Духовные структуры ориентированной на человека гимнастики




Черновой перевод

Йохем Нитцольд

Духовные структуры ориентированной на человека гимнастики

Среди центральных моментов, на которые ориентируется учитель гимнастики в Вальдорфской школе, в особенности выделяется общее учение о человеке, с его представлением специальных фаз и шагов развития учеников, членения существа микрокосмоса человека, включая множество педагогических, медицинских, методически-дидактических, терапевтически-гигиенических, а также социально-педагогических указаний Рудольфа Штайнера. На это ориентируется в основном наша гимнастика в отношении возрастных ступеней. Основательная проработка почти неисчерпаемых рекомендаций, указаний и представлений Штайнера в его грандиозном духовно-научном "Учении о человеке", называемом также антропософией, это жизненная задача, непрерываемый процесс изучения до глубокой старости. Здесь заложен духовный источник сил для процесса обучения и воспитания, который хочет служить только человеку. Следующий существенный столп - это изучение в основных чертах строения, функций и трехчленного обмена человека в целом и в его метаморфозах. При этом всплывает вопрос о строении, как застывшем движении, по идее и идеальному облику человека и осмысленному приведению в движение этого одушевленного, одухотворенного обмена. Здесь проясняется также проблема и тайна отношения человеческого обмена и музыки, а также и искусства. Общий обмен неразрывно вплетен в пространство и его качества, в силовой мир пространства, с его направлениями и ориентировкой. Основательное занятие этими_ вопросами указывает путь к здоровому развертыванию человека, показывает в пространственном направлении, например, также существенные нарушения развития и односторонние отношения. Здесь для воспитателя появляется возможность достичь важных познаний о той помощи, которую может принести ученику движение.

Рассмотрение человеческой меры - типичной стороны существа человека - особенно важно, поскольку оно дает знание о том, как именно гимнастическими средствами устранить односторонности и повреждения в развертывании человеческого организма. Пять греческих упражнений, которые Рудольф Штайнер рекомендовал в "драматическом курсе" актерам в качестве универсального языка и ценного вспомогательного средства, образуют ведущий критерий для работы учителя гимнастики.

Важным для построения солидного фундамента одухотворенной гимнастической работы является занятие общим учением о существах и интенсивные усилия для плодотворного развертывания существенных возможностей. Одно только учение Штайнера о растениях, животных и человеке дает уже достаточно материала для обучения - не говоря уже о пути высшего сверхчувственного познания, чтобы успешно работать с существом сил, движений, упражнений, видами гимнастики и спорта.

И только если я основательно рассмотрю это существо сил, я смогу целенаправленно, правильно и осмысленно применить их для человека. И потому огромное значение имеет взаимодействие различных областей занятий, которые как в оркестре должны сочетаться в социальном организме. Теперь мы рассмотрим в отдельности эти существенные основные структуры об указаниях д-ра Штайнера относительно гимнастики.

  1. Социальная точка зрения

 

На переднем плане вначале должен стоять социальный аспект. Учитель гим­настики работает не только для своей специальности, но он дает и берет. Всему художественному - как сами художественные специальности, так и проходящий через все занятия в вальдорфской школе художественный принцип - необходимо присутствие сильного голода к правильному движению, и когда все гимнастическое (охватывающее все подвижное в мире понятий Песталоцци: ручная работа, занятия ремеслом, садоводство, письмо, игры, гимнастика и т.д.) приносит ребенку правильное осмысление движения, то это способствует не только нормальному, здоровому сну и правильному распределению времени между бодрствованием и сном, но способствует также, если ребенок находится в покое и хорошо выспался, здоровой и правильной в интеллектуальном отношении деятельности на следующий день, которая, если она построена соответствующим спиритуальным образом, действует воспламеняюще и оплодотворяюще и на другие специальные области. Так замыкается круг, и так действительно наполняются золотые ведра различных специальностей! Итак, учитель гимнастики питается дарами художни­ка, и он может - при правильной работе, например - одарить учителя истории. Эти перспективы должны быть также вписаны в подходящие учебные планы. Рудольф Штайнер обстоятельно говорил об этих социальных отношениях в Илклей-курсе "Современная духовная жизнь и воспитание". Из этой безусловной взаимной принадлежности специальностей, вырастает, однако, понимание общей ответст­венности, которая закономерно переходит в религиозное служение, если к тому же еще понимают, что божественные силы, которые до смены зубов строили тело ребенка, теперь посредством обучения, но по возможности неповрежденными и правильным образом должны продолжать действовать дальше.

2. Важнейший хронологический путь

 

Перед тем как я в качестве молодого учителя начал вести занятия гимнастикой, я осведомился относительно наличия указаний Рудольфа Штайнера, и получил справку, что здесь существует - хотя и в чрезвычайно рассеянном виде - некоторый материал, что Штайнер специально занимался вопросами гимнастики, которую он хотел более одухотворить. Эта справка, без сомнения, была правильной. Но чем больше я занимался интенсивно и систематически всем имеющимся в наличии материалом, тем более я приходил к уверенности, что в многочисленных произведениях, лекциях, семинарских обсуждениях содержится множество решающих и направляющих указаний, по которым может ясно и однозначно ориентироваться учитель гимнастики! Конечно, Рудольф Штайнер еще многое мог бы и хотел добавить к этому. Однако, при рассмотрении многосторонних указаний Рудольфа Штайнера относительно гимнастики и движения, нужен безусловно хронологический подход, чтобы видеть, что Рождественское Собрание 1921/22 ("Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного развертывания душевно-духовного"), явилось как бы поворотным пунктом, между резко критическим отношением д-ра Штайнера к существующим в то время гимнастике и спорту, и вводимой им тогда новой гимнастикой. Так с 1922 г. новая гимнастика вступила полностью в свои права и составила нечто целое наряду с эвритмией, тогда как гимнастика как негативный образ противостояла этому одушевленному искусству движения. Не хронологиче­ское и, тем самым, не основательное изучение может привести к непониманию и неточности при оценке телесных упражнений в Вальдорфских школах. К тому же указания Штайнера рассеяны по разным источникам. Важнейшие моменты указаний Рудольфа Штайнера приведены в последней главе. При всей их краткости, они могут служить указателем для быстрого нахождения соответст­вующего материала.

3. Гимнастика и эвритмия

 

При рассмотрении современного олимпийского упражнения на бревне бросается в глаза, наряду с высоким артистическим уровнем, которому многие гимнастки платят дань своим здоровьем, прежде всего недостаточная связь заимствованного более из танца и балета крайне субъективного выразительного движения с трудными артистическими гимнастическими движениями, при которых сегодня прежде всего обращают внимание на трудность материала, это очевидное расхождение стало также причиной раскола при судействе фигурного катания. Компетентный и не лишенный художественного вкуса наблюдатель прослеживает этот разрыв между чисто спортивным, артистически гимнастическим движением при тройном и четверном повороте и танцевальным, художест­венным, духовным гармонического красивого бега по льду и скоро становится на сторону сильно одушевленного и находящегося в созвучии с музыкой движения, которое в сущности является чистым стремлением к согласию с космическими законами и символами и тягой к абсолютной гармонии: как будто конькобежец еще не целиком достиг твердой земли и описывает точку с различными вариация­ми, двигаясь по эллипсам, окружностям и лемнискатам, дугам, гаггиям, спиралям, зачаровывая на льду весь планетный и небесный мир! И там, где на границе человеческих возможностей спортивно-физиологическое действие связано с этим прекрасным, гармоническим, ритмическим космическим движением, именно на этом стыке часто разрушается основа этой общей прекрасной иллюзии и, тем самым общее впечатление; там летящий Икарус низвергается на Землю. Если при гимнастике на бревне иногда производятся также движения пальцами, которые едва ли имеют отношение к гимнастическому движению, то, наоборот, при фигурном катании произвольно вставляются спортивные элементы, которые значительно снижают общую цельность всего произведения. В обоих случаях исполнитель постоянно вибрирует в своих отношениях между внутренним и внешним. Чем моложе человек, тем менее он приспособлен к такой быстрой смене. Для здорового воспитания детей в Вальдорфских школах Рудольф Штайнер разрешил эту проблему минуя сферу танца тем, что одухотворенную осмысленную гимнастику и одушевленную объективными художественными законами эвритмию он сделал различными предметами. Итак: духовное телесное движение и гигиена души. Он указал на то, что здесь не возникает коллизии; ибо эвритмия - это пластическое формирование, видимая речь, видимое пение, поток изнутри наружу. Новая, ориентированная на человека гимнастика - это жизнь в статике и динамике, это постижение внешнего пространства, вписывание в образующие возможности и силовой мир пространства, путь снаружи внутрь. Эвритмия имеет больше отношения к дыханию, т.е. к тому процессу, при котором дыхание переходит в кровь; гимнастика более соответствует кровообращению, т.е. процессу перехода крови в мышцы. Тем самым гимнастика является внешним замыканием эвритмии! Эвритмия как Ваятельница стоит перед художественным произведением -человеком, должна угадать в уплотнении мускулов характер движения; учитель гимнастики как статик и динамик должен с выработанным ранее художественным ощущением видеть перед собой идеально сформированного человека, в которого должен превратиться его ученик, причем в ученике должно образоваться инстинктивное ощущение отношения тяжести и легкости членов тела. Для учителя гимнастики встает вопрос: как из художественной деятельности художественным образом возникает гимнастика?

Что требуется человеческой организации для внешнего движения в пространстве? Какие задачи поставили перед нами боги, чтобы мы осмысленно их развивали на Земле? Гимнастика непосредственно имеет дело с волей; эвритмия воздействует на волевую культуру на пути чувства! Отсюда становится понятным, почему связь эвритмии с гимнастикой у девушек проходит легче, чем у юношей, у которых эти вещи несколько более дифференцированы. Поскольку искусство пробуждает голод к осмысленному движению, занятия эвритмией должны предшествовать занятиям гимнастикой, и, прежде всего, эвритмия должна предшествовать гимнастическим упражнениям на снарядах. Если недостает эвритмии, то ученик слишком сильно погружается в физическое, если недостает гимнастики, то в распоряжении эвритмии оказывается недостаточно пронизанный силами облик в качестве "инструмента". К числу недостатков старой, общепринятой гимнастики Рудольф Штайнер причислял то, что в ней установился приоритет телесного движения перед дыханием, которое рассматривается только как реакция на него. От новой гимнастики он требовал, чтобы из нее были устранены все те упражнения, которые при правильной телесной осанке затрудняют дыхание. Только физиологически ориентированная гимнастика вызывает слишком сильное сгорание вследствие пожирающей Я-деятельности и, тем самым, сильную потребность во сне; эвритмия, напротив, находится на бодрственной стороне. В смене действительно одухотворенной гимнастики с пронизанной душевными силами эвритмией, мы вызываем с волевой внешней стороны здоровое равновесие между сном и бодрствованием. Эвритмия должна предшествовать гимнастике, но оба в высшей категории как учебные предметы движения должны проводится в послеполуденные часы, в противоположность к созерцательным, апеллирующим к интеллекту предметам, которые следует проводить в первой половине дня. Совершенно особое терапевтическое значение в нынешнее бедное движением время, ибо - если оставаться в образе современной цивилизации - поток раздражения и впечатлений извне проложил широкую дорогу внутрь человека. Какое важное средство сглаживания, если оно, в своих представлениях и формообразованиях позволяет пройти верным и здоровым путем от подавляемо­го внешними впечатлениями внутреннего наружу! В общем процессе движения действует не только обусловленное органами чувств, но и сверхчувственное; художественное подключает к духовному миру космоса как интеллектуально-головное, так и движение конечностей. Поэтому д-р Штайнер требует, чтобы учитель сочетал в себе собранные воедино черты гимнаста, ректора (художника в широком смысле) и доктора. Гимнастика сама по себе ведет только к частичному развитию человека и поэтому - особенно в области воспитания - может рассматри­ваться только в связи с духовно и научно обоснованном созвучии с эвритмией и другими специальными предметами. Но все движения, гимнастические и эвритмические, воспринимает в себя эфирное тело, и наполняется ими, подобно тому, как физическое тело наполняется материей.

4. Осмысленные движения

 

В предыдущей главе мы уже коснулись вопроса об осмысленных и бессмысленных движениях. "Отдаться веществу - значит растратить душу", - так говорил Рудольф Штайнер. Как бессмысленные он определял движения, которые ориентированы чисто физиологически, которые чисто или преимущественно направлены на то, чтобы тренировать тело: так в чисто интеллектуально придуманных играх, в командных упражнениях с технически регулируемыми или полностью неорганизованными, аритмичными движениями, также в принятии поз, которые не свойственны человеку, затрудняющих дыхание, в ориентирован­ных только на физическое бессмысленных движений приводящих к повышенной, односторонней потребности в сне и зачастую к связанным с этим ожирением.

Осмысленными движения являются тогда, когда они в своей направленности следуют духу, когда они имеют своей целью не только тело; когда гимнастика и эвритмия дополняют друг друга, когда упражнения выводятся из истинной природы человека, существо которой точно изучено и познано. В упражнениях может присутствовать чувство нарастающей силы, а также ощущение удовольст­вия от позы, осанки и движения тела. Каждое из этих движений нужно прочувст­вовать, дыхание должно быть свободным, это должны быть упражнения, которые требуют сноровки и присутствия духа, а также расчетливости и логичного мышления. Воодушевление ведет к правильной инициативе. Душа шепелявит при только регулярных движениях, рычит при нерегулярных, и поистине поет при гармонически - мудрых, космически - ритмических двигательных процессов мироздания, объяснял нам Рудольф Штайнер. Осмысленным является то стремление к движению, которое дети вынесли из предшествующих художествен­ных занятий, и которое они должны и хотят ощущать как необходимую помощь на пути правильного развития, т.е., например, гимнастическое, которое имеет в виду идеальное строение человека, свободные игры и возня, бег, прыжки, метания, лазание, борьба, упражнения и работа на снарядах с подходящими заданиями, и хорошие игры с правилами предусматривающими равновесие между свободой и ограничениями, упражнения в которых может на высшей ступени развиться в понятие долга. Это как бы общий гигиенический массаж, который твердо может опираться на духовную науку Рудольфа Штайнера. Целенаправленные, выразительные и игровые движения в смысле Шиллера в полной мере вступают в свои права в Вальдорфской школе.

Теперь можем мы привести конкретные примеры движений, которые частич­но уже могут быть названы осмысленными целенаправленными движениями, также как бег, прыжки, метания, или дать осмысленные рамки в широком смысле физиологическим, также как отжим в положении лежа (), сгибание колен () и подтягивание на руках (), если мы их возьмем в правильном отношении для окружающего мира, вплоть до социальной остановки.

Бег: В исполненном фантазией мире ранней нижней ступени, при всех воз­
можных хороших играх от ".................. " через "................... " (смена деревца), вплоть до " " (птица летит и возвращается), бег превращается в осмысленное задание. Практикование всех этих ценных игр уже дает достаточную школу бега. Также многие игры типа " пятнашки " (......) (например "день - рождения ") ".......................................... ", " колдунчики " /.. /, " выручалочки " / /,/...../и т.д), трехгрупповые игры (красные могут салить голубых, голубые зеленых, зеленые красных) и всевозможные эстафеты с их многочислен­ными вариациями чрезвычайно подходят для обучения бегу - между делом - для средней и высшей ступени. Здесь можно сознательно вырабатывать ритм бега, например, при " эстафете в ряд " и " круговой эстафете ", когда стартующий пробегает мимо всех остальных, стоящих на одинаковом расстоянии, и за ним всегда включается в бег следующий.

"................................... ", при которой перевозчик противоположной команды переправляет через некоторый участок первого бегуна группы 6 сам же остается на месте, а переправляемый становится перевозчиком для второго, этот для третьего и т.д. пока все не будут переправлены на другую сторону - или даже обратно _ эта игра носит явно выраженный социальный характер. На занятиях плаванием можно отличным образом закреплять и углублять способы буксировки применяемые спасателями. Например, в школьном доме отдыха на небольшом озере можно с помощью нескольких лодок устроить настоящую переправу. Но вернемся к бегу! При эстафете с катящейся палочкой (двумя гимнастическими палочками перекатывается третья вокруг отметки или препятствия) бег сочетается с ловкостью, причем существуют различные возможности преодоления пространства (по прямой, по кругу, извилистая линия и т.д.).

Слишком большое различие в силах учеников можно сгладить в эстафете " ", (Золотой гусь). Здесь сильные должны стоять впереди, а слабые сзади. Первый бегун, следуя известной сказке, это мальчик с золотым гусем, он пробегает предназначенное пространство, затем к нему приклеивается второй, затем третий и т.д. Так сильные нагружаются больше, слабые меньше. Можно даже еще больше увеличить нагрузку первого бегуна, если сменять прицепляемых сзади. Мы сознательно не упоминаем, что эта эстафета выступает еще под названием "железнодорожная эстафета", ибо под таким Мотто сразу же происходит голос подражания чисто механически-техническому движению локомотива. Мы, безусловно, должны оставаться в человеческой области, если это возможно. При таких человекообразных играх ученики всегда испытывают радость, а это немаловажно. Для шестого класса ценность представляет "..................... " (медвежий бег), при которой "свежеиспеченный" одной команды противостоит "староиспеченному" другой команды, при которой кругозор и осмотрительность являются важной стороной игры. Она особенно годится для работы на свежем воздухе в переходное время года, когда ученики в ритмической смене, в зависимости от внешней температуры и собственных возможностей, могут тренироваться в беге. В такой веселой игре, как "медвежий бег" можно больше набегаться, чем при серьезной тренировке в беге в учебные часы! В таких важных, но недооцениваемых сегодня играх, как горелки и выбивание мячом, преимуще­ственно в 7-9 классах, чередуется бег с целенаправленными ударами, ловлей и бросками. Также исключительно ценные задания, само собой разумеется, не исключают чистый бег на скорость и на определенные дистанции на соответствующей возрастной ступени. Можно с определенными намерениями вводить в занятия гимнастикой разнообразные вещи. В один из последних часов перед поездкой в школьный дом отдыха в 7-м или 8-м классе, я всегда устраиваю к величайшей забаве эстафету с рубашками. Вначале я показываю классу, как правильно сложить мужскую рубашку; затем каждый по очереди быстро надевает ее и после выполнения задания быстро снимает и складывает. Это составляет уже половину работы по наведению порядка в шкафчиках в доме отдыха, поскольку это столь нелюбимое занятие, складывание рубашек, однажды уже выполнялось с радостью и интересом, и ученики знают, как это делается.

Метания: Наряду с метанием мяча на дальность, метанием диска и копья, в области гимнастики - также как и при беге существует еще масса возможностей. Таковые имеются, например, при ……… (броски в цель), при..…….(голубой), при …..…., а также при разного вида эстафетах, от передачи мяча по кругу при "часовой эстафете", где одна команда бежит, другая передает (затем наоборот), до бросков на дальность на свежем воздухе.

Прыжки: Подобные же возможности осмысленного движения существуют также при прыжках и т.д. " " (Прыжки с камня на камень) (тройной прыжок) после дачной ловли мяча при (прыжки через скакалку) всякого рода могут быть сюда ричислены только факультативно, наряду с многими другими.

Другие ".................. ": При других, просто задействующих физиологически-телесных упражнениях, мы следуем осмысленному принципу "…………" в широком смысле! Следует ли непременно вводить подтягивание на перекладине? Разве не достигается тот же эффект карабканья на горизонтально поставленной лестнице? Лбом перекатывая медицинский мяч от одного промежутка к другому, не впадая при этом в физиологически обусловленную монотонность, причем - в зависимости от наших целей - это задание может различным образом варьироваться. Лучше если движения подтягивания на руках упражняют при свободном лазании. При упражнениях в сгибании коленей вместо того, чтобы делать их на месте или на ступеньках лестницы, можно, например, устроить игру " " (бросок - присед - эстафета): Бросающий стоит на некотором удалении (5-15 метров) от выстроенной в затылок друг другу команды и бросает первому ученику в команде не слишком тяжелый и не слишком твердый мяч, тот ловит его и бросает обратно. Затем он приседает на корточки и ведущий бросает мяч другому ученику и т.д. Последний ученик бежит с мячом на место ведущего - в это время вся команда выпрямляется - бывший ведущий становится впереди команды. Так продолжается, пока каждый не побывает ведущим. В эстафетах "…….. " и "……." в различных комбинациях мы видим упор лежа и откат назад в "………", при "……." (мяч через веревочку), "……", "………" и определенных версиях "………" бросающий и ловящий мяч осмысленным образом связаны друг с другом. Быструю передачу мяча мы имеем при " " и "…….", в эстафетах с касанием или при соответствующих вариациях игр. Но мы должны устранять в нашей гимнастической работе не только одностороннее физиологическое, но мы должны также отказаться от сегодняшних бездуховных тренировочных машин, которые с общечеловеческой точки зрения могут рассматриваться как орудия пыток. Тренировка же силы и выносливости при командном ………перетягивании каната, при …..,…..,…..,…..,….. и всевозможных поединках и групповых упражнениях имеет совсем другое отношение к достоинству человека!

Это только некоторые примеры для уточнения. Решающими же являются не всевозможные надуманные усовершенствования, но здоровое постижение жизни и способ представления вещей, правильное чувство для естественного и важного, для жизни. Существенным же для учителя гимнастики является, чтобы он хорошо зная проблему - сегодня к сожалению с явлениями противоборства связывают слепоту и рутину - чтобы исходя от правильного представления образа человека, и человеческого достоинства он должным образом действовал при помощи сознания моральной ответственности. Совершенно особое внимание в области осмысленного движения должно быть уделено низшим гимнастическим классам. Здесь мы еще целиком должны пребывать в дивном образном мире, в области детской фантазии, которая побуждает к деянию. Подумайте, например, о пренебрегаемых, к сожалению, занятиях рукоделием и др., которые могут быть связаны с ритмическими стихами и с помощью которых многие необходимые телесные упражнения можно проводить одушевленным и художественным образом. Как классный учитель, с чувством высшей ответственности создает свои указания для отдельных учеников, так и учитель гимнастики создает свои важнейшие ритмические двигательные пьесы для младших классов.

 

5. Мысли к проведению занятий

а) Предварительное планирование

Учитель гимнастики при своей интенсивной подготовительной работе должен знать, какие занятия предшествуют гимнастике и какие последуют за ней, и что и каким образом проходит на главных занятиях. С течением времени собираются сведения о том, что действует на гимнастику от определенных учителей специальных предметов и методов. Также можно и нужно приобретать опыт относительно результатов собственной деятельности. Д-р Штайнер считал необходимым знание о предшествующем, и считал, что классный учитель иногда сам может обеспечивать необходимую непрерывность. Если же на его место выступает специалист, то на него, без сомнения, ложится величайшая обязанность, иметь основательную информацию обо всем учебном процессе от других работающих в классе учителей. Само собой разумеется, учитель гимнастики должен знать для себя обзор того, чего он достиг с учениками и какие задачи еще перед ним стоят. При этом он должен не формально и сухо придерживаться плана. А именно, существенным при вступлении ученика в область гимнастики и в начале занятий является подслушать, какие глубокие истины, рожденные из художественной потребности в движении он хочет развивать; для этого требуется развить тонкое чутье и основанный на человековедении взгляд. Мы должны быть достаточно подвижными, чтобы заранее запланированное привести в необходи­мую связь с едва наметившимися потребностями и желаниями. Именно у малышей большей частью видно инстинктивно-осмысленное, каждый внимательный учитель гимнастики знает это: один раз ученики входят в зал и бегают взапуски или ловят друг друга, в другой раз можно видеть как они разбившись на пары меряются силами в борьбе и возне; затем у них возникает сильная потребность в карабкании и лазании или в кружении, бросании, в прыгании, в кувыркании и раскачивании. Из закономерного процесса выворачивания молодого человека во время половой зрелости, выступает перед нами иное; выражение желаний старшеклассников происходит совсем иначе - это сознательно выражаемые потребности. Из подсмотренного идеального облика и общего конкретного состояния молодой индивидуальности, учитель гимнастики может понять, в чем действительно ученик нуждается. Позже это можно еще уточнить в ходе самого процесса работы, и затем соответствующим образом модифицировать. Тогда мы должны будем повзрослевших учеников направлять к определенной цели и доводить до их сознания постановку задачи. В высших классах мы должны дойти до того, чтобы ученики сами ставили себе целью упражняться в таких движениях, которыми они еще недостаточно гармонично и артистично овладели.

b) Истинная мера в руководительстве, испытании и самопроявлении

Для учителей гимнастики могут быть весьма ценными просмотры кинозаписей и диапозитивов, но он должен учиться наблюдать рисунок движения духовным оком. Такое внутреннее представление и чувственное вживание в образы явлений, без сомнения облегчают ему надежное последовательностью движений.

Здесь можно - подобно требуемому Рудольфом Штайнером внутреннему образному идеальному облику человека - создать идеальный образ движения, который является правильным, объективным и реальным в силовом мире; в сравнении с которым мы можем корригировать еще не совершенные конкретные движения. Не только собственный опыт учит меня. Некоторые успешно выступавшие гимнасты сообщали мне о внутреннем переживании упражнений, например, перед соревнованиями. Концентрация и предварительная проработка

гимнастических упражнений перед внутренним духовным взором сегодня является важной составной частью многих методов тренировки. В упражнениях происходит постоянная корректировка образа представлений движения. Большую помощь при этом оказывает всякая художественная деятельность. Для молодых людей на высшей ступени обучения очень много значит, если провести перед их взором значение точного наблюдения и внутреннего образа представления движения. Какой получат они опыт, если таким путем им внезапно удастся выполнить тяжелейшее упражнение! Теперь исходя от полноты возможных двигательных образов, перейдем к оценке одной стороны областей гимнастики, легкой атлетики, упражнений на снарядах и игр. Представим себе, что человече­ское тело маркировано в некоторых местах световыми точками. Тогда при гимнастических упражнениях графа фон Ботмера мы будем иметь ясные геометрические, вычисляемые человеческим обликом, фигуры; за ними непосред­ственно следует легкая атлетика. Конфигурации гимнастики на снарядах - хотя от снаряда к снаряду типично существенно различаются - имеют сильный конкретно связанный с окружающим миром характер. Только гимнастика на земле имеет подобные, связанные с почвой отношения, как гимнастика и легкая атлетика, сюда принимают еще только упражнения в прыжках. Тот, кто не знаком с гимнастическими снарядами, может их вскоре легко идентифицировать из формы световых фигур. Очень свободные, кажущиеся лишенными геометрических закономерностей, и только с помощью высшей математики постигаемые фигуры прорисовываются в пространстве при игре в мяч. Из нескольких темных зон и поверхностей границ их, а также из столкновения световых фигур, познаются закономерности игры. Это более чем забавная игра, основательно мыслительно познакомиться с возможными конфигурациями определенного упражнения, определенного снаряда, определенной игры. При этом можно приобрести воззрение на типичное существо предмета.

Итак, в гимнастике действительно духовное руководство учителя заметней всего, в игре ученик чувствует себя свободней в рамках существующих правил. Вместо "свободный" лучше было бы употребить здесь слово "несвязанный"; ибо именно полностью овладев связями, гимнаст делает нечто для свободы своей личности, тогда как несвязанному игроку может угрожать опасность соскользнуть в эгоизм и леность. Между строгим гимнастическим руководством и игровой несвязанностью стоит работа на абстрактных снарядах, на которых можно себя испытать. В гимнастике рамки ограничены возможностями движения суставов, в игре есть правила, здесь конкретная конструкция снаряда. Всплывает критерий силы собственной постановки в пространстве и самоопределения в окружающей среде для всякой формы гимнастики, легкой атлетики, гимнастики на снарядах и игры! Именно этот совершенно существенный критерий можем мы использовать, чтобы приблизится к истинному существу определенных движений. Так фигура борцовского приема с действием и реакцией на него, выглядит в пространстве очень сложной и свободной, тогда как бег, прыжок и метания вполне обозримы и проще оформлены. Также свободная гимнастика на земле представляется совсем иначе, чем упражнения на кольцах или гимнастическом коне. Во всяком случае, из характера каждого упражнения учитель может знать, насколько оно связывает и освобождает и как то и другое привести в равновесие. Целый урок гимнастики соответствует примерно уроку грамматики; час игры у больших учеников (спортивные игры) можно сравнить с часом свободной беседы. Тогда и написание статей можем мы рассматривать в параллели с работой на снарядах. Человек, от ясных бодрственных понятий, через грезящую, ритмически колеблющуюся жизнь чувств, до спящих волевых импульсов - это трехчленное существо, которому по возможности во всех его частях должны соответствовать также занятия гимнастикой. Из временных оснований это получается не всегда, но при всех двигательных упражнениях это должно быть руководящим принципом. В сдвоенные часы этого можно достигнуть всегда, но даже в смысле интонации в различные короткие часы, открываются хорошие возможности сглаживания и равновесия. Итак, руководительство, испытание и самопроявление должны быть замкнуты в некое единство, занимать широкое поле между болью и радостью. Но именно в преодолении болезненных препятствий, в самопреодолении, молодой человек может найти радостное чувство доверия к себе и истинную хорошо осознанную свободу.

c) Движения ведут к покою

Принятие космической духовности посредством осмысленных движений побуждает к мыслительному их применению; духовное, которое находится в конечностях, изливается вверх и может быть использовано, также может быть зафиксировано. Причем, не будет бессмысленным отвлечением, если после гимнастических упражнений ученики пару минут побудут в покое, это, по мнению Рудольфа Штайнера, тем необходимей, чем старше ученики.

Если освобожденное двигательно-духовное не привести снова к покою, то в экстремальном случае мы воспитаем человека, который тотально потеряется в жизни. Невозможность прийти к покою подобно несчастному случаю с сотрясением мозга, когда пробелы в памяти показывают, что предшествующее потеряно. На следующий день у ученика не будет в наличии того, в чем мы нуждаемся, чтобы правильным образом вписаться в более созерцательные специальные предметы. В ходе дальнейших рассмотрений будет показано, как движения корреспондируются с темпераментом и способами счета. Здесь же, при успокоении после движения и прохождения через ночной сон, мне кажется допустимо сравнение с дифференци­альным исчислением. Что делаем мы при дифференцировании? Отклонения и формы нашего нормального человеческого пространства сохраняются, но предметы становятся бесконечно малыми, т.е. приближаются к покою. Я веду расчеты в этом другом пространстве крохотных измерений, переход же через ночной сон возвращает меня снова к целому, тотально преобразованному, в нормальную исходную область чувственного мира. Тем самым я разрешаю задачу, которую я никогда не смог бы решить нормальным путем, пользуясь обычными способами расчета. Все - суть только подобие. Движение конечностей и мыслительная структура - это только две стороны чего-то высшего, как дух и материя. Гимнастика является хорошей подготовкой на пути к понятиям.

d) О дидактической ориентировке и методическом построении занятий

"В каждом отдельном году, в каждую отдельную неделю переживая существо ребенка в своей собственной душе, мы создаем то, что должно образовать спиритуальную базу для воспитания"

(Р.Штайнер)

 

По мере познания человека, отвечая на педагогически-дидактические вопросы, мы не придем к искусственной педагогике. Вальдорфскую педагогику нельзя изучать как квазиформальную рецептуру, эта педагогика также как дидактика - истинная непосредственная практика, основанная на опыте познания человека, затрагивающая также глубокие социальные вопросы. Планирование на дальнюю перспективу, однако, с подвижным учетом подслушанного у детей, было уже обсуждено. Речь идет о корректировке целей занятий, о реальном долговременном и моментальном образе двигательных возможностей класса, а также о выборе и порядке содержания упражнений, которые специально подходят для данного процесса развития и образования. Динамически живая постановка цели идентична с правовой волей в отношении развития человека в связи с целями образования в определенной специальной области. Исходя из учения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: