Апостольский собор в Иерусалиме.




Вселенские соборы начали созываться сразу после прекращения гонений христиан. Они не были регулярными. Это реакция на некоторые «болезненные» для Церкви вопросы, требующие решений.

Разные Церкви признают разные количества ВС: 3, 7, 21 Соборов у Армянской, православной и католической Церквями соответственно.

У католиков Собор определяет папа.

У православных Собор признается Вселенским коллективно, или время, в том смысле, какова политическая обстановка в данное время (например, давление со стороны светской власти).

449 г. - Разбойничий Собор.

 

Первые два Собора касались вопроса триадологии, т.е. учения о Троице.

Первая ересь — арианство. Арий — александрийский священник, создавший свое учение в 4 веке. Он пришел к выводу, что невозможно признать Христа Богом: если он рожден от Бога-Отца, то, по аналогии с человеческим миром, от него (отца), что-то отделяется, его становится меньше. Но если Бог это абсолют, от него нельзя что-либо отколоть, нельзя родить, а значит, Христа он сотворил из ничего. Но он не простой человек, а совершенный, наделенный особенными качествами, но несоизмеримо ниже Бога.

По инициативе Константина Великого собирается первый Вселенский Собор, т.к. ему не хотелось раскола. 325 г. Никея. На нем присутствовало около 300 представителей Церкви, за исключением римского папы (были его пресвиторы), и Ария. Источник — Евсевий Кессарийский (поддержал Ария). Есть легенда, что на соборе присутствовал Николай Чудотворец, но он тогда лишь представлял маленький город, и не имел большого веса. «Заушил» - дал по уху. Противниками арианского учения были александрийский епископ Александр, Афанасий Александрийский, и другие.

«сомоусиус» - единосущий, т.е. отношение Христа к Богу-Отцу. Предложение Константина.

Собор принимает это учение, сформулированное императором, оно известно нам как никейский Символ Веры, т.е. сборник догматов. Туда же добавили, что Христос рожден, а не сотворен.

Ариане предложили добавить букву «йот», и слово превращалось в «сомисиус», таким образом оно приобретало значение «подобносущным».

Афанасий Александрийский предлагал доказать позицию ариан, полимизировал на эту тему, и систематизированно опровергал их учения.

381 г. - Второй Вселенский Собор. При Феодосии Великом, в Константинополе.

Численный перевес епископов склонялся против ариан, они предлагают еще доработать Никейский Символ Веры. Были обсуждены Природа или Сущность, и Лицо или Ипостась, т.е. продолжение триадологии.

Обсуждалась и новая ересь — пневматомахия, те, кто отрицали божественность Святого Духа. Они утверждали, что он сотворен, а не рожден.

Была принята окончательная версия Символа Веры — Никео-Константинопольский. 12 пунктов, которые говорят о самых важных для христиан вещах. Начинается с «Верую», или «Credo». Менять эти принципы было нельзя, иначе бы это привело к расколу. Это канон.

Следующие 4 Cобора были посвящены христологии, т.е. непосредственно о Христе.

Новая ересь — несторианство, от Нестория, ориентировавшегося на сирийскую и антиохийскую богословскую школы. Он говорил, что Христос был рожден Девой Марией, но как он мог родиться от земной женщины, если он Бог? Значит, этот младенец был человеком в этот момент, а после рождения в него вселился Бог.

В Александрии епископ Кирилл утверждал, что Христос был и полноценным человеком, и полноценным Богом, т.е. Богочеловеком, и нельзя разделять его сущности в моменты жизни Христа, они неразделимы.

Третий собор состоялся в 431 г. Феодосий 2, город Эфес. Не дождавшись приезда Нестория со сторонниками, было принято решение признать несторианство ересью, а Несторий собрал свой, так называемый Соборик, где приняли диаметрально противоположное решение. Феодосий 2 решил арестовать Кирилла и Нестория, и в конце концов, поддерживает Кирилла, признав его Собор — Третьим, хотя официально его признали Вселенским только на следующем соборе.

Диоскор Александрийский, племянник Кирилла. Его соратником был архимандрит Евтихий, живший в Константинополе. Они развили учение Кирилла до монофизитства, что впоследствии стало ересью. «Моно» - один, «физио» - природа. Речь идет о том, что у Христа одна природа. «Капля меда в море воды», т.е. человеческая природа Христа полностью растворилась в божественной. Папа Лев 1 сформулировал свою концепцию, объясняющую, что единой природы нет. Христос пришел на Землю не для того, чтобы подавить человеческую сторону, а преобразить ее, очистить. Его миссия — возвысить человеческое до Божественного, а сделать это он мог, только если был полноценным человеком и полноценным Богом.

449 г. - Эфес, собирается Разбойничий Собор. Под председательством Диоскора, он жестко давил на участников, принуждая признать монофизитство, и его почти признали официальной версией. Противниками были папские легаты. Император Феодосий 2 умирает, и на его место приходит Маркиал, и Диоскор теряет авторитет, поэтому многие епископы потребовали нового собора.

451 г. - Четвертый Вселенский Собор, город Халкедон. Осудил монофизитство и принял концепцию диофизитства, двойственной сущности Христа. Две природы соединяются не слиянно, не раздельно, не изменно и не разлучно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: