образовались эти типы конечностей.
55. Почему у разных животных разная плодовитость?
56. Какую роль в пресных водоёмах и морях играют мелкие ракообразные, образующие планктон?
57. Насекомые — самый распространённый и много численный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее четырёх особенностей.
58. Особенности строения, размножения и жизнедеятельности насекомых, которые позволили им стать процветающей группой животных.
59. У общественных насекомых, например у пчёл, функции разделены между членами семьи. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи, укажите пол и функции особей. Объясните биологический смысл общественного образа жизни.
60. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.
Пояснение.
1) Подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма — это маскировка.
2) Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц.
3) Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.
61. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
Пояснение.
1) Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными.
2) Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам.
3) Это появление движущей формы естественного отбора.
62. Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
Пояснение.
1) В популяции насекомых–вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам.
2) Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается.
3) Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.
63. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.
Пояснение.
1) Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия
2) Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам.
3) Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.
64. Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Пояснение.
1) появление у особей разнообразных наследственных изменений;
2) сохранение естественным отбором особей с формой тела, напоминающей лист;
3) размножение и распространение особей с подобной формой тела, так как хищные животные не отличают бабочек от листьев.
65. В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
Пояснение.
1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы;
2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской;
3) изменение окраски в популяциях бабочек – появление движущей формы естественного отбора.
66. Каким образом могло возникнуть такое приспособление, как мимикрия у палочника, форма которого напоминает веточку?
Пояснение.
1. Сначала возникли и фенотипически проявились мутации, которые оказались полезными в определённых условиях среды.
2. Насекомые, обладающие данным признаком, получили преимущество в борьбе за существование.
3. Естественный отбор сохранял особей с полезным признаком, и признак закреплялся в поколениях
67. Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.
Пояснение.
1) Листья крестоцветных имеют светло-зелёную окраску.
2) Материалом для отбора служит наследственная изменчивость, накопленная в популяциях. Популяции бабочки репной белянки приспособились к изменившимся внешним условиям благодаря накоплению мутаций светло-зелёной окраски.
3) В процессе естественного отбора насекомоядные птицы уничтожают гусениц другого цвета, следовательно, отбираются зеленые. Его потомки, которые унаследуют эту окраску, будут более многочисленны. Их доля в популяции станет больше.
Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.
68. Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.
Пояснение. 1) Тип окраски – покровительственная, мимикрия.
Нижняя сторона крыльев этой бабочки имеют покровительственную окраску. Но если к бабочке приблизится какая-нибудь птица, то, почувствовав опасность, павлиний глаз раскрывает крылья, и птица, увидев вдруг появившиеся «глаза», в недоумении останавливается.
2) Значение окраски: Подражают глазам более крупного животного (хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза другого, более крупного хищника).
3) Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, молодые животные могут принять за вкусное лакомство и съесть, хищник может не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки, возможно случайное уничтожение.
69. Объясните механизм появления популяций насекомых-вредителей, устойчивых к ядохимикатам.
Пояснение. 1) в исходной популяции имеются единичные особи с мутациями, обусловливающими устойчивость к ядохимикатам;
2) устойчивые мутантные особи сохраняются естественным отбором и дают потомство, увеличивается их численность;
3) через несколько поколений образуется новая популяция, устойчивая к ядохимикатам.
70. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Для чего паутина используется пауками? Приведите не менее трёх значений.
Пояснение. 1) из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми животные ловят добычу;
2) самки пауков оплетают паутиной отложенные яйца, предохраняя их от внешних неблагоприятных условий;
3) длинные паутинные нити используют молодые пауки для перемещения в пространстве, что способствует их расселению.
71. Объясните появление мимикрии у мухи журчалки, сходной по окраске и форме тела с пчелой. Ответ обоснуйте.
Пояснение.
1) В исходной популяции мух могли возникнуть мутации, обеспечивающие фенотипическое сходство (чередование тёмных и светлых полос) с пчёлами.
2) Это сходство спасало от хищников, повышая шанс на выживание в борьбе за существование.
3) В результате естественного отбора эта мутация закрепилась и распространилась в популяциях, что привело к изменению их генофонда.
72. Опишите, как формируется приспособленность насекомых к ядохимикатам.
Пояснение.
В популяции насекомых-вредителей возникает мутация.
Если эта мутация положительная, то есть полезная, и обеспечивает устойчивость особи к новому ядохимикату, то данная мутация закрепляется естественным отбором, то есть преимущественно выживают особи, устойчивые к условиям среды, а особи, у которых мутантного гена нет, погибают.
В результате эта мутация распространяется по всей популяции (насекомые очень быстро размножаются), и почти у каждой особи имеется мутантный ген, обеспечивающий ее устойчивость к ядохимикатам.
Таким образом, под действием естественного отбора формируется популяция, устойчивая к данному ядохимикату.
73. Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.
Пояснение. 1. тип приспособления — маскировка (подражание неподвижным телам природы);
2. гусеница замирает на ветке и становится незаметной для насекомоядных птиц;
3. приспособление становится бесполезным при движении гусеницы или при изменении фона окружающей среды (ее могут найти по запаху)
74. Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.
Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.
Пояснение.
1. Местообитания первого вида практически непригодны для хозяйственного освоения, поскольку расположены по каменистым крутым склонам, поэтому уязвимость первого вида невысокая;
2. Местообитания второго вида — суходольные луга — могут подвергаться интенсивному сенокосу ввиду удобства их использования;
3. В результате антропогенного воздействия уничтожается кормовая база гусениц бабочек второго вида, что может привести к резкому сокращению его популяций.
75. ДДТ — инсектицид, ранее активно использовавшийся в сельском хозяйстве для контроля численности насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур. В настоящее время использование этого вещества в сельском хозяйстве запрещено, поскольку он не выводится из организмов и может накапливаться в пищевых цепях. Объясните, почему вещества, которые не выводятся из организма, могут достигать высоких концентраций в животных высоких трофических уровней. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тем не менее допускает использование ДДТ для контроля малярии. Почему?
Пояснение.
1. Животные каждого трофического уровня за жизнь поедают множество организмов предыдущего трофического уровня.
2. При этом, если вещество не выводится, то каждый раз, получая его с пищей, животное будет накапливать это вещество в своём организме.
3. ВОЗ позволяет использовать ДДТ для контроля малярии, поскольку потенциальная польза от уничтожения малярийных комаров превышает экологический вред от использования ДДТ, или малярийный комар не находится в одной пищевой цепи с человеком, и вред от накопления ДДТ в данной пищевой цепи для человека минимален.
76. Среди различных видов мух преобладают комнатные — мухи, постоянно залетающие в закрытые помещения (жилища людей, продовольственные магазины, столовые, кухни, помещения для домашних животных и др.). Почему борьба только с летающими мухами не даёт хороших результатов? Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с мухами? Ответ поясните.
Пояснение.
1) Борьба только с летающими мухами не приносит результатов, так как у мух развитие происходит с полным метаморфозом, а цикл развития довольно короткий, следовательно, необходимо бороться с мухами на разных стадиях их развития, а не только с летающими формами.
Мероприятия по борьбе с мухами:
2) Соблюдение санитарно-гигиенического режима в населённых пунктах и уничтожение мест, загрязнённых отходами, фекалиями и т. п.;
3) Уничтожение личинок, куколок в местах их развития, уничтожение окрылённых мух;
4) Защита жилья от залёта мух.
77. Для борьбы с насекомыми — вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим методом будут уничтожены все растительноядные насекомые.
Пояснение.
1) Растительноядные насекомые в большинстве являются опылителями, их уничтожение приведет к резкому сокращению численности насекомоопыляемых растений.
2) Это может привести к сокращению численности или исчезновению консументов 2-го порядка (насекомоядных).
3) Химические вещества, попавшие в почву могут привести к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной микрофлоры и фауны. Все это может привести к серьезным нарушениям экологического равновесия и даже к гибели дубравы.
78. Составьте пищевую цепь и определите консумента 2-го порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.
Пояснение. 1) Цветки яблони → жук яблонный цветоед → большая синица → ястреб.
2) Консумент 2-го порядка — большая синица.
79. Как можно защитить урожай культурных растений от вредителей без использования ядохимикатов?
Пояснение. 1) С помощью биологических методов борьбы: использование паразитов и хищников вредителей (наездников, бактерий и вирусов, птиц, стрекоз, муравьев, божьих коровок).
2) Выпуск на природу стерильных (т. е. бесплодных) самцов вредителей (самки после спаривания не дают потомство.
3) Выведение устойчивых к вредителям сортов растений.
4) Отпугивание зерноядных птиц, распашка нор грызунов.
80. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Пояснение. 1) Биотические факторы — факторы живой природы уменьшение численности шмелей; 2) увеличение численности растительноядных животных;
3) размножение растений — конкурентов (злаков и др.).
81. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.
Пояснение. 1) Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия.
2) Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным.
3) Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.