Первая и вторая сигнальные система. Учения Павлова.




Типы высшей нервной деятельности. 1 и 2 сигнальные системы. Память. Виды памяти, механизмы памяти

В различных ситуациях каждый из нас ведет себя по-разному. Это поведение давно интересовала ученых, и в свое время Гиппократ создал учение о темпераментах. Он основывался на 3 жизненно важных соках – таких как: кровь, слизь и желчь. И по Гиппократу, если у человека преобладает:

1. Горячая кровь, по латыни это будет «сангвис», он назвал его сангвиник. У такого человека преобладает энергия, настойчивость и решительность.

2. Если преобладает слизь, по латыни это будет «флегма», он назвал его флегматик. Это холоднокровный, медлительный человек.

3. Если преобладает едкая желчь, по латыни «холео», он назвал его холерик. Это раздражительный, вспыльчивый человек.

4. Если черная желчь, по латыни «мелано холе», он назвал его меланхолик. Это человек вялый, постоянно прибывает в унынии, плаксивый человек.

Были попытки судить о темпераментах по полноте и худобе.

Впервые научный подход к изучению типов ВНД сделал Павлов. Он проводил эксперименты на животных, вырабатывал у них условные рефлексы и при выработке условных рефлексов, он отметил, что животные ведут себя по-разному. У них появляются индивидуальные различия. У них наблюдаются процессы возбуждения и торможения в высших отделах мозга. Показатели типов ВНД являются особенности условно рефлекторной деятельности:

1. Скорость образования условного рефлекса

2. Величина условного рефлекса

3. Прочность условного рефлекса

4. Интенсивность внешнего и внутреннего торможения

5. Быстрота иррадиации и концентрации

Для определения типов ВНД второе, что вывел Павлов это принципы процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения могут отличаться:

I. По силе:

1. Процессы идут слабо

2. Процессы идут сильно

II. По уравновешенности:

1. Уравновешенный

2. Не уравновешенный

III. Подвижность. Это смена процессов возбуждения и торможения:

1. Подвижные

2. Малоподвижные

И на основе этих учении Павлов создал свои типы ВНД.

1. Живой. У него процессы идут сильно, уравновешенно и подвижно. Он соответствует сангвинику – у него преобладает энергия, настойчивость и самообладание.

2. Спокойный. У него процессы идут сильно, уравновешенно и малоподвижно. Он соответствует флегматику – у него преобладает энергия, работа способность и чувства меры.

3. Безудержный. У него процессы идут сильно, неуравновешенно и преобладают процессы возбуждения и подвижно. Он соответствует холерику. Такой человек много работает, но быстро устает.

4. Слабый. У него процессы идут слабо, малоподвижно и неуравновешенно. У него преобладают процессы торможения. Он соответствует меланхолику. Это человек плаксивый, всего боится, нерешительный.

В формировании типов ВНД большую роль играет генотип, передающийся по наследству, а также фенотип. Свойства проявляющие в процессе индивидуальной жизни зависит от того в какой внешней среде находится человек или животное. Т.к. генотип изучать очень трудно, то можно судить о формировании типов ВНД по фенотипу. Для этого в лаборатории Павлова брали собак одного помета, делили на 2 группы, одну группу отпускали жить на волю, а другую помещали в домашние условия. Первая группа приобрела черты сильного характера, а другая группа слабого. У человека в формировании типов ВНД большую роль играет среда, в которой находится человек, его воспитание и культура. Типы ВНД можно определить не только по генотипу, но и по фенотипу.

Первая и вторая сигнальные система. Учения Павлова.

Первая сигнальная система свойственна и человеку и животному. И для человека и для животного существует основные закономерности условно рефлекторной деятельности.

I. И у человека и у животного сложно выработать условный рефлекс.

II. И у человека и у животного вырабатываются все виды коркового торможения.

III. И для человека и для животного присущи следующие процессы, которые происходят в коре:

1. Иррадиация процессов возбуждения или торможения.

2. Концентрация

3. Индукция

4. Конвергенция

IV. И для человека и для животного характерны аналитико-синтетические свойства мозга, которые отражают реальную действительность в виде ощущении.

По Павлову все это отражает первая сигнальная система. Адекватным раздражителем является раздражители из внешней среды. Первая сигнальная система отражает совокупность рефлекторных актов, которые возникают в результате сигналов из внешнего мира и в результате формируются конкретное, чувственное восприятие в виде ощущения. И возникает конкретно образное мышление.

Вторая сигнальная система. У человека ВНД имеет качественное отличие. И это отличие связано с речевой деятельностью и благодаря речевой деятельности, трудовой деятельности, общению у человека появляются специфическая настройка в виде слова. И вся совокупность рефлекторных актов связанная со словом называется второй сигнальной системой. Раздражителем второй сигнальной системы является слово:

1. Слово видимое

2. Слово слышимое

3. Слово произносимое

Для человека слово является очень сильным раздражителем. Для человека важно не только произношение, но и смысл. А для животного важно звучание. «Слово это сигнал сигналов» сказал И.П. Павлов. На основе словестной деятельности у человека развивается абстрактно-логическое мышление. Вторая сигнальная система это вся кора головного мозга, но в первую очередь это центры, связанные с речевой деятельностью. Центр произносимого слова, или центр моторной речи находится в левой лобной доле. Называется центр Брока. В височной доле находится центр слышимой речи, называется центр Вернике. И затылочной доле находится центр видимой речи.

Все сложные функции мозга связанны с речью, с пониманием смысла слов, и произношением, ответом на них. Все это идет с участием коры головного мозга. Академик Бехтерева доказала что в коре головного мозга происходит сложные процессы кодирования и декодирования. Эти процессы осуществляются в несколько этапов:

1. В начале при действии словестного раздражителя в слуховой зоне формируется первичный код. Называется акустический. Который адресован структурам связанными с долгосрочной памятью. Мозг узнает это слово.

2. В результате активации долгосрочной памяти возникает новый код – электрический. Происходит кодирование. Это смысловой код, и мы понимаем слово.

3. При необходимости ответа словестного или психического (или мы смеемся, или заплачем) в мозговых структурах формируется управляющий вход.

Учение И.П. Павлова о 1 и 2 сигнальных системах позволило выделить чисто человеческие типы ВНД:

1. Художественный тип. К ним относится люди у которых преобладает первая сигнальная система. Она выражается в конкретном образном мышлении. Это художники, поэты, писатели.

2. Мыслительный тип. Это люди у которых преобладает вторая сигнальная система. У них развито абстрактно-логическое мышление. Это математики, философы.

3. Смешанный тип.

Художественный и мыслительный тип, таких людей немного. Их 15-20%, все остальные 75-80% это смешанный тип.

Виды памяти

Память это одно из свойств нервной системы выражающийся, в способности определенное время хранить информацию о событиях и явлениях и выводить эту информацию в область сознания и поведения.

Обучение и память это две стороны одного процесса. При изучении обучения используется механизм приобретения знании. При изучении памяти используется механизм хранения и использования этих знании. Память включает в себя 4 процесса:

1. Запоминание

2. Сохранение

3. Воспроизведение

4. Забывание

Запоминание. Это запечатление воздействии происходящих из внешней или внутренней среды в виде ощущении и восприятии. Благодаря свойствам памяти человек и животное организуются во времени и пространстве. Функции которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, предыдущий опыт всегда влияет на последующее восприятие и запоминание. Запоминание может быть произвольное, т.е. сознательное, и не произвольное.

Сохранение. Это удержание воздействии из внешней или внутренней среды от момента восприятия до воспроизведения. Сохранение связано с процессом мышления.

Воспроизведения. Это извлечение из кладовой памяти необходимой информации о действии или явлениях из внешней или внутренней среды. Это творческий процесс. В зависимости от того как человек воспроизводит события или явления можно определить уровень и силу памяти. Различают 3 уровня памяти:

1. Высший уровень воспроизведения – это дословное воспроизведения информации.

2. Опознающий уровень. Один раз уведенные формулы способствуют воспроизведению.

3. Облегчающие. Наводящие вопросы помогают воспроизвести события или явления.

4. Забывания. Это процесс противоположный запоминанию. Чтобы не забывать, надо периодически подкреплять свои знания.

Виды памяти

Память бывает:

1. Кратковременная память. Ее разновидностью является оперативная память. Она предназначена для удержания информации походу извлечение ее из долговременной.

2. Долговременная память. Она основана на кратковременной, которая продолжается несколько мили секунд. Затем наступает промежуточная стадия, называется стадия консолидации. Она длится от 2 до 12 мили секунд.

3. Механическая память. Она свойственна людям, у которых преобладает первая сигнальная система. Они легко запоминают номера телефонов, адреса.

4. Абстрактно-логическая память. Она свойственна людям, у которых преобладает вторая сигнальная система. Они легче запоминают смысловые связи событии.

Память зависит от возраста, здоровья, заинтересованности и тренированности. У большинства людей развита и механическая и абстрактно логическая память. Сохраняется память от 40 до 45 лет. Затем постепенно слабеет, но только механическая, а абстрактно логическая является высшей формой памяти и не лимитируется во времени.

В зависимости от того через какие органы чувств поступает информация память бывает:

1. Образная

2. Слуховая

3. Осязательная

4. Двигательная

5. Эмоциональная

6. На внутреннее состояние. Этот вид памяти имеет значение для процессов само регуляции.

Механизмы памяти

I. Условно рефлекторная теория. Он изучался в лаборатории Павлова, он основан на образование временных связей. Сюда включается 3 процесса:

1. Структурно морфологический

2. Биохимический

3. Функциональный

Структурно морфологический. Это увеличение пре синоптических терминале, образование новых шипиков на дендрите, сужение синоптической щели и большое включение синапсов.

Биохимический. Происходит изменение структуры РНК, с участием нуклеиновых кислот и нейропептидов.

Функциональный. Уменьшается время синоптической задержки и появляется эффект проторения пути.

II. Химическая теория. Считается что на процесс запоминания влияет усиленный белковый обмен, РНК, повышается процессы возбуждения в нейронах что облегчает образования временных связей.

III. Теория нейронных цепей. Это физическая точка зрения. Нейронная модель это группа нервных клеток которые взаимосвязаны и устойчивы во времени. Электрические импульсы образуют доминантный очаг возбуждения, который поддерживает ритм, локализацию и стойкость процессов возбуждения и торможения.

IV. Ассоциативная или психологическая теория. Ассоциация очень важна для воспроизведения. Это теория согласует с теорией нейронных цепей.

Память человека связана с многими структурами мозга, прежде всего это височная доля и миндалина, а также связанные с ними структуры такие как мозжечок и кора больших полушарии. В опытах на животных получены данные что при одновременном удалении гипокампа и миндалины уничтожаются результаты обучения и лишает животного дальнейшего обучения. Еще более важное значение имеет кора головного мозга. Люди с поврежденной височной долей живут только в настоящее время, они помнят только ту часть жизни, которая прошла до операции или травмы. Все что произошло в момент или после травмы человек не помнит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: