Задание 2 (5 баллов). Разработка / составление диагностического инструментария.




Разработать / составить диагностический инструментарий, позволяющий выявить и оценить продуктивность / эффективность тематической программы летней смены детского оздоровительного лагеря для детей:

2.1. Подобрать две валидные стандартизированные методики для диагностики развития личности обучающегося в ходе реализации разработанной программы. Выходные данные диагностических методик оформить в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Оформление списка литературы» (https://www.masu.edu.ru/structure/kafs/kaf_ped/materials/vkr/).

Итог выполненного задания предоставляется по форме:

Название программы
  Наименование диагностируемой сферы личности обучающегося Автор, название диагностической методики Полные выходные данные диагностической методики
  Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) обучающимися ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).   Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.     Прихожан, А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога [Текст]/ Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110—128.
  Рисунок на бумаге Наименование диагностируемой сферы личности обучающегося - выявление уровня развития самооценки.   Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).   Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 191, [1] с.

1. Ход выполнения задания

Инструкция к тесту

«…Представьте себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек, а между ними все остальные люди, в том числе и мы с вами.

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по каждому параметру».

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.

Линии обозначают:

- здоровье;

- ум (способности);

- характер;

- счастье;

- авторитет у сверстников;

- внешность;

- уверенность в себе

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени.

Задание: на листе изображено семь линий, длина каждой 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целой группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ребенок выполнил первую шкалу.

Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размер каждой шкалы 100мм, соответственно ответы получают количественную характеристику (например, 54мм – 54 балла).

Высота самооценки определяется от 0 до отметки на линии.

Оценка и интерпретация отдельных параметров:

-уровень самооценки менее 45 – низкий;

- уровень самооценки 45 – 59 – средний;

- уровень самооценки 60 – 74 – высокий;

- уровень самооценки 75 – 100 – очень высокий

Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 45 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности, «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценка окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти дети составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности позволяет не прилагать никаких усилий.

При адекватной самооценке (45 – 74) человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. Старается ставить для себя достижимые цели.

2. Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй, чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя?

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

2.2. Подобрать одну валидную стандартизированную методику для диагностики динамики формирования детского коллектива в ходе реализации разработанной программы. Выходные данные диагностической методики оформить в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Оформление списка литературы» (https://www.masu.edu.ru/structure/kafs/kaf_ped/materials/vkr/).

Итог выполненного задания предоставляется по форме:

Название программы
  Автор, название диагностической методики Полные выходные данные диагностической методики
  Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия» Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Морено, Дж. Л. Социометрия [Текст]: Эксперим. метод и наука об обществе: Подход к новой полит. ориентации / Пер. с англ. В. М. Корзинкина; Ред. пер. и предисл. М. Ш. Бахитова. - Москва: Изд-во иностр. лит., 1958. - 289 с.

 

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования. Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3-5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор. Выше приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, т.е. каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, индексологический и графический.

Обработка и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. По результатам опроса могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, и единичные - по одному критерию. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Взаимные выборы обводятся кружком (о). Или полукругом (Г\), если взаимность неполная.

Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе.

Количество полученных выборов (79)-социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 (число членов группы) х 9 (число возможных выборов) = 99).

2. Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»: Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7.

3. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка. Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: