Танеев Сергей Иванович (1856-1915)




Хоровая музыка занимает важное место в творчестве С.И.Танеева. Композитор оставил целое наследие в хоровой литературе: от произведений малых форм до крупных монументальных кантат. Его хоровое творчество охватывает следующие жанры хоровой литературы: кантатно-ораториальный, оперно-хоровой и жанр хоров без сопровождения.

Кантатно-ораториальный жанр представлен четырьмя произведениями: «Слава Н.Г.Рубинштейну» (сл. Самарина), «Памятник» (сл. Пушкина) написанное на открытие памятника поэту, «Иоанн Дамаскин» (сл. А.Толстого) и «По прочтении псалма» (сл. Хомякова). Первые две кантаты относятся к типу небольших приветственных кантат. В кантатах «Иоанн Дамаскин» (1983г.) и «По прочтении псалма» (1914г.), написанных в начале и конце творческого пути, последовательно и полно выразились идейно художественные принципы хорового творчества С.И.Танеева.

Кантата «Иоанн Дамаскин» посвящена памяти учителя и друга С.И.Танеева – Н.Г.Рубинштейна, выдающегося пианиста и музыкального деятеля.

Жанр хоров без сопровождения занимает особое место в творчестве С.И.Танеева. Именно в этом жанре шло постепенное совершенствование композиторской техники, формирование и становление его как мастера полифонии, которую он считал одним из основных средств воплощения поэтических образов в хоровом звучании. В истории развития, становления и совершенствования жанра хоров без сопровождения С.И.Танеев занимает ведущее положение среди композиторов конца XIX- начала XX века.

Уже в ранних произведениях Танеева «намечаются характерные черты его хорового стиля, блестяще раскрывшееся впоследствии, в конце 90х годов в дальнейшем интенсивном периоде творчества композитора…»

Хоровые сочинения отличаются человечностью, теплотой, лиризмом.

Хоровое творчество Танеева можно условно разделить на 3 периода.

Хоровые произведения раннего периода творчества – это небольшие хоры простой формы, в основном гомофонно-гармонического склада, например для мужского состава: «Вечерняя песня», «Венеция ночью», «Ноктюрн», «Весёлый час», «Песня короля Регнера» на стихи русских поэтов (А.Хомякова, А.Фета, А. Кольцова и др.)

К ранним произведениям относятся и вокальные ансамбли, которые могут исполняться хором.

Позже Танеев создает хоры для смешанного состава сложнее по форме, такие как «Восход солнца», двойной хор «Из края в край» и «Альпы» - все три на слова Тютчева, «Звезды» на слова Хомякова.

Наиболее совершенного композиторского мастерства в жанре хоров без сопровождения Танеев достигает в циклах «12 хоров» для смешанного состава на слова Полонского и «Шесть хоров» на слова К.Бальмонта для мужских голосов.

В 1й цикл входят 3 тетради по 4 хора в каждой. Все хоры написаны для различных смешанных составов.

1 тетрадь – 4х голосные смешанные составы

2 тетрадь – 5 голосные

3 тетрадь - 6-8 голосные

В этих произведениях раскрыты все черты хорового письма Танеева. Сборники отличаются широтой охвата тем, глубиной, яркостью художественных образов. Многие хоры связаны с образами природы «Молитва» и «Прометей».

 

Хор «Вечер» - одно из замечательных произведений русской хоровой литературы. С.И.Танеев мастерски воплотил в хоровом звучании художественно-поэтические образы, создав классические произведения русской и мировой хоровой литературы.

«Вечер» - лирическое произведение, где композитор средствами хора рисует картины природы: тихий южный вечер, догорающая вечерняя заря, удаляющийся звон бубенчиков и затихающая песня погонщиков. Композитор мастерски воплощает художественные образы литературно-поэтического текста в звучании хора, которое приобретает в воображении слушателя яркую зримость образов.

Умиротворенно-восторженному светлому настроению всего произведения способствуют все музыкально- выразительные средства, использованные композитором.

«Вечер» написан для смешанного четырехголосного состава хора, но композитор пользуется приемом выключения партий из общего звучания произведения, добиваясь этим определенной художественно-образной выразительности. Форма хора сложная 3х частная с зеркальной репризой. (В 1м построении 1й части отсутствуют тенора, во 2й части-басы).

1 часть состоит из 2х построений, отображающих картины природы. Оба построения носят светлый описательно-изобразительный характер, тональность B-dur подчеркивает эти особенности.

Начинается произведение проведением темы у женских голосов, которые движутся терциями, расходясь в сексты на вершинах мотивов темы, что явно связано с поэтическим текстом с логическим ударением в поэтической строфе. Басовая партия создает фон – органный пункт, партия теноров отсутствует.

 

Такое звучание неполного хора – легкое, прозрачное, соответствует литературному содержанию – рисует образы «догорающей зари». Тип изложения гомофонно-гармонический.

Далее изложение темы приобретает полифоническое развитие – имитационно проходит в партиях теноров, басов и сопрано. Альты поют выдержанные звуки подголосочного характера.

 

 

Все первое построение, объединенное мажорной тональностью (B-dur натуральный и гармонический), насыщенное мелодическими оборотами и интонациями, близкими к основной теме, звучит светло, рождает музыкально-художественный образ единый с литературным. Заканчивается первое построение 1 части – тоническим трезвучием и молчанием всего хора на восьмой паузе.

 

Здесь же на стыке двух построений появляется новый размер 9/8 (один такт).

Первая тема второго построения 1 части проходит в виде дуэта имитационного изложения у партии сопрано и теноров в тональности (C-moll), второй раз она повторяется секвенционно на терцию ниже:

Гармонический фон создают альты и басы на выдержанных звуках в соотношении децимы.

 

Далее звучит новая тема в тональности B-dur, воплощая и новый музыкально-поэтический образ затухающих «бубенчиков говор не стройный».

Хоровое изложение этой темы проходит у партии сопрано, альтов и теноров, которые движутся вверх параллельными аккордами (характер звучания staccato, сила звука – pianissimo),создавая картину удаляющегося по дороге перезвона бубенчиков. Басы в это время поют выдержанные ноты. В последнем такте 1 части композитор пользуется приемом наложения на заключительное трезвучие начального аккорда 2 части. Таким образом, происходит сглаживание границ частей произведения, что соответствует общему настроению и характеру его музыкально-поэтических образов.

Вторая часть хора состоит из нескольких эпизодов изображающих различные картины человеческой жизни и природы.

Тема первого эпизода проходит у теноров в высокой тесситуре на фоне выдержанных звуков у остальных голосов – «Погонщиков звонкая песня». Основная тональность этого построения B-dur.

 

 

Во втором эпизоде «В прозрачном тумане» - мелодию ведут женские голоса в удобной тесситуре в терцию на выдержанном звуке у теноров.

3 эпизод рисует картину качающейся «белой пены у серого камня». Этот образ создают басы, солирующие на фоне выдержанных звуков в женских партиях.

Плавное движение у басов в нижней части диапазона (басы звучат более чем на октаву ниже женских голосов) на нюансе pianissimo рождается ощущение покачивания, колыхания.

Далее идет 4й эпизод «как перлы росы освежающей капли», который появляется на последнем такте предыдущего эпизода, как и второй эпизод средней части. Следует отметить необычное расположение голосов в этом эпизоде: у басов органный пункт в низкой тесситуре, тенора звучат довольно высоко, женские же голоса в средней части диапазонов.

Заканчивается 2 часть динамической кульминацией всего хора «И в каждой росинке трепещет» изложенной гармонически, в тональности ми бемоль мажор. Эта двух тактовая динамическая кульминация подготовлена развитием хорового изложения на протяжении всей второй части: в Iм эпизоде мелодию вела одна партия теноров на гармоническом фоне остальных партий, во II эпизоде мелодия проходит у женских голосов на выдержанном подголоске Теноров, в III эпизоде тему ведет басовая партия на фоне женских голосов, в IV построении мелодия темы звучит у 3х голосов на органном пункте басов. Появление кульминации способствовало также нарастанию динамики от P, mp к F и внезапная смена расположения голосов от тесного к широкому. Различные же тесситурные условия и различная степень напряжения голосов делают звучание на F относительным, что соответствует общей идеи произведения – зарисовке образов затухающей зари и наступающего вечера.

 

 

Кульминация является также и подготовкой к репризе, связкой между II и III частью и снова на грани построений смена размера на 9/8 (на протяжении 3х тактов).

Третья часть – реприза начинается несколько измененной мелодией темы второго построения 1й части, переплетаясь с интонациями первого построения этой части. Заканчивается произведение первоначальной темой, которая происходит у S и T на фоне органного пункта у альтовой и басовой партий.

Изменение метроритма, - один из элементов музыкально-выразительных средств, участвующих в формообразовании этого произведения.

Следует также отметить прямую связь переменнности размера в музыке со строением поэтического текста. С.И.Танеев – очень бережно относился к тексту и стремился как можно ярче отразить литературно-художественные образы.

 

Вокально-хоровой анализ.

Хор «Вечер» - написан для 4х-голосного смешанного хора.

 

Диапазоны хоровых партий:

 

 

 

Диапазон всего хора:

 

 

Вокальные штрихи точно представлены автором: legato, staccato.

При разучивании данного произведения возникает целый ряд трудностей.

Интонационные трудности:

В произведении редко встречаются скачки на широкие интервалы, в основном это ходы на м3, б3, а так же хроматические ходы, т.е. пение больших и малых секунд, которые следует петь остро, в единой вокальной позиции. Все тона и полутона необходимо петь вверх широко, а вниз узко.

Скачки на ч4,ч5 должны исполняться активно, на хорошем опертом дыхании.

Пение на одном звуке. Над этим следует работать так: каждую следующую ноту петь с тенденцией к завышению. При разучивании интервалов, нужно помнить о тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые.

В хоре встречаются паузы – четвертные и восьмые – которые нужно прослушивать и точно снимать.

Сложность представляет выдержанная синкопа в партии Альта.

 

 

Дирижерские трудности:

Непрерывность музыкального развития, разновременное вступление голосов, самостоятельность мелодических линий – все это заставляет обдумать дирижерский жест. Дирижер должен все время представлять себе хоровую ткань, для того чтобы постоянно руководить ею, предупреждать и направлять.

Анализируя основные вокально-хоровые трудности произведения, следует остановиться на выработке глубокого, спокойного дыхания для каждого певца и цепного дыхания для хора. Этому помогут специальные вокальные упражнения, которые рекомендуется использовать на подготовительном этапе, непосредственно перед работой над произведением.

Все вышеперечисленные трудности, лишь небольшая часть тех трудностей, которые могут встретиться при работе над данным произведением.

Главное – выявить их в процессе хорового анализа сочинения и найти пути к их преодолению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: