Выборные (избирательные) технологии




Классификация ПТ

Поскольку политическая деятельность на уровне властных структур выполняет три основные функции: аналитическую (диагностическую), директивную. (принятие и внедрение решений) и мобилизующую, постольку и политические технологии можно классифицировать на:

- аналитические (технологии сбора и анализа политической информации);

- директивные (технологии принятия политического решения);

- мобилизующие (технологии форсирования поддержки политического решения значительными массами населения)

 

1) Есть технологии, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками полит. процесса, в т.ч. путем изменения нормативного, институци­онального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе.

2) Есть технологии, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста­новок, убеждений. (Разработка новых идеологий, миссий, концепций и т.п. и трансляция через систему образования, СМИ и пр.)

3) Есть технологии, позволяющие манипулировать поведением лю­дей.

В политике под манипуляцией понимается вид воздей­ствия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулят. воздей­ствия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажет­ся, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения. (См. безстктурное управление. ВУ)

 

Выборные (избирательные) технологии

Весьма эффективны, поскольку наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают политическую ситуацию, социальные проблемы, нужды населения, а те, которые лучше понимают электорат (кто они и чего хотят, за кого проголосуют), и учитывая многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий, обещают каждой электоральной (целевой) группе именно то, что она хочет услышать, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя в патернализм и “социальную озабоченность”.

Избирательные технологии – это совокупность приемов, способов, методов воздействия на избирателей, с целью оказание влияния на их электоральное поведение.

Кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен 1) позиционировать себя среди политической элиты, определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Поддержка лидеров и партий дает кандидату дополнительный организационный ресурс. В России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Но партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти.

2) позиционировать себя среди пром.-фин. элиты от которой зависит финансовая поддержка на выборах. Но, учитывать, что помощь известных банкиров и промышленников, в зависимости от их репутации, способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей.

3) позиционировать себя среди претендентов на искомый мандат. Для этого у кандидата должен быть положительный политический имидж (задачи его формирования непосредственно рассматриваются политическим маркетингом).

4) Главное - правильное позиционировать себя с учетом структуры электората, то есть совокупности социальных групп и слоев, опора на которые обеспечит победу на выборах.

Выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления инф. пространства, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации, “утечек” и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Технологии, которые используются во время избирательных кампаний можно условно разделить на прозрачные (их девиз “Честные выборы!”) и “грязные” технологии, основанные на сознательной подтасовке фактов, подкупе избирателей, распространении анонимной антирекламы, шантажа в адрес кандидатов, заказных убийствах и т. д.

Чистые избирательные технологии:

- анализ общественного мнения для составления достоверной картины установок и мнений людей на момент проведения опроса, выявления вероятных избирателей относительно определенных кандидатов, политических партий, средств массовой информации во время избирательной кампании

- анализ результатов прошлых избирательных кампаний, с целью отследить динамику изменений в регионе;

- изучение демографического и социального состава электората;

- проведение фокус- интервью среди репрезентативных групп, что позволяет выяснить субъективные установки избирателей;

- мониторинг общественного мнения: сиюминутные опросы, которые проводят в течение нескольких дней. И т.п.

 

Среди “ грязных” избирательных технологий наиболее известны:

1. “ Регистрация двойников” - однофамильцев. Этот прием впервые в России был применен в 1998 году в Санкт-Петербурге. Ожидается, что часть избирателей запутается в бюллетенях и поставит отметку не около фамилии основного кандидата, а возле его двойника.

2. “ Регистрация подставных кандидатов ”. Подбирается и регистрируется кандидат, отвечающий электоральным ожиданиям предполагаемых сторонников основного конкурента. У каждого кандидата есть сторонники (проголосуют за кандидата в любом случае) и колеблющиеся (они скорее голосуют не за этого кандидата, а за его соответствие некоему идеальному образу, либо против его основного соперника). Предложив этой части избирателей новую фигуру, есть шанс “оттянуть” голоса у основного соперника.

3. “ Регистрация большого количества кандидатов на одно место ”. Этот прием активно применяется на местных выборах, где нет ярких политических фигур и все кандидаты выглядят примерно одинаково перспективными или одинаково неперспективными. Предполагается, что часть избирателей, столкнувшись с необходимостью выбора из 10-15 незнакомых кандидатов, не будет утруждать себя изучением всех биографий. Возрастает вероятность прохождения непопулярных кандидатов. Значительно проще будет проголосовать “против всех”. А голоса тех избирателей, которые попытаются сделать выбор, распределятся так, что уже ни один из кандидатов не наберет количество голосов, превышающее протестное голосование.

Этот прием повторяется до тех пор, пока избирательная комиссия не примет решение, что выборы состоятся при любой явке. Большинство избирателей, устав от бесконечных выборов, просто не явятся на избирательные участки. Выбирать будут те, кого смогут “привести” сами кандидаты и их активные сторонники (этот прием успешно работал в больших городах на выборах в 1997 и 2000 гг.).

4. “Использование административного ресурса”, когда один из кандидатов уже занимает какую-либо руководящую должность и не покидая на время изб.кампании своего кресла, занимается текущей работой. Это создает дополнительные возможности для повышения его популярности. Прием “использование административного ресурса” предполагает реализацию возможностей, которые дает руководящая должность, для затруднения деятельности конкурентов. При этом могут использоваться различные приемы:

- из аппарата кандидата поступает распоряжение руководителям предприятий не предоставлять помещения для выборных штабов конкурентов.

- если на территории, подведомственной кандидату, есть воинские части и пром. Предприятия, то пользуясь налаженными связями, кандидат договаривается с командирами в.ч. и рук. предприятий об оказании помощи. Например, на пром. предприятиях поступают просто: по окончании смены рабочих везут просто на избирательные участки.

- реализуются адм. возможности заинтересованных в кандидате вышестоящих руководителей.

Р еальным средством недопущения использований таких “грязных” технологий являются законодательные ограничения, которых вводятся в ФЗ.
Но есть технологии, которые не подвластны юридическим законам.

Технологии (модели) манипулирования (Р. Гудин, США)

Рациональная - характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение.

Психологическая - характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

Ныне теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. ("Тавистокский институт человеческих отношений", входит в состав Суссекского университета., «Исследовательский институт научной политики") Это все - ядро "Британского бюро психологической войны"

Есть технологии общегосударственного и даже глобального манипулирования. Они обычно основываются на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирования, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, древние библейские мифы, современный политический миф Б. Абамы об “американской исключительности”).

Методы манипулирования:

  • уменьшение объема информации доступной для рядового гражданина;
  • информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);
  • использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);
  • использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс);
  • наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например “империалист”, “фашист”, коммунист, фундаменталист и т. д.).

Манипулирование особенно широко используется в современных западных демократиях в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: