Конституционные основы правового статуса личности в Российской Федерации





Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.
Структуру конституционного статуса личности составляет совокупность конституционных прав, конституционных свобод и конституционных обязанностей.
Правовое закрепление конституционного статуса личности отражено в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
Конституционный статус личности базируется на принципах, которые также нашли свое отражение в гл. 2 Конституции РФ.
Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.
Принципы конституционного статуса человека и гражданина:

· неотчуждаемость прав и свобод;

· ограничение пределами свободы других лиц;

· непосредственное действие прав и свобод;

· гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства;

· приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека;

· равенство перед законом и судом;

· равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности;

· равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.


Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья).
Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные;
Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, т. е. они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством.
К личным правам и свободам Конституция РФ относит:

· право на жизнь (ст. 20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

· право на достоинство личности (ст. 21), предполагающее, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства;

· право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

· право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), под ними закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека, которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24);

· право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

· право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

· право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

· право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28);

· право на свободу мысли и слова (ст. 29).


Политические права и свободы, которыми гражданин наделяется как член политической общности, определяют его правовое положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти.
К политическим правам граждан Российской Федерации относятся:

· свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), которую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам;

· право на информацию (ст. 24, 29);

· право на объединение (ст. 30);

· право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

· право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия (ст. 32);

· право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).


Социально-экономические и культурные права и свободы являются основой всех иных прав. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.


Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм трудовой деятельности:

· право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

· право частной собственности и ее наследования (ст. 35);

· право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36);

· право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37);

· право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37);

· право на отдых (ст. 37);

· право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).


К социальным правам относятся:

· право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);

· право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7);

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

· право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40);

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

· право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).

· право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42);


К культурным правам Конституция России относит:

· право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43);

· право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ст. 43);

· свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);

· право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).


Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения человека и гражданина.
Одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ.
Каждый человек, находящийся на территории РФ, обязан:

· платить установленные налоги и сборы;

· соблюдать Конституцию РФ и законы;

· беречь памятники истории и культуры;

· заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;

· обеспечивать получение детьми основного общего образования;

· сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам;

· давать свидетельские показания.


Кроме того, гражданин РФ обязан защищать Отечество, нести воинскую (или альтернативную службу).
В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства. Несоблюдение конституционных обязанностей влечет юридическую ответственность, установленную законом.
Конституционные гарантии - условия и средства, при помощи которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии делятся:

· на социально-экономические - благоприятные условия жизни людей, способствующие пользованию правами и свободами;

· политические гарантии - развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе;

· юридические гарантии - правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод.


Права и свободы человека в РФ могут быть ограничены только в случаях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, государственной безопасности.
Типичные формы ограничения прав и свобод:

· особый режим въезда в РФ и выезда из нее;

· ограничение свободы передвижения внутри страны;

· запрещение уличных шествий и демонстраций;

· ограничение свободы печати;

· введение комендантского часа;

· нарушение неприкосновенности жилища;

· аудиовизуальная слежка;

· прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции;

· досмотр транспортных средств;

· задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

· содержание под стражей.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение законности, создание гарантий от произвола. Таким образом, одна ветвь государственной власти ограничивается другой, ее ветви уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.
Статья 11 Конституции РФ содержит перечень высших федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Конституционно-правовой статус Президента РФ закреплен в гл. 4 Конституции РФ. Конституционные должности Президента РФ:

  • Глава государства;
  • Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ;
  • председатель Совета безопасности РФ.


Как глава государства Президент РФ представляет Российскую Федерацию - внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.
Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.
Президенту принадлежат широкие полномочия по формированию федеральных органов государственной власти (исполнительной, судебной).
Также имеются и полномочия в области законодательства (вносит законопроекты в Государственную думу, подписывает и обнародует федеральные и федеральные конституционные законы РФ, обладает правом отлагательного вето при подписании федеральных законов).
Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. На должность Президента РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения президентских полномочий в случаях отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия и отрешения от должности.
Федеральное собрание - Парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
Федеральное собрание как законодательный орган обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Двухпалатная структура Федерального собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной думы. Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Федеральные законы принимаются Государственной думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Г осударственной думой.
В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.


Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.
Согласно гл. 7 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Это означает, что никакой другой орган не вправе присваивать себе функции судебной власти по рассмотрению и разрешению дел.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Систему федеральных судов составляют:

  • Конституционный суд Российской Федерации;
  • суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным судом РФ;
  • арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом РФ.


Кроме того, законом «О судебной системе РФ» предусмотрены
суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Конституционный суд Российской Федерации - один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер.
Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции: Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации составляют систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.
Местное самоуправление в соответствии с гл. 8 Конституции РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть. Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти. Однако не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

 

 

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

имени генерала армии В.Ф. Маргелова

 

Кафедра применения подразделений специального назначения

 

 

ДОКЛАД



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: